|
Петроглифы Кано-Умбa
| |
Кольский полуостров – это земля легенд. Многие гордятся тем, что следы древнейших цивилизаций у нас, что называется, под боком. Одной из таких весточек прошлого являются наскальные рисунки или петроглифы. В Заполярье они найдены в трех местах – на Поное, Канозере и Йоканьге.
Острова на Канозере с северной стороны имеют так называемые каменные бараньи лбы. На них – то и нашли первые петроглифы - несколько солнц и каких-то колёс, какие-то рисунки.петроглифы - древние (4 тысячелетие до нашей эры) магические рисунки на камне. Особенностью творчества древних художников было подробное изображение животных и предметов. Сам человек, напротив, изображался весьма схематично. Так было у всех первобытных народов эпохи каменного века.
Для проведения ритуалов у древних людей были свои священные, сакральные места.привлекает рассказ об одной удивительной встрече охотника в том первобытном лесу. Начало рассказа: две фигурки. Одна из них - обычное схематическое изображение охотника с копьем в руке. А слева от него тот, кого ученые назвали Колдуном - значительно превосходящее человека по размерам двуногое существо с рогами. От них начинаются два следа. Вот человек идет на лыжах (видимо поднимается на гору). Параллельно ему идет другая цепочка следов - огромные пятипалые тщательно прорисованные отпечатки. Кто-то большой и могучий огромным шагом шел рядом. Вот они увидели другу друга. Пораженный ужасом человек скатился с горы, взяв резко вправо. Существо, не ожидавшее встречи с охотником, бросилось бежать влево, встав на четыре лапы (как медведь).
Еще десятки картин хранят скалы Канозера, многие изображения еще не раскрыты, а многие уже повреждены человеком.Тот же лёд стирает самые старые рисунки. Туристы – сплавщики тоже вносят свою лепту, разжигая костры прямо на рисунках с возрастом более 4000 лет. Но видимо это по незнанию.За минувшие годы большая часть петроглифов исчезла под воздействием мощных весенних ледоходов, атакующих скалы островов.В некоторой степени рисунки разрушают лишайники. Но хуже всего - надписи туристов, типа "Здесь был Петя".
- Книга о петроглифах Канозера будет первым популярным изданием о наскальных рисунках. А в следующем году стукнет 10 лет со дня их открытия, - рассказывает Вадим Лихачев, сотрудник Кольского центра охраны дикой природы. - За каждым рисунком стоит многодневная экспедиция ученых.Наскальные рисунки Канозера нашел один из коллег Лихачева Юрий Иванов во время спортивного сплава по реке Умба.На них изображена жизнь древних людей, их занятия: сцены морской и лесной охоты, рыбалки, животные и рыбы, которыми они промышляли, культовые символы и обряды. Все рисунки выбиты на гладкой поверхности скальной породы. Изображения относятся к разным историческим периодам, от неолита до средних веков, зачастую налагаются друг на друга. По стилю местные петроглифы похожи на скандинавские наскальные рисунки. Весьма вероятно, что в первобытное время в окрестностях Канозера располагалось одно из важных святилищ народов Северной Европы.На островах Канозера справлялись обряды, связанные с культом деторождения и плодородия - петербургская экспедиция, проходившая в июле под руководством Владимира Шумкина, старшего научного сотрудника отдела палеолита Института материальной культуры РАН. Археологи нашли много новых групп наскальных изображений. Их заполярные коллеги проанализировали рисунки. Для этого применили специальную технику: углубления петроглифов заполняли порошком измельченного торфа. Перед глазами исследователей предстала древняя сексуальная символика (как мужская, так и женская). Она перекликается с наскальной живописью Онежского озера и Беломорья в Карелии.
Петроглифы Канозера стали достоянием мировой науки восемь лет назад. Композиции и отдельные рисунки позволяют сделать интересные выводы о быте, обрядах, климатических и географических условиях обитания древних жителей Кольского Севера. Конечно, значительное место в наскальном искусстве Канозера занимают сцены морской охоты и охоты на лесного зверя. Но имеются и другие изображения и композиции, представляющие несомненный интерес. Например, в 1999 году был найден рисунок беременной женщины. В ее чреве изображен ребенок. Рядом с женщиной фигура мужчины с копьем. От тела охотника-воина отходит извилистая линия, возможно, символизирующая пуповину. Отдельно стоящая фигура шамана протягивает к женщине и ее будущему сыну жезл, увенчанный головой лося.
