М.Н.Ростовская

КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТКРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА, ТРАНСФОРМИРУЮЩИХСЯ В НАПРАВЛЕНИИ К СОЦИАЛЬНОЙ  РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ.

 

      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР:его задачи и функции,необходимые для того,чтобы произошла трансформация в направлкнии социальной рыночной экономики: он обеспечивает правовой механизм,безопастность, общие условия жизнедеятельности,к которым относятся труд,земля, капитал,информация, основные сферы жизни, условия функционирования самого государства, инфраструктуру производства,социальную инфраструктуру,ее институты и условия их возникновения на частной основе, все,что связано с жизнью человека, баланс интересов между отраслями и группами,дает госзаказы на предприятия,включая предприятия частного сектора,определяет природную ренту и условия охраны окружающей среды и здоровья,отвечает за функционирование важнейших хозяйственных объектов, создание инвестиционного климата,общих условий для хозяйства,инфраструктуры,условий возникновения среднего класса и элитного зерна, внутреннюю и внешнюю стабильность, разумные налоги , условия для зарождения и функционирования местного самоуправления, реструктуризацию неэффективного аппарата, расширение частной собственности за счет государственной, снижение риска некомпетентности принятия решений, освобождение созидательных сил народа, децентрализацию властных полномочий из центра в регион. Государство обслуживает публичные и стратегические интересы.В мировой тенденции возрасла роль стратегии на уровне государств, ориентация на социальные критерии:качество и продолжительность жизни,наметился поворот к социальной политике.Цель государства-благополучие социума.

      Идеально государство строится на двух принципах:

1.П р и н ц и п е    ф и с к а л ь н о г о    э к в и в а л е н т а- целевом и гласном использовании налогов

2.П р и н ц и п е    с у б с и д и а р н о с т и- принятии решения на самом компетентном,максимально низком уровне

      Обеспечение институциональной надежности и рыночных гарантий противоречит в трансформируемых системах,так как это и цель,и условие,но страны,которые подобное прошли (Австрия,Германия,Япония) шли через долгосрочную предсказуемость политических шагов и мер.Именно стабильное государство,а не его отсутствие и устранение создает благоприятные условия для развития рыночного процесса.Оно предполагает национальный консенсус о целях и инструментах хозяйственной и социальной политики, национальную программу созидания, стремление к социальной справедливости и разделяемое убеждение,что хозяйственные проблемы разрешимы.Отсюда видна необходимость создания дееспособных государственных органов.Новые компоненты вводятся в действие политическими инструментами.В западной экономике 5 свобод:

- свобода торговли и предпринимательства

- свобода выбора места жительства

- свобода договорных отношений

- свобода распоряжения своими средствами производства

- автономия партнеров в тарифных соглашениях

      Авторитаризм с точки зрения политики хозяйствования возможен,если совместим с конкурентным порядком,получает от населения легитимную основу,проводит соответствующую рынку политику,осуществляет ее с помощью дееспособной,некоррумпированной администрации.Мягкий авторитаризм заключается в том,чтобы привить слабой демократии определенные сильные черты авторитаризма:устойчивость,ориентацию на перспективу,бескомпромиссность,ограничение права большинства в пользу квалифицированного меньшинства.Это скорее не антидемократичная форма,а антитоталитарная и помочь может трансферт ноу-хау в этой области с запада на восток.

      Центральное значение государства для трансформации экономики в доказательстве не нуждается.Уже само установление частной собственности,охватывающей и вещественный,и человеческий капитал,является важнейшей правовой созидательной задачей.Когда он будет сформирован так,что возникнут рынки товаров,услуг,труда и капитала на основе индивидуальных прав распоряжения,только тогда начнется процесс рыночного хозяйствования.Только тогда возможно дерегулирование и либерализация,обеспечение конкуренции и стабильная денежная система.Появится необходимость реформирования самого государства из экспроприирующего в обслуживающее.При трансформации центральной проблемой остается ориентация парламента на соображения справедливости,т.е.учет интереса всех страт.

