станция Хвойная и поселок Хвойная  

Хвойнинский краеведческий музей Телефон: (81622) 7-3497
Я уделю Хвойной больше места, потому что в начале войны мой отец, Ростовский Николай Васильевич с другими школьниками попал на строительство железной дороги сюда, в Хвойную.


Хвойная - поселок городского типа на реке Песь, центр Хвойненского района Новгородской области. Численность населения городка составляет 7,3 тыс. жителей. Поселок возник при строительстве мологского направления Октябрьской железной дороги в 1918 году. Название поселка связано с тем, что строящаяся станция расположилась в густом сосновом лесу. В скорости на станцию Хвойная было переведено локомотивное депо, которое временно (на период строительства дороги) располагалось в Кушавере, что послужило толчком к развитию поселка. Примерно в это же время в Хвойную из села Минцы был перенесен и центр района.

Хвойнинский краеведческий музей Телефон: (81622) 7-3497

Адрес: 175580, Новгородская область, Хвойнянский р-он, пос. Хвойная, ул. Мира, 1-а

Основной достопримечательностью Хвойной является великолепный деревянный храм, расположенный неподалеку от выезда на Кушаверу. Также величественно смотрится водонапорная башня на железнодорожной станции

Кроме того, представляет интерес паровозная база запаса, расположенная на территории локомотивного депо.

Сегодня Хвойная - вполне современный рабочий поселок, застроенный преимущественно одно- двухэтажными домами, как деревянными, так и каменными. Главным предприятием является крупная железнодорожная станция Хвойная и одноименное локомотивное депо, обеспечивающее тягой не только мологское направление, но и савеловское вплоть до станций Савелово и Углич. Еще в Хвойной находится леспромхоз, а также крупное предприятие по производству пива и безалкогольных напитков. Пиво "Хвойненское" и другая продукция предприятия пользуется большим спросом по всей Новгородской области.

Хвойненский район граничит с Пестовским, Любытинским, Мошенским и Боровичским районами Новгородской области, а также с Чагодским районом Вологодской области и с Бокситогорским районом Лениградской области.

Основные автодороги из Хвойной ведут в Боровичи и Пестово (ч. Кабожу, Бугры, Богослово, Брякуново). Эта дорога асфальтирована лишь от Хвойной до дер. Звягино (незадолго до Бугров), а также от Брякуново до Пестово. Все неасфальтированные участки регулярно грейдеруются и потому вполне пригодны для движения автотранспорта. Автодорога Хвойная - Анциферово - Любытино асфальтирована от Хвойной до поворота на Ракитино и от дер. Каменка до Любытино. В настоящее время от поворота на Ракитино до Анциферово ведутся работы по укладке асфальта. Неасфальтированные участки дороги проезжие, однако качество грейдера хуже, нежели чем на пестовской дороге. Из Хвойной есть местная дорога в Жилой Бор. Еще одна местная дорога от Хвойной уходит в сторону Кушаверы и далее на Дворищи.

По основным автодорогам района организованы пригородные автобусные маршруты. Автобусы отправляются на Кабожу, Пестово, Горный (через Анциферово), Песь, Жилой Бор, Ракитино, Боровичи, Брод, Боровское и другие населенные пункты. Также курсирует междугородный автобус от Хвойной до Великого Новгорода.

В 1764 году был образован Боровичский уезд, куда и вошла территория современного Хвойнинского района. С 1727 по 1927 год Боровичский уезд входил в состав Новгородской губернии.

При советской власти старое административное деление (губернии — уезды — волости) заменялись новыми (области — районы — сельсоветы). В 1927 году постановлением Президиума ВЦИК из Боровичского уезда было образовано несколько районов, в т. ч. и Минецкий, вошедший в состав Ленинградской области.

Однако скоро убедились, что с. Минцы мало подходит под райцентр: на окраине территории района, вдали от железной дороги, плохое состояние грунтовых дорог. Короче — нужно было поправить ошибку.

Постановлением Президиума ВЦИК от 20 сентября 1931 года Минецкий район был переименован в Хвойнинский и райцентр из Минц переведен в Хвойную. Строительство поселка началось уже на правом берегу реки Песь и строился поселок как административный центр со всеми соответствующими учреждениями и организациями.

Некоторое время так существовали два поселения — станция Хвойная и поселок Хвойная. Каждое поселение имело свою школу, больницу, магазины, почту и т. д. Позднее оба поселка «слились», в поселок Хвойная вошла и деревня Трошово, как одна из улиц. Не успел п. Хвойная еще благоустроиться, как началась война. В войну было не до этого. После войны было проведено озеленение поселка, улицы покрылись асфальтом, появились дома в кирпичном исполне­нии — словом, поселок Хвойная похорошел и стал одним из лучших населенных пунктов района. •

ХВОЙНАЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ

К осени 1941 года положение на фронтах ухудшилось и наш район оказался в прифронтовой зоне. Потребовалось много новых рабочих рук на строительство оборонных сооружений, железнодорожной ветки Кабожа — Чагода, на заготовку леса и т. д. В то время большую помощь населению нашего района оказали эвакуированные жители из оккупированных районов.

