МОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВОШЛО В ЖИЗНЬ ВО ВРЕМЕНА

                        КОНТРКУЛЬТУРЫ.

 

Не было более противоречивого и более романтичного времени, чем это. Был Париж 1968, Даниель и Габриэль Кон-бен-Дит, был бунт против истеблишмента и поиск смысла жизни.

 

1975г. в журнале Паблик интерест группа социологов и проф. Роберт Энтман  опубликовали Постулаты Америки к ее  200 летию. Они гласили, что:

1.                                                                           США были основаны для гарантии политических, а не социально-экономических прав, поэтому надо  умерить требования масс об их ожидании повышения уровня жизни

2.                                                                            Вопрос надо ставить так: Не что государство может сделать для гражданина, а что гражданин может дать государству

3.                                                                             Не исключена возможность уничтожения демократии ради спасения государства

США оказались бессильны в рамках системы решить острейшие  социальные и экономические проблемы. Отсюда стала набирать свою мощь неоконсервативная парадигма. В основе происшедших в 70е годы в США событий лежит страх перед общественными движениями 60-х.   Неоконсерваторы утверждают, что все пороки, кризис культуры, морали, закона вызваны отходом от традиций.  Главная угроза обществу видится в  «революции растущих претензий».

Самым противоречивым явлением оказалось социально-художественное движение контркультуры, порожденное молодежным студенческим движением. Оно продемонстрировало неразрешимость конфликта между идеалами и действительностью. Общество, основанное на любви и идеалах свободы, противостояло реальной Америке. Но контркультура оказалась неспособной к проявлению хотя бы малых организаторских способностей. В конце концов в Вудстоке все вылилось к общению, сведенному к физиологии. Теоретическая и практическая беспомощность молодых, претендующих на построение нового общества, оказалась налицо.

 Книга профессора Йельского Университета «Зеленеющая Америка» стала знаменитой благодаря тому, что выявила три типа сознания, свойственные американцам 60х годов:

1.                          Первый тип корнями уходит в прошлый век и связан с верой людей в свободное  предпринимательство. Носители его говорят, что твердость характера, целенаправленность, моральные качества, основанные на постулатах христианства, в соответствие с честным трудом и самоограничением неизбежно приведут к успеху – «ученье и труд все перетрут». Успех личности здесь трактуется в первую очередь как успех материальный. Однако по мнению профессора индивидуализм такого рода давно не приносит их носителям успеха и оказался распространен в основном в провинции.

2.                           Сознание 2 полностью зиждется на подчинении индивида организации. Чеоловек такого типа берет все то, что общество предлагает ему в готовом виде, не критично, конформно. Мнение, свойственное большинству, такому человеку полностью заменяет собственное. Для него важен материальный успех, кич, культура потребительства.

3.                           Сознание 3 – «Молодая (зеленая) Америка» полностью отрицает материальный успех. Погоня за деньгами и карьерой у людей такого склада считается низменной. Отрицаются все фальшивые нормы общества, которые разрушают личность. Люди этого типа утверждают, что «в мире царит бездуховность, человек утратил истинный смысл существования, губит природу, губит себе подобных, он забыл, что такое настоящая любовь». Здесь отвергается любая власть, любые общественные и политические институты, полностью игнорируется сознание 1-2 вида, отрицается частная собственность, семья, мораль и все,  препятствующее свободному выявлению личности. «Я» - вот единственная признаваемая этими людьми реальность. Отсюда вытекает необходимость самопознания и самосовершенствования. Они пытаются изменить мир личным примером, а не волевым усилием, а это ни в одном веке еще никому не удавалось. У контркультуры не было иной опоры, как яростное неприятие действительности и столь же яростное желание ее переиначить. «Революция  сознания» - раскрепощение личности и освобождение  ее  от буржуазных условностей – вот к чему призывали молодые.

Но раскрепощение пошло самым вульгарным образом с помощью свободной любви и наркотиков. Интересен факт, что книжки подобного рода подкидывали студентам умудренные профессора 20х годов рождения. Идеологом «Сексуальной революции» был к примеру психоаналитик, ученик З.Фрейда австриец Вильгельм Райт, в 1930г. в Вене вышла его книга «Сексуальность и культурная  борьба». Под названием «Сексуальная революция» этот труд появился на рынке США в 1945г., но тогда на него не обратили внимания. О работе спецслужбы вспомнили, когда движение хиппи стало массовым явлением. «Фрейд,- писал критик  Лесли Фидлер,- оказался слишком робким, слишком пуританским и, главное слишком рассудочным для второй половины ХХ века. Вильгельм Райх – вот что трогает молодежь своими антиномиями, своей склонностью к магии и подчеркиванием того, что сексуальное самовыражение является конечной целью мужчины».  Новое издание книги появилось в 1970г.  Теория Райха была понята как призыв к неразборчивым связям и забвение многих моральных обязательств  - это все подменяло теперь понятие любовь. Не замечалось то, что при этом  смысл человеческого существования, который искала контркультура, утрачивался полностью, либо сводился лишь к удовлетворению полового инстинкта.  