      Компетентность государства предполагает функцию социального регулятора.Отсюда важна концепция государственной службы.Социальное государство должно защищать интересы граждан,отсюда его принципы и структура.Должен существовать конкурс при приеме на госслужбу.Это не просто место работы,госслужба-это социально-правовой институт.Он определяет масштабы либеральности,ее меру.Социальное государство как орган государственного регулирования поддерживает конкурентоспособность по социальному фактору развития.Государство обеспечивает общенациональный прогресс,ресурсоиспользование.Реирующая роль его в ответственнейшие моменты истории возрастает многократно."Мудрый ум и сильная воля"-вот как должно характеризоваться государство в периоды трансформаций.

 

.

  

 

 

                                              М.Н.Ростовская

    ЛИЗИНГ-АРЕНДА ИЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ?

 

      Если попросить кого-нибудь в двух словах определить,что такое лизинг,в лучшем случае получим ответ:"лизинг-это лизинг",в худшем-"договор аренды".Не прояснят ситуацию и принятые определения.Так под договором аренды понимают договор им       С возникновением индустриальных обществ односторонняя зависимость,характерная для феодального общества,стала зависимостью всех от каждого,при этом люди не способны обеспечить себе существование за счет накопленной собственности,не только свой,но и третьих лиц.Основой существования такого общества служит постоянное производство и возникающий в нем доход,готовность к разделению труда и кооперации.

Под договором аренды понимают договор имущественного найма,когда арендодатель обязуется передать в аренду нанимателю имущество на срок или за плату для самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности в рамках принятых условий.В определении Евролиза под лизингом понимают договор аренды чего-то в производственных целях арендатором,в то время как товары покупаются арендодателем и он сохраняет за собой право собственности. На самом деле лизинг имеет две стороны отношений.Это операция,отличающаяся сложной организацией.Надо различать лизинг как договор аренды и как юридическую категорию идеологического правового отношения и лизинг как общественно-производственное (экономическое) отношение по поводу производства и присвоения лицами предметов,созданных трудом.Мы бы определили лизингкак предпринимательскую технологию и его история об этом свидетельствует.Правовед Е.В.Кабатова тоже считает,что договор лизинга карендным отношениям не сводится.Это особый способ распределения ответственности между участниками лизинга,так как сигнал о дефекте изделия идет не к лизинговой компании,а к изобретателю.Конструкция договоров аренды не может регулиро-вать подобные отношения,сложившиеся в ходе практики договоров.А вот как пытаются определить лизинг его изобретатели-американцы:"Лизинг-приобретение конкретного движимого или недвижимого имущества наймодателем,который сдает его внаем нанимателю за плату,а наниматель использует это имущество,причем за наймода-телем сохраняется право владения и право налоговых льгот,которые предоставляются собственнику коммерческого имущества,в то время как наниматель пользуется коммерческими выгодами,используя имущество,несет более низкие расходы из-за наличия у наймодателя налоговых льгот,при котором лизинг выступает как своеобразный способ финансирования" (А.Поллард.-Банковское право США.-с.332).Что такое "лизинг" можно понять из схемы:

               Механизм функционирования лизинга

                               

     фирма-продуцент         4                "арендатор,

        "поставщик"                             наниматель"

 

                            2               3

            

                                       Leaser

               "кредитор"       "арендодатель,

                   банк       1    наймодатель"

                   БХК            фин.или пром.фирма

             государство        филиал банка

   муниципальные органы   финансовое общество

           фин.компании       страховая организация

 

а."Наниматель" и фирма-продуцент согласовывают договор покупки

б. Лизинговая фирма получает "досье" по комплексным перговорам о покупке объекта,согласовывает план со своим "кредитором" и получает от него 60-80% цены объекта по контракту liferaged leasing (займ) (1),подготавливает пакет документов по договору "купли-продажи"(2) и "договору имущественного найма" с "нанимателем"(3).Лизинговая фирма оставляет за собой право контроля.

в. Риск гибели объекта,текущий и капитальный ремонт,обязательное страхование лежат на "нанимателе",хотя он не собственник,поэтому лизинг приобретает "финансовый вид",а "наниматель" заключает контракт на техобслуживание с "поставщиком"(4)В американской форме лизинг содержит как минимум три контракта:

              между арендатором и арендодателем

              между поставщиком и арендодателем

              между арендодателем и его кредитором,

а погашение лизинговых обязательств может происходить как в денежной,так и в иной форме.Лизинг основывается на разделении понятия "собственность" на право собственности и право использования.Лизинг выступает в роли  кредитного инструмента,а в экономической трактовке лизинг-новой форме финансирования операции вложения капитала,инвестиций,финансового кредита с особыми условиями его погашения.Сущность лизинга в ускоренной амортизации,т.е.в ускоренном переносе стоимости средств трудана производимый с их помощью продукт,что в целом для экономики очень выгодно,так как идет расширенное воспроизводство капитала,то есть экономический рост.

