Олег Феофанов - герой русских рокеров  

"Детская литература" 1975 г.

Молодежь 70-80-х годов с интересом внимала новым звукам и идеям творчества рок-музыкантов, рассказывающим об образе жизни, идеалах, жизненной позиции. Государство делало попытки бороться с подобной <диктатурой>, публикуя разгромные статьи, вроде статьи <Рагу из синей птицы> в <Комсомольской Правде> в 1982 году


Александр Карагадаев( Баку): http://www.bakupages.com/pubs/bakustories/10458_ru.php

1968-1969 годы. Мои первые воспоминания о «Биттлз» уходят в эти прекрасные времена. Мне было тогда около 6 лет. На улицах Баку иногда встречались молодые люди необычной по тем временам для Баку внешности: длинные волосы, потертые джинсы, сабо, широкие ремни. Я обычно дергал родителей за руки, замирая от восхищения, а они комментировали: “Хиппи” или “Битлы”. В детском саду №123, что на углу Лейтенанта Шмидта и Хагани, мы с друзьями брали палки наперевес, как гитары и кривлялись, изображая из себя «Битлов». Самой музыки я, естественно, в те времена не слышал.

1978 год, лето. Моя мама никогда не осуждала мое пристрастие к рок - музыке, и к «Битлам» в частности. Именно она устроила мне первое свидание с настоящими пластинками «Битлов». Ее сослуживец по имени Намик, кстати, в совершенстве владевший английским языком, был обладателем трех американских альбомов «Битлз»: «Help», «Rubber Soul» и «Beatles VI». Все три были мгновенно переписаны на мой магнитофон, а конверты перефотографированы. Это было мое первое столь обширное прикосновение к музыке ранних «Битлз».

Тот же 1978 год. От одноклассников узнаю, что существует книга «Музыка Бунта», написанная неким Феофановым. Где ее взять? Невероятно, но в центральной детской библиотеке. Через пару дней я заполучаю один из них. Кто-то уже потрудился над фотографиями из этой книжки, безжалостно вырезав их. В той же библиотеке была подшивка журнала «Ровесник» за 76 и 77 годы, где были четыре статьи, посвященных «Битлз».

1979 год. Я иду от Парапета мимо «Академкниги» и «Динамо». Передо мной молодой человек, несущий в полупрозрачном пакете пластинку. У меня был выработан четкий инстинкт провожать глазами любую пластинку в руках прохожих, хорошие пластинки были большим дефицитом. Взглянув на пакет в руках молодого человека, я не поверил своим глазам. На пластинке в виде узора из цветов была надпись “Битлз”. Невероятно заинтригованный, я поднял глаза на лицо молодого человека и обнаружил, что им был Джавид из параллельного 10 «А» класса. Нам не удалось поговорить в тот момент, но через пару дней мы встретились в школе, и я первым делом поинтересовался пластинкой: “Что это было?”- “Сержант Пеппер”, - своим низким невозмутимым голосом произнес Джавид. Я не знал в то время, кто такой Сержант Пеппер, но эти слова уже прозвучали как какое-то волшебство. Фирменный альбом «Битлов»! В руках парня из параллельного класса!
В последствии Джавид стал одним из моих ближайших друзей и «Битлз» сыграли не последнюю роль. А пластинка эта, конечно же, попала в мои руки спустя пару лет. Ее разворот был временно выставлен в самом видном месте нашей квартиры, и четыре лица в гусарских нарядах на желтом фоне приветствовали меня и всех, кто оказывался внутри нашей микрорайонской хрущевки.

Страшный 80-ый. Уже ушли Высоцкий, Джо Дассен, Джон Бонэм из «Лед Зеппелин».
11 декабря я прихожу в АЗИ на лекцию по истории КПСС. Перед входом в аудиторию сталкиваюсь с Фаиком. Он мне: “Знаешь, кого убили? Джона Леннона!” Шокнежелание верить. Какая тут история КПСС! В последующие дни Фаик скупил все газеты в киосках на иностранных языках (органы компартий капиталистических стран, типа «Морнинг Стар»), где были фото Леннона и «Битлов». В советских газетах этих фотографий не было…

http://www.bakupages.com/pubs/bakustories/10458_ru.php



А теперь о творчестве самого Феофанова. Он писал довольно объективно ("Детская литература" 1975 г.
Олег Феофанов "Музыка бунта"):


"Джордж Харрисон научился играть на гитаре в четырнадцать лет. Джон Леннон заинтересовался скиффлз - народными английскими песнями, которые в то время исполнял Лонни Донеган, - а также имитировал манеру Элвиса Пресли, в пятнадцать лет выучился играть на банджо. Все они - парни из простых, малообеспеченных семей. Джон Леннон, например, рос беспризорников и возглавлял банду подростков... Леннон создал группу "Парни из каменоломни", которая, подражая Престли, играла на улица Ливерпуля, иногда - на свадьбах. В 1957 году, когда Джону Леннону было шестнадцать лет, он встретился с четырнадцатилетним Полом Маккартни, и тот вскоре присоединился к "парням из каменоломни". Затем к ним присоединился Джордж Харрисон, самый молодой из "Битлз". Что только не делала эта группа, чтобы привлечь к себе внимание Они выступали в костюмах ковбоев и однажды даже вышли на сцену в купальных костюмах, с сидениями от унитазов на шее..."