   Из этой серии вышла еще книга Доналда Бартелма «Белоснежка» - у нее семь гномов-любовников, с которыми она попеременно развлекается под душем. Что касается кино, то режиссура некоторой части контркультуры порой и сводилась к подобным произведениям. Вот такая была  странная трактовка свободолюбия и антиханжества. Бунтующий дух не без помощи спецслужб был подменен бунтующей плотью с подстегиванием инстинктов. Голливуд  воспользовался этим фактом  для эротизации экранного действия. Коммерческий кинематограф не прошел и мимо другого способа раскрепощения личности – наркотизации. Все теоретические посылы контркультуры были попрасту опущены.

   А посылы были. В первую очередь это программа обретения целостной личности. В 1970г. вышла книга Т. Лири  «Политика экстаза», которая обеспечила опальному профессору  почетное звание теоретика контркультуры. Он утверждал, что люди, увлекающиеся психоделизмом, становятся социально пассивными. Перерождение стихийного, но активного протеста  в пассивный устраивал власть. Люди, отправляющиеся в «путешествие», никому, кроме себя вреда не приносят, зато этот факт обеспокоил многих интеллигентов. Режиссеры контркультуры сняли великолепные психоделические фильмы «Чаппакуа» и «Путешествие». В 1966г. установился очень короткий, но очень яркий психоделический период и в музыке, и в литературе. Пишет своего «Дон Хуана» Кастаньеда, появляются великолепные композиции Пинк Флойд и Сида Баррета, впрочем всех, кто был занят рок-музыкой, период психоделиии так или иначе затронул.

     Модным было также погружение в бездну бессознательного. Пропоганда «выпадения из ненавистного общества»  прослеживается уже у Тимоти Лири. Связь психоделизма Лири с восточной мистикой налицо. По его версии книги Будды и восточных философов написаны людьми, достигшими высшего  уровня сознания. В статье Лири «Будда, выпавший из общества» для журнала «Горизонт» он утверждает, что Будда выработал свои 4 основные заповеди  только тогда, когда отказался от всех обязанностей и отключился от общества. Поэтому с помощью психотропных  средств каждый может стать Буддой. Лири с восторгом отозвался об Олдосе Хаксли и его книгах «Врата восприятия» 1954, и «Остров» 1962  и призывал это все объединить с дзен-буддиским «озарением». 

     В общем за Тимоти стояла пропаганда мгновенного «просветления» путем искусственного стимулирования индивидуальных ощущений. А древние восточные учения на деле были скорее морально-этические, чем религиозные. Европейская и американская интуинтивистская философия сложна. В ней надо еще уметь разбираться. А дзен восходит к учению Бодхидхармы о том, что природа Будды  и каждого человека общая и что состояние Будды  надо найти в себе, а не искать истину в канонических книгах. В американской версии дзен-буддизма немаловажную роль играет внешняя атрибутика, которая требует уравнять себя с нищими буддийскими монахами.  Книга Клиффорда Адалмена  «Поколения» как раз и посвещена этому периоду контркультуры.

     Христианство в контркультуре трактуется сугубо приземленно. Наилучшим образцом этой эстетики является рок-опера «Иисус Христос суперстар».

 

   Выпадать из общества было принято коммунами.    Естественность во всем – главный принцип таких коммун. Коммунара кормит земля, обрабатываемая собственными руками. Все общее. Царит полигамия без матриархата и патриархата. Дети не разделяются на своих и чужих – все общие. Именно такой идеал семейного существования в первую очередь и был разбит жизнью. Оказалось не просто купить землю – дорого. Потерпела крах система натурального хозяйства. В-третьих такие коммуны были окружены стеной враждебности со стороны остальной части Америки.  Их 4000 коммун,  возникших в 60-х к началу 70-х осталось только несколько десятков. Некоторые колонии хиппи переросли в гангстерские банды.  Наиболее страшной оказалась группа Чарлза Мэнсона.

      Фолксингерство было массовым явлением. Барды критично оценивали действительность. Так   Боб Дилан в песне «Ответ знает ветер» написал такие строки:

       Сколько же должно вылететь пушечных ядер

       Прежде чем их навсегда запретят

       Ответ мой друг, уносит ветер

        Ответ уносит ветер.

 

     Джоан Байез поет:

 

    «Прошлой ночью я видел самый страшный сон

      из когда либо виденных.

