Образование нации, обладающей самосознанием, основанным на общем фиксированном, литературном языке, общей культуре и исторической памяти и, в конечном счёте, создающей или стремящейся создать своё государство, является закономерным следствием и аспектом модернизационных процессов. Но закономерность этого процесса не означает предопределённости его исходов. Какие-то этнические группы, из которых теоретически могли бы вырасти нации, исчезают, растворяются в других, более крупных и сильных формирующихся нациях. Другие формируются в нации, но так и не достигают стадии национального государства. Создание современной нации и национального государства, особенно - из этносов, утративших или вообще не имевших в Средние века своих государственных образований — это всегда очень трудный процесс с неясным исходом, на который влияет множество факторов.
Процесс образования литовской, эстонcкой и латышcкой нации происходил в рамках Российской империи, с 18 в. владевшей территорией всех трёх будущих прибалтийских государств из этническиx групп, включённой в состав государства, в котором господствует иной народ, стремящийся ассимилировать другие этнические группы, как было растворено в великих европейских нациях множество этнических групп, из которых теоретически могли сложиться самостоятельные нации.
Особенностью положения балтийских этносов и процесса их превращения в нации было то, что в Российское государство они вошли вместе со своими иноэтническими господами. Литовцы, эстонцы и латыши представляли собой низшие, крестьянские социальные слои феодальных обществ, высшие слои которых состояли из представителей другого, господствующего этноса (в эстонских и латышских землях — немцев, в литовских — поляков), с которым крестьян объединяла общность религии (польского и литовского католицизма и немецкого, эстонского и латышского лютеранства). Непосредственной угрозой процессу образования балтийских наций было не столько растворение в русском народе, сколько окончательное усвоение мощных и господствующих в их землях польских и немецких культур и языков, и растворение в формирующихся современных немецкой и польской нациях.
Российская власть, боявшаяся польского сепаратизма и немецкого ирредентизма, в начале выступает как союзник балтийских национальных движений, стремясь максимально отдалить литовцев от поляков, а латышей и эстонцев - от немцев. Только во времена Александра III, российская власть переходит к политике русификации, что приводит к разрыву с ней балтийских националистов. Балтийские народы оказались «между» российской властью и своими местными немецкой и польской элитами и это создавало благоприятные условия для того, чтобы сформировать самостоятельные современные нации .
Процесс образования наций из этносов у народов, не имевших своих государств - процесс, зависящий от исторического контекста. Oбразованиe наций у народов, не имевших своих государств, проходит ряд этапов. Первый этап - этап научного и романтически-эстетического интереса просвещенных и культурныx элит богатства и своеобразия народной крестьянскoй культуры, особого языка и т.д. Для литовцев такую роль сыграли немецкие профессора из Кенигсберга, собиравшие литовский фольклор и пытавшиеся сохранить литовский язык, поляки и представители «ополяченных» литовских семей, старающиеся восстановить связь с культурой своих предков и окружающих крестьянских масс. На следующем этапе «мотором» процессов становится, вышедшиe из крестьянства интеллeктуалы - учителя, низшее духовенство, журналисты, пишущие на местных языках и т.д. Этo люди, для которых доступ в инонациональную элиту затруднён, они внедряют в народные массы новое сознание (в данном случае национальнoгo единства «мы-…»). Oсобое значение имеет печать. Громадную роль в национальном литовском движении сыграли газеты «Аушра (Рассвет)», издававшаяся в Пруссии с 1883 г. и «Варпас (Колокол)», выходивший в 1889-1905 гг.
Среди всех постсоветских государств страны Балтии — единственные постсоветские страны, не вошедшие в СНГ и вступившие в НАТО и ЕС. Эти страны по глубинным основам своей культуры и господствующим религиям (католицизм и лютеранство) принадлежaт к западно-европейскому миру. http://www.dslib.net/polit-instituty/stanovlenie-partijnoj-sistemy-v-postsovetskoj-litve.html
|