"Слушая Саймона и Гарфанкела, начинаешь чувствовать, что не очень-то весело жить при свете неоновых реклам, затмивших солнце"
"В песнях ансамбля Кинкс четко разграничены друзья и варчи. Друзья - это те, для кого поют "Кинкс", - люди, которые "делают все своими руками". Враги - это "люди в сером", чиновники и бюрократы", некоторых групп ярко выраженный протест против буржуазного сообщества: "Заметки из подполья", "Благодарный мертвец" (мол, мы все погибнем в атомной катастрофе из-за разгильдяйства отцов").
"А вот ансамбль "Ложки, полные любви" - так примерно можно перевести их причудливое название "Lovin''Spoonfulls". В свое время ансамбль прославился песней, в которой припевом было: "
Бэби! Бэби"
Я твой дегенерат!
Бей ты! Бей ты!
Я только рад!"


Вместе с тем он абсолютно недооценил в 1975 значение панк-революции и роли Секс Пистолз в частности:

У рока много лиц. И еще больше гримас. В конце главы о многоликом роке необходимо рассказать об одной такой гримасе - "панк-роке".

Музыкальная "база" стиля "панк" - несколько скандальных (и это главное), шумных и бесконечно примитивных в творческом отношении ансамблей. Ведущий из них - "Секс пистолз".

Они учли настроение достаточно большой группы английской и американской молодежи, безработной молодежи с люмпенской психологией, в которой доминирует всеобщий нигилизм.

Чего они хотят? К чему они призывают?
В репертуаре "Секс-пистолз" есть песня, начинающаяся такими словами:
Я анти-Христос.
Я - анархист.
Не знаю, чего я хочу,
Но знаю, как это получить.
Я хочу уничтожить прохожего,
Потому что хочу анархии.
Итак, анархия.

Рок-музыка в период своего расцвета, во времена Вудстокского фестиваля, тоже проповедовала анархию.

Молодежь не очень-то задумывалась о завтрашнем дне, она просто требовала, как мы уже знаем, "власти - молодым, власти немедленной", не зная, по существу, что она будет делать с этой властью. И при всем тем-, у молодежи конца 60-х годов были ожидания чего-то светлого, радостного - того, что последует за анархией.

"Панки" ничего не ждут. Анархия им нужна, чтобы еще раз припугнуть сытого буржуа. Они появились, чтобы похулиганить в обществе - "панк-культура" - это парад ряженых, но не тех ряженых, которые хотят вызвать смех и улыбки. Эти хотят пугать прохожих, их истошные вопли про анархию - это все аксессуары дешевого балагана, где правит госпожа Коммерция.

Судите сами.

Группа "Секс-пистолз" возникла ради извлечения прибыли. Она была организована тридцатилетним продавцом Малькольмом Маклареном, в магазине которого часто толкалась, томясь от безделья, праздная и раздраженная молодежь. Oн искал способ "переплавить" раздражение ребят с улицы в музыку особого рода.

Простая, как визжание. Выплеск энергии и самозабвенное рычание на мир. Она должна была эпатировать общество, чтобы быть замеченной, чтобы заменить одряхлевших идолов "рока" и "поп-музыки". Только тогда вся эта затея стала бы рентабельной".

Рентабельной! Вот в чем смысл. И "панк-бизнес" оказался рентабельным. Теперь не только мелкие лавчонки, но и самые фешенебельные магазины и салоны выставляют сшитые из дорогих тканей костюмы - "панк-шик". А что касается английских булавок, ставших символом "панк-стиля", то теперь в ювелирных магазинах можно найти такие булавки, сделанные из золота.

Бизнес стремится расширить число участников "панк-маскарада". Чем больше спрос, тем доходнее бизнес. Пластинки с записью "панк-рока" расходятся миллионными тиражами и спрос на них неуклонно растет, хотя сама "панк-музыка" - это антимузыка, она, как и все, что окрещено словом "панк", призвана только шокировать слушателей. Что же касается текста песен, то это в основном непристойные слова. А как же могло быть иначе?

"Панк-рок" порожден скукой и бездельем определенной части молодежи. И на этой скуке и безделье ловкие дельцы делают свой "панк-бизнес".

Так деградировала тема бунта в современной рок-музыке, приспособленной для нужд коммерции.

чем ошибка Феофанова? История показала, что и панк имеет лирический заряд как соц.реализм. Хотим мы этого, или нет.Сам Феофанов слишком идеалист.

Однако ошибка исправлена новой книгойОлег Александрович Феофанов
Александр Евгеньевич Налоев
Бунтари и конформисты
: Рок-музыка Запада за сорок лет / [Олег Феофанов, Александр Налоев ; Послесл. Т. Чередниченко]
409,[1] с. ил. 17 см
Ставрополь Кн. изд-во 1989 - http://www.biblus.ru/Default.aspx?mode=lastop
1989

Рок с подачи Феофанова стал нашей идеологией, это правда.

Макаревич отказался от услуг профессиональных поэтов с такой же решимостью, с какой отказался говорить о нейтральных вещах, надоевших в ансамблях-однодневках, наполнил песню смыслом не только лирическим, но и социальным. Просто о любви, просто о восходах-заходах здесь намеренно не поют. Как объясняет Макаревич, их <песенки> создают иллюзию, будто написаны для своих, адресованы только своим и поются среди своих.

<ДДТ> начавшаяся однажды летом 1980 года, ставшая кошмаром для КГБ, <партейцев> и иже с ними, ставшая одной из самых популярных групп, пропагандирует свою идеологию <рожденного в СССР>.

А как насчет ГРОБ и Летова -http://tedir.narod.ru/GrOb.html

Олег Феофанов: "DOORS"
Олег Феофанов - Супергруппы "Битлз" и "Роллинг Стоунс"
Олег Феофанов - "Панк-рок"
Александр Березин, Музыка в моей жизни
Александр Карагадаев: Баку и "Битлз"

Сайт создан в системе uCoz