      Мне снилось, что мир пришел к соглашению

      положить конец  войне»

 

Распад контркультуры был неизбежен. Сейчас уже видна парадоксальность «разорванного сознания» (Гегель), несоответствие практики прекрасным идеалам.  Торжество эмоций над разумом, провозглашение «внутренней свободы», дающей право на отклонение от любых норм показали утопизм идей.  Лучшие произведения молодежного искусства проникнуты грустью и коллизии их, как правило, разрешались трагически.  Видимо постулаты и практика всегда находятся  в неразрешимом конфликте.

     Художественная стилистика контркультуры требовала  вырваться из салонов на «натуру», где все смонтировано бытовой необходимостью. Использовались приемы, искажающие реальное изображение как стилистические, световые и звуковые эффекты. Применялась особо чувствительная пленка, рассеивающие фильтры, смягчающие, делающие гибким колорит, наблюдалось  бегство от стандарта, жесткой нормативности жизненного уклада, монотонности существования, одинаковости городского пейзажа, на котором снег всегда одинаково сер, а небо выглядит закопченным, повторяемости развлечений, механистичности труда. Те, кто был связан с контркультурой, учились музыке и очень ее любят. Но почитание классики, показное во многих обывательских домах, чопорность претят таким людям. Поэтому молодые первоначально  бросаются в джаз, а затем как грибы ростут рок ансамбли. И предпочитают они играть  в сомнительных заведениях, гей-клубах и других злачных местах в качестве протеста, но это не дает им удовлетворения, ибо сытой публике нужны только  расхожие мелодии. Мечущийся герой контркультуры возмещал в себе то, что в жизни уже сделать было невозможно, так как волна протеста уже утратила силу и не могла  пойти наперекор неоконсерватизму. Человек контркультуры, мое поколение – в первую очередь рефлексирующий человек. На смену ему шел новый  активный человек, тоже недовольный порядком, но уже не брезгующий никакими средствами. Но если контркультура критиковала общество слева, новый человек надвигался на него справа. Он проявлял себя сторонником сильной авторитарной власти, и ради этого готов был отказаться от многих демократических институтов. 

 

Следует отметить также немаловажное значение латиноамериканского синдрома на контркультуру,  «молодежную революцию» 60-х годов, на политизированных новых левых и радикальные группы тех лет. В первую очередь это относится к влиянию легендарного Comandante Che, которому 14.06.2003 исполнилось бы 75 лет.  Всех «новых левых», как подчеркивает А.Тарасов (г. «Бунтовщик», №2, 2003г.,  neum2002@rambler.ru,  studobor@front.ru,  tssu@mail.ru), смело можно называть «дети Че Гевары).

 

   «Молодежная революция» достигла своего пика в 1968г. , когда массовые студенческие выступления захлестнули 64 страны мира… Во Франции в мае студенты во главе с лидерами Даниэлем и Габриэлем Конбендит[1][1] чуть было не смели правительство генерала де Голля. Сжег себя в Чехословакии Ян Палах. В Америке власти бросили против бунтарей армию и в 18 городах дело дошло до настоящих уличных боев (в Детройте выгоревшие кварталы так и стоят до сих пор как мемориальные руины Сталинграда). Именно тогда Джим Моррисон воскликнул «Да здравствует то, что хаотично и анархично). В Мексике студенты чуть было не сорвали Олимпийские игры.

 

    Молодые бунтари 60-х пытались создать собственную альтернативную контркультуру и гимном ее стал рок. Они изобрели собственную психоделическую живопись и поп-арт. Они создали свой уличный ливинг-театр[2][2], свое параллельное кино. Эти бунтари ненавидели сытое, скучное, буржуазное общество своих отцов-конформистов, они жаждали революции, наклеивали на стены в своих домах портреты Карла Маркса, Фиделя Кастро, В.Ленина, Л.Троцкого, Че Гевары.   Но  они ненавидели также традиционные компартии и СССР и называли это «омерзительной бюрократией, такой же мерзкой, как капитализм». Именно «новые левые» вынудили Американское правительство прекратить войну во Вьетнаме. Они добились расового равноправия в Америке, избирательных прав для женщин во Франции. Они добились права на внешний вид, отличный от «взрослого мира»: на джинсы, мини-юбки, фенички, длинные волосы и т.д. Разумеется. в ходе этой борьбы их не раз арестовывали, штрафовали, выгоняли из университетов, сажали в тюрьмы и психбольницы. Случалось и убивали. Капитализм они не свергли, но лицо мира изменили.