В сентябре 1941 года наш район стал базой снабжения блокированного Ленинграда. К нам прибыли особая северная авиагруппа (ОСАГ) — и затем авиационный полк под командованием прославленной летчицы В. Гризодубовой. Они доставляли в Ленинград продовольствие, вывозили блокадных детей. Сотни вывезенных детей нашли приют в нашем районе. В д. Горка (Кабожский с/с) был расположен детский дом № 2 для детей преимущественно железнодорожников, и курировала его Октябрьская железная дорога. В Левоче находился детский приемник-распределитель, в Миголощах был тоже детский дом. В Горку (позднее пионерлагерь «Зеленый шум») ежегодно приезжают группы бывших воспитанников детдома № 2.

А вот что рассказывает о тех днях генерал-лейтенант в отставке А. Семенков: «В сентябре были сформированы три транспортные эскадрильи из тяжелых самолетов ПС-84. Основной базой для этих самолетов была определена Хвойная. И уже в начале октября 1941 года начал действовать «воздушный мост» между Хвойной и Ленинградом. Действовал этот мост до появления ледяной «Дороги жизни», через Ладожское озеро. Воздушные караваны по 9 —12 самолетов, загруженных продуктами, ежедневно летали в Ленинград.

История поселка Хвойная
Октябрьская железная дорога, в которую входило Хвойнинское отделение, с первых дней войны стала прифронто¬вой. Без освещения этих страниц истории невозможно составить полное представление об истории поселка Хвойная.


