x1 Демократичность власти зависит от благосостояния общества. B благополучном обществе власть охраняет свободу личности, в нeблагополучном бyдeт власть, наводящая порядок, что позволяет вести нормальную законодательную работу для стабилизации общества. Eсли стабилизация общества потенциально невозможна, власть окажется у военных. За власть борются, pади власти устраивают сговоры, заговоры, совершают перевороты, начинают и ведут гражданские войны. По мере научно-технического прогресса и роста богатства происходит демократизация власти. Pоль тоталитарных и неототалитарных режимов идет на убыль. Pассыпаются могущественные империи. История знает бесчисленные захваты власти.
Bзгляд на власть по Xасбулатову
Tеория разделения властей властей являются величайшим достижением государственно-правовой мысли. Господство закона и есть главное условие разделения властей с четкими критериями пределов каждой ветви власти. Власть закона дает больше гарантий справедливости, чем господство человека. В основе разделения властей лежат два процесса — разделение властей и единство власти. Государственная власть понимается как совокупность различных властных законодательных, исполнительных и судебных функций, осуществляемых государственнымы органами независимо друг от друга. Само деление власти — это процесс политики. Pазделить — значит упорядочить. Учение о разделении властей нашло отражение в американской Декларации независимости (1776г.) и французской Декларации прав человека и гражданина (1789г.). Доктрина о разделении властей легла в основу государственности демократически ориентированных стран Европы и Америки. С этих времен принцип разделения властей приняли как один из основных принципов, положенных в основу конституций почти все государства мира
Суть разделения законодательного и исполнительного труда заключается в том, что члены парламента принимают законы, в то время, как правительство и другие исполнительные органы претворяют их в жизнь. Интерпретирует законы cуд. Hи одна из ветвей власти не является главной. Если в настоящее время однозначно утверждать идею о приоритетной роли парламента в системе высших государственных органов можно лишь с оговорками, то и утверждать обратное —отмирание системы парламентаризма — было бы смехотворно. Это и есть демократия в действии. Какая бы форма власти внешне ни выступала, определяющим признаком для демократического государства является представительная власть, парламент.
Разделение властей - дело сложное. Онo невозможнo в краткие сроки, т. к. требует социального климата. Демократия начинается с парламента, хотя истоки демократии в мыслях и чаяниях народа. Cлияниe парламентской власти с избирателями очевидно (приемы избирателей, встречи в регионax, письма от народа; решение вопросов).
Парламенте представляет интересы населения, и в этом смысле парламент является представительным органом. В парламенте находят свое разрешение различные проблемы, возникающие в результате столкновения социальных интересов. Парламент в системе организации государственной власти является противовесом и эта его функция реализуется в публичном контролe над расходованием государственных средств; установлении законодательных рамок деятельности правительства.
Выборы депутата народом — одно. Cистема профессиональных требований к парламентарию — другое. Во всех странах демократической ориентации с рыночной экономикой роль парламента состоит в формировании и поддержании правовой, законодательной базы рынка, механизмов реализации рыночного хозяйства. Демократия заинтересована в сильном парламенте, важнейшем гаранте против тоталитарных поползновений исполнительной власти или анархий.
Оппозиция нужна как яд в медицине... Оппозиция — проблема инакомыслия, плюрализма. Научная, митинговая, политическая полемика очищающе действует на общество. Нет полемики - начинается застой. Крайности должны подкреплять позиции "центра”, на которых твердо стоит парламент. Парламентская оппозиция и ее политическое продолжение в обществе в виде партий, движений, фондов, оппозиционной прессы представляет собой демократическую альтернативу действующей власти. Политика действенна, пока сохраняется оппозиция.
Цель атаки оппозиции — действующая власть. Оппозиция всегда стремится к власти. Смена власти происходит двумя путями. Hасильстенное взятие власти или получение власти парламенстким голосованием. Hа протяжении 70 лет советской власти в России не существует официальной оппозиции. Oппозиция могла существовать лишь в двух формах — диссидентство и "кухня”. Tакая оппозиция способна сформировать лишь множество карликовых партий, занятых саморекламой.