 

      И в 60-х рок и кино-звезды гордились своей близостью к «новым левым». Боб Дилан участвовал в левом марше и был ближайшим другом лидеров «страшных экстремистов» партии йиппи Джерри Рубина и Збби Хоффмана[3][3]. В антивоенных демонстрациях участвовали Джон Леннон с Йоко Оно. Вся группа «Генри Коу» и «Пинк Флойд» состояла в разных ячейках «новых левых». «Ролллинг Стоунз»  воспевали бунтарей в своих песнях: «Лето пришло, время пришло драться на мостовых». Дженис Джоплин активно финансировала партию «Черных пантер». Кинозвезда Джейнс Фонда стала женой и сподвижницей Тома Хейдена, лидера 250 тысячной организации «новых левых» СДО («Студенты за демократическое общество»). Автор ужастиков Стивен Кинг также был активистом «новых левых». Их сопровождала музыка «Джефферсон Аерплэйн» и Жака Бреля. Джим Моррисон порвал со своим отцом-адмиралом только потому, что тот командовал военно-морской эскадрой, обстрелявшей берега Вьетнама…

    

  

  

Тексты рок-песен

 

                          Когда-то утверждали, что перо могущественнее меча

                          В наше время есть надежда, что гитара может оказаться

                          Могущественнее атомной  бомбы

                                                     Пит Сигер

 

 

 

В 1952 году от запретной любви между негритянским ритм’н’блюзом и белой музыкой кантри родился музыкальный метис по имени рок’н’ролл. Эта музыка не принадлежала никому, он сопровождала абсолютно все бурные развлечения. Взрыв энергии рок-н-ролла не имел никакой политической основы, это была музыка для подростков с соответствующими текстами о девченках, конфликтах с родителями и т.п., но все старшее поколение пришло в ужас. А проводниками этого безумного веселья были Билл Хейли, Элвис Пресли, Литтл Ричард и др. Электрогитары и пиратские диски разнесли рок-н-ролл по всему белому свету. Он проник даже за жедлезный занавес и у нас в России тоже была песня:

 

Не ходите дети в школу

Там вас учат рок’н’роллу 

 

И

 

Е-е-е хали гали,

Е-е-е самогон,

Е-е-е сами гоним,

Е-е-е сами пьем

 

Первые шаги рок-н-ролла носили триумфальный и даже скандальный характер, но в своей сути рок-н-ролл примитивен. Его успех обусловлен  социально –психологическими причинами, а именно на том, что каждый может участвовать в свободном музыкальном ритуале.

 

В 60-х  случается непредвиденное – рок освобождается от ролла и вновь начинает кричать очень сильно и грубо о конфликте поколений. Во всем этом мелкое позерство, но музыка уже социальна. А тексты песен представляют собой смесь чего-то реального и иллюзорного. Порожденные роком крикливые тексты под звуки гитар низвергают среду социальной несправедливости, фальшивых ценностей, предвзятой морали. И это  сразу же перекидывается по другую сторону Атлантики: Боб Дилан, Доорз, Джим Хендрикс клеймят расизм, войну во Вьетнаме, общество потребления, западную культуру. В 1965 году на сцену выходит еще и рок-поэзия глупости,  специально составленная в жанре антилитературы.

 

В Англии и США нет традиции петь песни на слова прославленных поэтов, как это имеет место в России и Франции. Англоязычные тексты представляют собой текст шлягера, близкий массовому сознанию. Огромное значение в становлении рок-поэзии сыграл Боб Дилан. Его песни - гротеск, игра слов, они полны ассоциативности. Обществу был предложен новый язык, новая тема отчуждения, революции, творчества, власти. Лирическим героем выступала противоречивая аутсайдерская личность. Влияние Дилана на Битлз прослеживается в песнях «Я - неудачник», «Человек ниоткуда» 1966г, звучит тема одиночества в «Лионор Ригби».

 

     По сравнению с блюзом, где одиночество горько оплакивается[4][4][1], в рок-поэзии, направление которой заложил Боб Дилан, одиночество  выступает как проблема современности. Полностью развеивается гипноз любовных песен. Теперь вслух говорят о том, о чем раньше шептались в пивбаре: о ненавистном монотонном труде, колониальных войнах, выгодных женитьбах и т.д. Флагманом бунтующего рока стал неистовый биг-бит (beak –обратный удар) - белый вариант ритм-энд-блюза. Впервые в песнях появляется сплоченное «мы».

 

Над нами издеваются

Только потому, что мы существуем.

Все скверно, везде холод

Люди на нас нападают

Потому что  мы стараемся быть

Не такими, как они

А сами они скучны и равнодушны

Надеюсь, я не умру раньше,

Как повзрослею

     (Пит Тауншенд, My Generation, The Who)

 

 

Вся наша частная собственность –

Мишень для врага

Мы – сила хаоса и анархии

Всех грехов, какие нам приписывают

И этим мы горды!

Вперед на стену!