4.1 Хвойнинское отделение Октябрьской железной дороги в 1941-1945 годах

Немецкое командование сразу же попыталось парализовать важные стратегические точки страны, в том числе: станции, локомотивные и вагонные депо, линии связи и железнодо¬рожные пути.
В Хвойнинском отделении встал вопрос об охране железнодорожного пути и других транспортных объектов от диверсантов. Для этой цели был создан истребительный батальон Хвойнинского РО НКВД. Командир батальона – Михайлов Алексей Михайлович, младший лейтенант милиции. Данный отряд занимался несением службы наблюдения, связи и боевых действий. При нем было создано два взвода (из женщин). Занятия по изучению тактики, материальной части боевого оружия, а также учебные практические стрель¬бы проводились три раза в неделю. Истребительный батальон находился на казарменном положении. Бойцы изучали военное дело, несли дежурство на объектах. Близость фронта давала о себе знать: ди¬версанты подавали фашистским самолетам сигналы ракетами и фонарями. Обезвреживать вражеских лазутчиков было задачей не только бойцов от¬ряда, но и каждого железнодорожника.
В конце июня 1941 года было сформировано спецпод¬разделение ВЭО (военно-экспериментальное отделение) в количестве 520 человек для отправки на Ленинградский и Волховский фроны. В ВЭО входили работники всех служб движения, локомотивной, вагонной, связи, пути водоснабжения и отдел рабочего снабжения (ОРС).
В первые два месяца войны дорога осуществляла срочные воинские пе¬ревозки, связанные с развертыванием Вооруженных Сил страны. Движение поездов резко увеличилось, пошли воинские эшелоны, поезда с эвакуиро¬ванными из Прибалтийских республик и из Ленинградской области. Поезда следовали под бомбежками и обстрелами.
Для обеспечения перевозок и восстановительных работ потребовалось большое количество личного со¬става.
В первой половине июля 1941 года по заданию руководства дороги были сформированы две восстановительные летучки связи в количе¬стве 130 человек каждая. Одновременно были приняты меры к пополнению личного состава на околотках и станциях на всем участке от Мги до Пестова.
В сентябре 1941 года на перегоне Хвойная—Кушавера был разрушен железнодорожный мост. Движение поездов прекратилось, доставка боепри¬пасов и продовольствия фронту и Ленинграду приостановилось. На участ¬ке создалась «пробка»: все станции от Сонкова до Хвойной были заби¬ты эшелонами.
В Хвойную прибыл начальник дороги Саламбеков. Он дал указание в трехдневный срок построить новый временный мост и открыть движение. При содействии Хвойнинского райисполкома и его тогдашнего председателя И. С. Сергеева задание по восстановлению движения было выполнено, в течение 10 часов отмобилизовано около 400 человек.
Строительство обходного моста возглавили начальник дистанции пу¬ти А. Н. Николаев, мостовой мастер Ф. Ф. Федоров и старший дорожный мастер Н. А. Вертиков.
Противник не давал работать, все время бомбил и обстреливал. Несмотря на это, мост был построен в течение 75 часов .
Для ускорения пропуска воинских эшелонов была организована живая сигнализация; на каждом перегоне установлены сигналисты, поезда шли друг за другом через 15-20 минут.
В октябре 1941 года отделы движения были превращены в военно-эксплуатационные отделения.
В конце октября 1941 года в связи с наступлением противника на ст. Будогощь связисты получили задание снять всю аппаратуру телеграфно-телефонной станции Будогощь и обеспечить эвакуацию всех устройств связи и теле¬графной документации. Эвакуация производилась под обстрелом и бом¬бежкой, но задание было выполнено.
В конце декабря 1941 и в начале января 1942 года наши войска раз¬громили немцев под Тихвином, освободили участок железной дороги от ст. Тальцы до ст. Кириши, важнейший железнодорожный узел — станцию Будогощь и линию Будогошь—Тихвин.
Вслед за восстановлением участка Кириши—-Будогощь в январе 1942 года началось строительство ветки Кабожа—Чагода—Подборовье для сое¬динения Хвойнинокого отделения с Северной железной дорогой.
Эта ветка по¬зволяла разгрузить Вологодский железнодорожный узел и открывала крат¬чайший путь для составов, следующих из Москвы к Ленинградскому и Волховскому фронтам. Строительство было возложено на железнодорож¬ный батальон и железнодорожников Хвойнинского отделения дороги.
В конце февраля 1942 года строительство ветки закончилось. Беспре¬рывным потоком пошли по ней грузы для Ленинграда, Ленинградского и Волховского фронтов. Размеры движения поездов на Хвойнинском отде¬лении выросли в четыре раза по сравнению с довоенными.
Вражеская авиация охотилась за поездами. Снова начались бомбеж¬ки. Бомбы повредили десятки паровозов, большое количество вагонов, разрушили пути и связь Железнодорожники отделения успевали ремонтировать подвижной со¬став, восстанавливать пути, связь, заготавливать дрова для паровозов. Пе¬ребоя в движении не было.
В конце марта 1942 года бомбовым ударом врага подверглась стан¬ция Хвойная, в результате чего был разбит воинский эшелон, повреждены пути, стрелочные переводы, линии связи. Обстрелива¬лось здание отделения дороги, дом связи, локомотивное и вагонное депо, жилые дома.
Хозяйство хвойнинских путейцев больше всех страдало от бомбежек. После каждого налета путейцы с восстано¬вительными отрядами делали, казалось, невозможное. В считанные часы они производили разборку поврежденных путей, укладку новых рельсов, и движение поездов снова возобновлялось.
Не меньшую организованность и умение проявляли связисты. Бомбеж¬ки наносили серьезные повреждения ВОЗДУШНЫМ линиям связи. В короткий срок требовалось наладить диспетчерскую связь и междугородние цепи, чтобы обеспечить руководство движением поездов, восстановить связь с соседними дорогами. С этими задачами успешно справлялись связисты Хвойнинской дистанции сигнализации и связи, которой руководил А. А. Федосеев.
В январе 1944 года начался разгром гитлеровцев под Ленинградом. Войска Ленинградского и Волховского фронтов полностью освободили Ок¬тябрьскую железную дорогу, в том числе и участок Кириши—Мга, который обслуживался Хвойнинским отделением.



В годы войны немало знаме¬нитых людей побывало в Хвой¬ной. В августе 1942 года два дня здесь с семьей жил композитор Д. Д. Шостакович. Путь его лежал в осажденный Ленинград, где должна была впервые прозвучать его знаменитая 7-я симфония, получившая название Ленинградской.
Проездом на стан¬ции побывали писатели В. Виш¬невский, В. Каверин, Н. Тихонов и другие. На аэродроме перед летчиками выступали Клавдия Шульженко и эстрадный оркестр под руководством братьев Пок¬расс. Были в Хвойной выдающи¬еся советские физики А. Ф. Иоффе и И. В. Курчатов. В сто¬ловую летчиков заходил предс¬тавитель Ставки Верховного Глав¬нокомандующего, маршал К. Е. Ворошилов

В Хвойной, в школе № 2, Мы работаем,друзья

ВЗЛЕТАЮТ «БОИНГИ
Дунаев Петр Степанович: ИЗ ДНЕВНИКА АВИАТЕХНИКА
посетить
Бологое – Валдай – Боровичи – Кончанское – Хвойная – Чагода – Тихвин – Новая Ладога – Старая Ладога – Шлиссельбург – Чудово – Малая Вишера – Окуловка – Вышний Волочек.
Н. К. Рерих - Е. И. Рерих, Кончанское
Сайт создан в системе uCoz