На петроглифах Канозера имеется и сцена соития. Любопытно, что в данной композиции фигура женщины значительно больше мужской. У обеих фигур преувеличены половые органы. Причем древний художник оказался весьма дотошным: интимную часть женского тела он для наглядности изобразил в другой проекции. Находки этого года демонстрируют, что фигурки женщин с подчеркнутыми детородными органами отнюдь не редкость на петроглифах Канозера.
Одно из наиболее достоверных свидетельств жизни и воззрений древних людей - наскальные рисунки. Изображения, выбитые на скалах, ученые называют петроглифами. Два крупных скопления подобных рисунков найдено на Кольском полуострове: на реке Поной, в местечке Чальмны-Варрэ, и на озере Канозеро, в среднем течении реки Умбы. На полуострове Рыбачий имеются древние изображения, сделанные красной охрой, - писаницы. Все эти скопления рисунков объявлены памятниками культуры.
Наскальные рисунки идеально вписаны в природное окружение. Именно ландшафт вместе с комплексом рисунков является, по мнению многих исследователей, древнейшим храмом, местом поклонения людей силам природы и свершения магических обрядов. На камнях в Чалмны-Варрэ и скалах Канозера запечатлены сюжеты, находящие свой отголосок в саамских легендах: олени и люди, напоминающие сказания о божестве охоты и прародителе саамов - оленечеловеке Мяндаше.
Есть изображения "летящих оленей" - оленя в прыжке-полете, "шаманов" с головными украшениями в виде рогов или голов лося и оленя, а также людей (шаманов?), держащих в руках специфические магические жезлы с навершиями в виде лосиной головы. Головой лося украшены морские лодки. Культ медведя, имеющийся у многих народов Севера, возможно, нашел свое отражение в сцене охоты на медведя. На рисунке с тонким знанием павадок этого животного показано преследование зверя охотником. Имеются отдельные крупные изображения следов медведя. Нередко люди держат в руках различных зверей и птиц или соприкасаются с ними. Часты сцены охоты на морских животных: белух и китов.
Многие рисунки животных сделаны с тщательностью, которая говорит, что они имели особый символический смысл для людей, - возможно, являлись тотемами. Эти рисунки, как правило, на видном месте, крупных размеров, глубокой выбивки и не вплетены в сюжетные сцены - такова, например, уникальная фигура бобра. Кстати, это животное ныне уже исчезло с Кольского полуострова по вине человека. Значимость некоторых изображений животных подчеркивают геометрические фигуры и абстрактные символы. Помимо упомянутых зверей, на рисунках встречаются лисица, белка, змея, ящерица, журавль, утка, гусь, куропатка, щука, лосось, "осетр".
Число известных рисунков Канозера уже превысило 500. Фигуры отличаются по стилю и технике исполнения, размерам и глубине выбивки. В зависимости от этих особенностей, рисунки датируются каменным веком, эпохой раннего металла или саамским средневековьем. Аналоги некоторых древних изображений Канозера встречаются в других уголках Северной Европы: от Онежского озера и Беломорского берега Карелии до берегов Швеции и Северной Норвегии. Самый последний всплеск наскального творчества - это... конец 20-го века: надписи-"визитки", выбитые туристами-водниками, останавливающимися на маршруте сплава. К сожалению, эти примитивные надписи наносят непоправимый вред шедеврам древнего искусства.
Петроглифы - http://int.murmantourism.ru/rus/objects/excobj/view.html?mode=print&id=6718
«КАМАСУТРА» ЭПОХИ НЕОЛИТА - http://www.b-port.com/info/smi/mv/?issue=696&article=13361
Стартовала общественная кампанию по созданию Кано-Умбского природного парка
Охрана канозерских петроглифов
Отчет по Геогрэкспедиции к наскальным рисункам озера Канозеро, 1998
Кольская археологическая экспедиция
ЭкоДозор на петроглифах Канозера |