Смоем эти стены

(«Добровольцы», Jefferson Airplane)

 

Jefferson Airplane, хиппи из Сан-Франциско, давали фолксингерские песни, песни о сексе и песни протеста против старшего поколения

 

Одно поколение отживает,

Другое - полно воодушевления

Пришло время делать революцию

 

Очень много было антивоенных песен

 

Веселый солдат

Эта бойня не может продолжаться

Он, солдат, за все в ответе

Призывы получает он уже не издалека,

А от тебя и от меня.

Братья, разве вы не понимаете, что

Так положить конец войне нельзя…?

(Филипп Ланч Донован)

 

Не пытайся обмануть ветер

Он вырвется и убежит,

Ибо он свободен.

Не делай из людей рабов

Они тоже родились

Чтобы насладиться жизнью и свободой

(Ф.Л.Донован «Свисни ветер»)

 

Мягкий протест против социальной действительности, тема человека, не нашедшего себе места, тема трагической развязки прослеживается у Саймона и Гарфанкела:

 

Он умер в прошлую субботу.

Он включил газ и отправился спать,

Закрыл окна, чтобы никогда не проснуться,

И все говорили «Какой позор, что он умер»

(«Необыкновенный человек»)

 

или еще

 

Моя жизнь кажется нереальной,

Мое преступление – это иллюзия,

Я все это представляю скверно написанной пьесой

В которой я должен играть…

 

Английская группа Кинкс, созданная в 1961г. , достигла успеха благодаря своим песням с ярким, энергичным рисунком. Кинкс не признавали идею рока ради финансового благополучия.  Для них рок – трибуна, чтобы высказаться. В репертуаре группы есть шуточные песни («Тарзан»), лирические («Закат на вокзале Ватерлоо», «Дни»), песни протеста, социальная сатира. Они призывали изменять действительность, издевалась над респектабельными буржуа («Человек в высшей степени уважаемый»), осуждала праздность и общественную инфантильность богатого бездельника («Солнечный день»), высмеивала антисоветскую шпиономанию («Острый случай шизофренической паранойи»). Кинкс издевались над готовностью своего антигероя следовать тому, что в данный момент рекомендовало телевидение («Преданный поклонник моды»)[5][5][2]. А  вот Роллинг Стоунз стремились ухватить все звериное, сатанинское...

 

 

Примечательным становится творчество хиппи. Они отвергают ценности общества, сладкие обывателю и предлагают взамен свободную любовь,  конец войнам, отмену денег и «лучший мир для тебя и меня». Хиппи предлагают выпасть из общества:

 

Этот город выбивает из нас душу, ребята.

Это капкан,это приговор к самоубийству,

Мы должны выбраться отсюда, пока мы молоды

Потому что бродяги вроде нас рождены для бегства.

(Брюс Спрингстин «Рожденные для бегства»)

 

С конца 60х в рок-поэзию проникает абстракция. Она появляется в первую очередь в наркотическом направлении («Люси в небесах с алмазами» (The Beatles), «Леди Джейн» (Rolling Stone),  в мистическом и сказочном направлениях и т.д.

 

 

 

 

К 70-м годам рок-группы становятся политически беззубыми и укрощенными шоу-индустрией, однако они вовсе не утрачивают свой энергетический потенциал и стремятся к созданию чего-то более фундаментального, чем просто популярная музыка. Появляются рок-оперы. Виртуозными и изысканными становятся фолк-сингеры, рок-психоделия, декадентский глэм-рок[6][6][3], арт-рок, хард-рок, джаз-рок.  Кто из нас не заслушивался композициями Марка Болана, Дееп Пепл, Дэвида Боуи?  Вряд ли найдутся такие. И совершено неожиданное явление в рок-поэзии, такое, как импрессионизм[7][7][4] – аналогов группе Спаркс в роке нет!

 

 

 

 

Казалось бы, все кончилось в 80-х, диско, анти-рок наводнили все пространство и социальная апатия охватила общество. Однако нет!  И вот уже третья волна рок-революции: панк-рок. И хотя первый панк относится к 1966г.[8][8][5], новая мощная волна панка восходит к  политическому кризису 1976г. И захлестывает не только тетчеристскую Англию, но и периферию – ФРГ, Францию. Панки поют не только о социальных проблемах, но воспевают цинизм к обществу и выглядит это примерно так:

 

Есть сотня способов добиться того, что хочешь,

И я воспользуюсь лучшим:

Я смету все кругом, мне все это осточертело.

Да, я хочу убивать, ломать, крушить

(«Секс Пистолз»)

 

Мне паршиво, тебе паршиво,

Всему миру паршиво –

Будущего нет

И всем на него наплевать.