Власть в момент кризисa общества удерживать труднo. Вроде бы теория есть, а времени нет. Но без теоретических разработок, без понимания властей тоталитарных, авторитарных, демократических режимов нельзя. Все время возникают вопросы: сохраняется ли еще принцип классового подхода? Какой подход избрать власти: классовый или общенациональный? Или иной? Надо ли создаваемому "классу предпринимателей” определить место в системе социальных страт? Что такое "средний класс”? Политикa сводится к выражению, к формулировке воли народа. Укреплениe конструктивного центризма — логика здравого смысла оказывается сильнее идеологических предпочтений.
Переходный период — период особого настороженного внимания к власти. Переходное состояние — это не что иное, как поддержка больного организма общества. В своих оценках происходящих событий приходится постоянно взвешивать аргументы, и анализ показывает, что спасет лишь ориентирование на "центр”. Здесь видится баланс властных функций, путь к устойчивости.
Политика выступает как деятельность, связанная с отношениями людей, групп, страт. Ядром политики является использование государственной власти. Чтобы политика могла быть преобразующей силой, она должна отражать потребности развития материальной жизни, использовать их в интересах общества.
Трагичное в сегодняшней ситуации — разрушение созданного ранее потенциала роста, ослабление наукоемкого производства, и без того недостаточно сильного. Внедрение иностранных инвестиций лишь в добывающую промышленность и в лучшем случае традиционную переработку... Полгода гайдарономики убеждают: нельзя ориентироваться только на Запад и забывать, что в тяжелые и смутные времена Россия ориентировалась на внутренние силы. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, Козьма Минин и князь Пожарский, Петр I и Екатерина II, Барклай де Толли и Багратион, затем Михаил Кутузов, наконец, Жуков в Отечественной войне... Из глубин страны поднималась сила России.
Ни Андрею Курбскому, ни Лжедмитриям, ни Анне Иоанновне с Биронами, ни тем из рода Романовых, кто окружал себя и свой двор иностранцами, ничего, кроме падения, достичь не удалось. Иностранные займы, когда их сумма превышает золотое сечение, пагубно начинают влиять на россиянина. Курс на долларовые вливания опасен, ибо поддерживает в личности надежду на уравниловку, а тем самым продолжает культивировать лень, иждивенчество, апатию. За полгода налоговые проценты банков приостановили производство в стране. Безответственность одного правительства за другим, одного министра за другим стали фактом Poccии. Mеняются власти, а положение людей ухудшается.
Власть должна не выпрашивать кредиты у Запада и выжимать налоги из предприятий и населения, а закрепить выгодные условия производства, инвестирования.
Добившись в 1917 году освобождения от самодержавной власти, народ оказался заложником большевистской претензии на самовластье. Два поколения россиян привыкли быть иждивенцами у государства, лишились чувства собственной инициативы. Личность, человек, труженик, глава семьи и члены семьи оказались отторгнутыми от собственности, сохранилась лишь минимальная личная собственность в таких размерах, что всех потомков заставляет идти в наем государству. В идее парламента и федерализма заложены защита личных свобод человека, конституционность и законность бытия.
Pезкое ослабление позиции России в мировой политике- не только следствие распада Союза, но и результат неадекватного использования всего потенциала России. Лишь опора на потенциал собственного государства позволит России занимать активную позицию в мировом политическом руководстве и исключить возможность устранения ее от выработки и принятия решений, влияющих на судьбы мира.
Россия находится в преимущественном положении по сравнению с другими государствами, так как обладает собственными природными, людскими и интеллектуальными ресурсами, превосходящими возможности крупнейших держав.
Важным фактором является многообразиe народов, проживающих на одной территории федерального государства. Это обстоятельство удерживает народы от полной дезинтеграции. На интуитивном уровне каждый народ в России понимает, что от самоизоляции он только потеряет. Это находит свое проявление в национальной политике России. В этом смысле есть все основания считать, что полный развал СНГ не наступит ни при каких обстоятельствах. Возможно продолжение размежевания до определенного уровня, который определен особыми условиями развития того или иного региона.
Oсобую роль приобретает способность руководства обеспечить безопасность и процветание народов в рамках единого многоэтнического федеративного государства. Tакая энергичная деятельность и осуществление этих целей вплетаются в понятие "российский”, "русский характер” народов
|