|
А П Чехов на Сахалине. Bарианты прямого железнодорожного сообщения
| |
А П Чехов с чиновниками на Сахалине 1890 г
|
|
|
С 1858 года по указу царского правительства остров Сахалин стал местом ссылки на каторжные работы и использовался как место ссылки до 1906 года, до отмены системы ссыльно-каторжного труда.
Одной из сыльных была Сонька Золотая Ручка. Правда о легендарной воровке. Сонька Золотая Ручка, она же Рубинштейн, она же Школьник, она же Бреннер, она же Блювштейн, урожденная Шейндля-Сура Соломониак. Как только заходит разговор о знаменитых женщинах-преступницах, первой вспоминают загадочную Соньку Золотую Ручку. Рассказы о ее "подвигах" в большинстве родились в Одессе. В мифах она была и наложницей в турецком гареме, и в 1918 году уговорила французского адмирала увести эскадру из Одессы, и якобы создала воровскую школу в Лондоне... Ей приписывали неземную красоту и гипнотический взгляд. Один из первых российских дореволюционных фильмов немого кино был именно о Соньке Золотой Ручке.
В 1905 году, в результате поражения в Русско-японской войне, южная часть Сахалина (до 50-й параллели) была отторгнута Японии и находилась под ее управлением до конца Второй мировой войны.
С борта корабля «Байкал», следуя из бухты Де-Кастри поперёк Татарского пролива — к устью Дуйки, где находился Александровский пост, писатель увидел, что в пяти местах горела сахалинская тайга: “Страшная картина, грубо скроенная из потёмок, силуэтов, гор, дыма, пламени и огненных искр, казалась фантастическою”. В этот вечер он не сходит на берег, а ночует на пароходе. На следующий день ему пришлось сойти на берег, так как пароход вынужден был сниматься с якоря. 11 июля Чехов телеграфирует в г. Сумы: “Приехал. Здоров. Телеграфируйте Сахалин. Чехов”.
А о жилищах поселенцев сказано:
“По обстановке это не изба, не комната, а скорее камера для одиночного заключения… недостает прошлого, традиций... нет обычаев… а главное — нет родины”.
Каторжане, глядя на мрачный берег Дуэ, плакали…
Небо по целым неделям бывает сплошь покрыто свинцовыми облаками, и безотрадная погода, которая тянется изо дня в день, кажется жителям бесконечною. Такая погода располагает к угнетающим мыслям и унылому пьянству. Быть может, под её влиянием многие голодные люди стали жестокими и многие добряки и слабые духом, не видя по целым дням, неделям и даже месяцам солнца, навсегда потеряли надежду на лучшую жизнь.
…Сахалинские дети бледны, худы, вялы; они одеты в рубище и всегда хотят есть. Жизнь впроголодь, питание иногда по целым месяцам одною только брюквой, а у достаточных — одною солёною рыбой, низкая температура и сырость убивают детский организм. Дети в условиях каторги обречены на вымирание, и матери хотят только одного: чтобы “Господь милосердный прибрал их поскорее”.
Два года после возвращения с Сахалина Чехов не мог написать ни строчки, настолько сильным было потрясение от увиденного.
Восточному экспрессу не миновать тоннеля
Идея полувековой давности востребована в конце ХХ века: российское Правительство поручило доработать варианты прямого железнодорожного сообщения Сахалина с материком. Ввод в действие этой магистрали не только улучшит транспортные связи острова с Большой землей, но и снизит напряжение на перегруженной Транссибирской магистрали.
Транссиб оказался перегружен еще во второй половине 40-х годов, что и обусловило поддержку Сталиным проекта железнодорожного тоннеля между материком и северо-западным побережьем Сахалина. Подписание же СССР, Китаем, Северной Кореей и восточноевропейскими соцстранами в 1950-1951 годах Соглашения о международном грузовом железнодорожном сообщении усилило значимость проекта и вообще дальневосточной транспортной сети.
Подготовка к сооружению тоннеля началась в конце 1949-го, а в 1951 году приступили к строительству самого объекта. Рабочая сила была традиционной - главным образом обитатели близлежащих лагерей, включая военнопленных - японцев и немцев. Но технически страна была не готова воплощать столь грандиозный замысел. Пробуксовки на очередной сталинской новостройке несколько раз рассматривались на политбюро, которое регулярно предписывало ускорить сооружение тоннеля. Но тщетно. А через 10 дней после кончины Сталина стройку сперва "заморозили", а в конце 1953-го признали нецелесообразной. Десятки миллионов тех рублей оказались выброшенными на ветер.
2245 справок на расстрелянных в 1932-38. Материал расположен в алфавитном порядке по местам расстрела. Содержание справки: фамилия, имя, отчество, годы жизни, дата и время расстрела (Ответственный редактор Высоков М.С.) - http://www.memo.ru/library/bkmemory/sahalin.htm
Очерки истории Сахалинской железной дороги -
http://vff-s.narod.ru/sakh/tp/t10.htm
И вот на рубеже столетий сей проект вновь на повестке дня. И неудивительно: экономика Сахалина и районов Хабаровского края, примыкающих к Тихому океану, буквально задыхается в транспортной блокаде. Точнее, "закольцована" отсутствием стальных магистралей, напрямую соединяющих эти регионы с остальной частью России, а также с соседними странами. По оценкам специалистов, дефицит транспортных мощностей здесь ныне достигает 70-80 процентов от спроса. Целый ряд промышленных проектов на Сахалине рискует оказаться отрезанным от России.
Отсутствие надежного железнодорожного сообщения с материком отпугивает иностранных инвесторов: как отмечают СМИ Японии и Южной Кореи, сахалинские индустриальные гиганты, в сооружении которых участвуют компании и банки этих стран, например нефтегазохимический комбинат на севере острова, должны работать прежде всего на российский, а также европейский рынки. Но сие едва ли окажется возможным, если у последних не будет прямого стабильного доступа на Сахалин. А это в свою очередь может привести к "синдрому-53", то есть к консервации совместных промышленных проектов на острове.
Между Хабаровским краем и Сахалином, правда, действует паромная переправа, но ее мощностей недостаточно для освоения новых грузопотоков на этом направлении.
В ходе недавней поездки по Дальнему Востоку первого вице-премьера Правительства РФ Николая Аксененко четко заявлено о необходимости "стыковки" острова с материком. По его словам, есть два варианта трассы - тоннельный и паромный, "примерно равнозначные по стоимости" (по оценкам российских экспертов, требуемые инвестиции по проектным вариантам достигают соответственно 3-4 и 3,5-5 миллиардов долларов в ценах первого полугодия 1999-го). Как считает первый вице-премьер, более целесообразен тоннельный проект, поскольку он надежнее и технически приемлем для соблюдения единого эксплуатационного режима на Транссибе.
Кроме того, тоннельный вариант позволит в помощь Транссибу осваивать - в прямом сообщении - транзитные грузопотоки между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР), а они, согласно прогнозам Экономической комиссии ООН для АТР и Азиатско-тихоокеанского экономического сообщества, увеличатся к 2006-2010 годам как минимум на треть.
До 2002 года должно быть подготовлено технико-экономическое обоснование проекта, включая источники его финансирования
«Остров Сахалин»
музей А.П. Чехова его книги Остров Сахалин
Музей книги А.П.Чехова «Остров Сахалин»
«Остров Сахалин» - Легенды строительства тоннеля, 10000 заключенных трудились на стройке (ГУЛАГ МВД СССР)
«Евразийский мост», |