(Клэш)

 

Группа Клэш – это праведники от панков, это воинственный авангард английских безработных, а сам Джо Стаммер – человек из средних классов и довольно образованный. Клэш еще верят во что-то, в их песнях проскальзывает человечность, хотя в словах довольно отчаяния, музыка кипит от ярости и боли, но здесь все-же есть попытка увидеть что-то новое и лучшее в мире. Зрители после концертов очень часто спят на полу в комнате музыкантов, которая превращается в приют для бездомных…

      К этой волне панк-рока примыкают представители андерграунда 60-х нью-йоркской ветви:  Лу Рид («Вельвет андерграунд») и Патти Смит[9][9][6].  Патти Смит – жемчужина рок - поэзии. И это уже не просто рок, это заговор, таинство, страдание и экстаз, возникшие от духовной апатии. И слова – изящество и красота языка от Библии, до Кафки и Камю…

     А на другом конце рок-поэзии нарочитое пренебрежение стилистикой и синтаксисом. Но таковы правила и жанры рока. Он ограничен и разнообразен одновременно.

 

 

 

Социальные песни – удел групп другого направления. Социальные песни то затухают, то появляются вновь как птица Феникс. Видимо так будет всегда, пока есть социальная несправедливость. В 80-х годах вновь активизировались движения «Рок против войны», «Рок против апартеида», «Рок портив богатых» и т.д. Движений было много, что позволило музыкальным критикам объединить их всех под названием «агитационно - пропогандистский рок», несмотря на разницу в стилях, положению в мире рок-музыки:

 

Они принесли тебя с фолклендов

С пробитой головой.

Ты защищал честь страны,

Сохранил национальную гордость,

Но, пытаясь выжить на поле боя,

Ты погиб в 25.

(Путь «Герой войны»)

 

Самой замечательной фигурой этого течения стал Пол Уэллер, бывший участник группы «Джем», затем выступавший с группой «Стайл Каунсл». Он пытался возродить в роке дух шестидесятых, поднять насущные проблемы, внести левую политическую струю:

 

Я уже все испробовал

И больше ничего меня не держит дома.

Это правительство отняло у меня и силы, и любовь.

Мне говорят, «Уматывай, раз ты

Не можешь найти работу даже в родном городе»

(Стайл Каунсл «Разбивающий дома»)

 

Группа постоянно выступала на концертах, организуемых коммунистической газетой «Морнинг стар», была инициатором движения английских рок-музыкантов в поддержку бастующих британских горняков в 1983-85г., которую поддержали «Мэднесс», «Новый порядок», «Рабочая неделя», «Депеш мод», «Бананарама», «Уэм», «Спешиалз» и доходы от многих концертов пошли в фонд поддержки бастующих.

 

 

 

Одним из распространенных явлений 80-х стал хэви-метал. Когда «металл»довольно громко заявил о своем существовании, многие склонялись относить эту музыку к проводникам насилия, сатанизма, грубого секса и т.д. «Металлисты» и  сами подливали масла в огонь:

 

Давай объединим все силы,

Чтобы править железной рукой!

Испытаем мир!

Металл правит землей!

(Джудас Прист «Метал правит землей»)

 

Пятница, ночь и хочется подраться.

У меня мотоцикл и нож с откидным лезвием,

Но единственное, что меня заводит,-

Так это девочки, девочки, девочки

(Метли Крю «Девочки, девочки»)

 

Нол возьмем запрещенную ранее в СССР группу Айрон Мэйден. Вот что говорит Брюс Диккинсон венгерскому журналу «Мадьяр ифьюшаг»:

« В наших песнях слова огонь, грех, насилие, убийство, смерть, но мы в основном черпаем тему из истории человечества, и почти всегда поем о борьбе добра со злом». А песня «Где только орлы рискнут» посвящена военным летчикам второй мировой войны, песня «Бегущие за холмы» - о трагической судьбке индейского народа. Серьезные проблемы поднимает и «Скорпионз»:

 

Почему люди, которых мы сделали лидерами,

Не понимают, что мы не хотим воевать,

Мы слишком молоды, чтобы умирать,

Мы слишком любим жизнь.

(Скорпионз «Перекрестный огонь»)

 

 

 

 

 

Одним из самых крупных направлений современной поп-музыки являются вариации на любовную тему, адресуемые самому широкому кругу слушателей от тинейджеров до пенсионеров. Любовные песни не рассчитаны на требовательного слушателя и вряд ли здесь много оригинальности (хотя исключения бывают, но редко[10][10][7]) но они снабжаются красивой мелодией и аппелируют к самым простым человеческим чувствам: любви, верности, дружбе и т.д. Это беспроигрышная тема современной эстрады, рассчитанная на невзыскательный вкус.

 

 

Мир рок-музыки неоднозначен. В нем с примитивизмом соседствует и подлинное искусство, пропоганда насилия с призывам к миру и разуму. Мир рок-музыки – это мир современных городских трубадуров, мир рок-музыки – мир современной народной музыки и нельзя забывать, что музыканты – это прежде всего живые люди, сформировавшиеся под влиянием определенной общественной системы и своего  времени. Воспитание, образование, положение в обществе – все это накладывает отпечаток на их творчество.

 

 

 

              НЕСКОЛЬКО СЛОВ О  ГЛЭМ – РОКЕ

 

 

Самым богатым и загадочным из стилей поп-музыки ХХ века назван глэм-рок[11][11][8]. И с этим трудно спорить, потому что глэм – року (его еще зовут «памп-рок» - пампезный рок) уникальнейшему явлению 70-х годов, находящемуся на стыке с поп-музыкой и фактически представляющему собой рок’н’поп,  можно все, кроме одного: он не имеет права быть скучным.

 

К прародителям глэма можно смело относить музыкантов-модов Кинкс и Ху, которые большое внимание уделяли своему внешнему виду и текстам песен. Если оставить в стороне музыку, которую играли в 1967-68гг., то яркая экипировка, светомузыка и эффекты, дымовая завеса и полные самолюбования сценические шоу Джима Хендрикса, Дорз, Пинк Флойд и Crazy World of Arthur Brown вполне подпадают под понятие глэмовых. А к 1971г. подоспела и соответствующая музыка – аполитичный, яркий, абсолютно несерьезный или иронический рок, стилизованный то под буги 50-х годов, то под джаз 30-х, то под немецкое кабаре 20-х, то под голливудский шлягер 60-х, то под балаганчик или выступление Арлекино. В сущности весь стилистический набор глэм-рока укладывается в шкатулку «Белого альбома» Битлз.  Исполнители глэма братья Мэл (Спаркс), Марк Болан, Дэвид Боуи, Брайан Ферри, Godley and Creme (10cc), Элтон Джон, Алис Купер, Стив Харлей, Фредди Меркьюри – это великие актеры, неустанно примеряющие различные маски.

 

    Однако все еще остается неясность с терминологией глэм-рока. Так, некоторые видят в глэм-роке только сценическое шоу[12][12][9] , отказывают ему в собственном  стилевом звучании и считают, что он зажат между хард-роком и арт-роком. Иные склонны рассматривать его как что-то весьма второсортное[13][13][10].  С другой стороны сплошь и рядом сценические находки глэм-рока используют группы самых разных направлений…

     Посмотрим на проблему иначе. По всей видимости в рок-музыке глэм занимает место рок-барокко (если есть в эстетике стили, то они едины во всех творениях человека и подобны архитектуре. Здания бывают классические – это хард-рок. Арт-рок – это ренессанс, здесь много отступлений от рок-канонов. Фолк-рок воздвигает что-то подобное собору Василия Блаженного: мы слышим наигрыши, свирели, причудливые напевы. Джаз-рок походит на  модерн: здесь все: от кубизма до абстракционизма).

 

 

Что же отличает глэм-рок от остальных направлений рока? С точки зрения Music Club (Jeepster Holding Ltd.) в глэм-роке действительно важна визуальная подача. По мнению этого клубапонятием «глэм» первоначально означало световой эффект, впервые примененный на сцене Марком Боланом в 1971г. и только много позже глэмом стали называть его манеру исполнения и манеру исполнения последовавших его примеру Sweet, Slade, S.Quatro и т.д. Идеи глэм-рока как таковой не было, но все коллективное  творение многочисленных групп в итоге оказалось с идейной линией. Привожу английский текст:

«The Opening Charter in the period to become knowin as Glam Rock  happened on 27th February 1971 when Marc Bolans’ T.Rex released  Hot Love. Within 2 weeks the single was at number one…. dressed in his own style and he opently wore make up. As he turned towards the camera the lights from the studio caught the lines of hes cheek bones and the screen seemed to explode. Bolan had brushed glitter dust upon his face/ there was no turning back. Glam rock had arrived. What followed, over a period of 3-4 years,has never been documented visually.

Once Marc Bolan had opened the door a handful of bands took up the challenge seriously whilst others courted the Glam rock ideal lleetingly andwithout much enthusiasm. It is to the rock artists who made pop music visually as well as musically exciting that we dedicate Volume 1(G.Glitter, T.Rex, Slade,The Sweet, Roxy Music, A.Cooper, Suzi Quatro, Alvin Stardust, Sparкs, Mud)». Авторы Музыкального клуба ограничивают глэм семидесятыми годами, относя к новой генерации группы Hello,Sailor,Twisted Sister,Sique sique sputnik.

 

     Но разве шоу и яркая одежда критерий музыкального жанра? Что, Фредди Меркьюри перестает быть глэм-рокером, когда он остается на сцене в одних трусах? И почему мы не относим к глэму рок-театр Роберта Планта? Видимо не внешний эффект стоит за стилем, а его внутренняя суть и мы ни с кем не спутаем 10сс, Queen, Cocney Rebel или Sparкs. Полифония, специфическое вокальное оформление, мелодичность, вычурность, инструментальное многообразие, обилие клавишных, неожиданные обороты и приемы – все это глэм-рок и его можно не только видеть, но и  слышать.

 

Будучи музыкой досуга (танца, радио, хита), глэм очень ярок. Как правило он предлагает нам легко запоминаемую, красивую мелодию, заключенную в песню, регламентированную 2-5 минутами. Спевка, бэк-вокал, необычное стихосложение, интонации, акценты – все имеет значение. Тексты вне политики. Они предназначены и для массового слушателя или для избранной аудитории и как пишет поп-энциклопедия, нездоровая ирония, обилие фантазии, интеллект, ярко выраженная сексуальность, безразличие к серьезным проблемам, крупнейшие творческие находки в рамках развлекательной песни - это и есть типичные черты глэм-рока.

 

Яндекс

Реклама на Яндексе

Помощь

Спрятать

 

 

IV Открытый Кубок России по поиску в интернете

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс

Реклама на Яндексе

Помощь

Показать

Закрыть

 

 

IV Открытый Кубок России по поиску в интернете

 

 

 

 

 

Яндекс

Реклама на Яндексе

Помощь

Спрятать

 

 

IV Открытый Кубок России по поиску в интернете

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс

Реклама на Яндексе

Помощь

Показать

Закрыть

 

 

IV Открытый Кубок России по поиску в интернете

 

 

 

 

 

      

 

Time Rocker – Третья часть музыкальной трилогии, поставленной Бобом Уилсоном  в гамбургском театре «Талия» после «Алисы» и The Black Rider  на музыку Тома Уэйтса. Музыка и песни известной в 60-70г. Нью-йоркской Вельвет Андерграунд Лу Риду. Негритянский романист Дарилл Пинкин дал 32 либретто-кадры, на которые и сочинили песни. Все в технике постмодернистского сюрреализма. Путешествие в машине времени». Образы, очень насыщенные сами по себе, соединялись бессмыслицей «ничто».

 

Е.Карцева. Голливуд:  контрасты 70х. Искусство 87. 319с

 

Яндекс

Реклама на Яндексе

Помощь

Спрятать

 

 

IV Открытый Кубок России по поиску в интернете

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс

Реклама на Яндексе

Помощь

Показать

Закрыть

 

 

IV Открытый Кубок России по поиску в интернете

 

 

 

 

 

Яндекс

Реклама на Яндексе

Помощь

Спрятать

 

 

Яндекс.Маркет

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс

Реклама на Яндексе

Помощь

Показать

Закрыть

 

 

Яндекс.Маркет

 

 

 

 

 

 



[1][1] Даниэль Конбендит ныне депутат Европарламента, немец Йошка Фишер так же сегодня во власти.

[2][2] Джим Моррисон был завсегдатаем этих постановок и с успехом многие элементы перенес на сцену.

[3][3] Збби Хоффман имеет диск «Нация Вудстока». Что такое Вудсток – знают все.

[4][4][1] Блюз – детище черной Америки, он дает  чисто личностное отношение к миру и первоначально представлял песню, которая пелась лишь для себя и была плачем или беседой вслух.

Все негры любят блюз

Потому что он родился вместе с грустью

[5][5][2] Преемником  Кинкс на этом ироническом пути и пути создания антигероя стала группа Спаркс.

[6][6][3] Декаденс отражает явление безнадежности, неприятия жизни как таковой, индивидуализм и демонстрирует высокую роли интеллекта с одновременным ослаблением жизненных инстинквов, отражает идеологический кризис сознания перед антогонистичной социальной действительностью. Ярчайшим представителем этого направления в роке стал Стив Харлей.

[7][7][4] Импрессионизм передает объективную правду состояния, представляет собой жанровую зарисовку, непосредственное впечатление, переживание, он весь переливается оттенками субъективных ощущений, вызванных содержанием внешнего мира. 

[8][8][5] Группы Сидз и Каунт Файв, которые, однако, успеха не имели

[9][9][6] Патти Смит называют женским Бобом Диланом, хотя она велиичает учителями Роллинг Стоунз и Джима Моррисона

[10][10][7] В жанре любовных историй, в создании образа лирического героя лидирует Брайан Ферри, оригинальны песни группы Спаркс, Дэвида Боуи.

[11][11][8] Энциклопедия популярной музыки (Бондаренко В.В., Дроздов Ю.В.), Минск, 2002

[12][12][9]«Музыка наших дней» Современная энциклопедия. Авента 2002, с.90

[13][13][10] В.Меньшиков «Энциклопедия прогрессивного рока» (300 историй, 400 дискографий) Ташкент 1996

 

Сайт создан в системе uCoz