      Сейчас,когда международные контакты становятся нормой жизни,появляется проблема взаимодействия разных экономических культур,разных логик жизни.Это и есть основа спора о лизинге в литературе,ведь за этим стоит правовой регулятор отношений участников хозяйственного оборота.Лизинг в континентальном праве выступает то как договор имущественного найма с рядом особенностей,то как договор купли-продажи с рассрочкой платежа или договор особого рода (sui generis).В Англии его считают "арендо-продажей",в ФРГ "кредито-наймом",в Бельгии "найм-финансированием",а в России-"финансовой арендой".

 

    Диалектика англо-саксонской(1) и романской(2) юридических систем,ведущая начало от эпохи феодализма определила следующие черты этих систем:

             1                                        2

                        Правовой базис

 а.Расщепление                               Авторитарность

   прав собственности                      прав собственности

 б.Прецендентное право                   Конституционное право

   Предельно большая роль судов                                       

 в.Философия вещей                         Философия вещей                                                                     "телесные-бестелесные"                   "главные-подчиненные"

                        Балансирующий элемент

 г.Логика двухпартийности                    Многопартийность

                                   

       Право собственности в англо-американской доктрине основано А.Оноре и имеет 11 составляющих права( владение-физический контроль,личного пользования,управления-решения,каким образом вещь использовать,права на доход-на блага от вещи,право на капитализацию,право на иммунитет от экспроприации,право власти вещь передать,право запрещения вредного использования и residiaru charter-восстановления прав собственности,право отторжения вещи в уплату долга).Само право потенциально порождает 1500 комбинаций "расцепления" собственности

       Континентальная юридическая система романская в основе,там право собственности есть право пользования,владения,распоряжения и в принципе это только 9 комбинаций.Поэтому постоянно возникают юридические проблемы при взаимодействии культур и рынков.

      История лизинга.

Собственно арендные отношения известны во времен Вавилона как форма возмездной передачи собственности во временное пользование.Эта тенденция усилилась в феодальной Англии в связи с тем,что фригольды,земельные наделы,были неотторжимы от лордов,но их можно было сдать в аренду (leasing).Первые небольшие Leasing Companie sкак юридические лица появились в США в средине прошлого века и занимались арендой движимости и помещений.В это же время дало первый побег банковское законодательство.В 1920 году вышли законы "О Федеральной резервной системе","О банковских филиалах" и стала формироваться двухуровневая банковская система.Она имела законодательные органы и распорядительные.К последним сегодня относятся Совет управления Федеральной резервной системой,Служба Финансового контроллера,Федеральная корпорация страхования вкладов,Комиссия по ценным бумагам и биржам,Федеральное агенство,Контрольные органы Штатов.Их функция приостанавливать деятельность,отстранять директоров,применять санкции м опеку и управление имуществом.Кризис1933 года привел к рождению "Закона о банковской системе" и "Закона о ценных бумагах".  В 1892 году происходит знаменательное событие:акционеры 40 нефтяных компаний подписали соглашение о передаче всех имеющихся у них акций уполномоченным лицам в доверительную собственность.Так возник трест "Стандарт ойл",а такая форма объединения капитала оказалась настолько удачной,что вскоре стала одной из самых широко используемых форм объединения в США,а затем и в других странах.Вскоре слово "трест" приобрело угрожающий оттенок и стало синонимом монопольного объединения.По мере широкого распространениятрестов в первоначальную схему отношений стали вводиться новации.Так,вместо группы физических лиц,которым передаются акции,появидлось лицо юридическое и возник тип держательской компании(holding).Их слияние с финансовым капиталом вызвало озабоченность законодателя и в 1956 году появляется закон "О банковских холдинговых компаниях".Под крышей банковских холдинговых компаний и нашел приют лизинг.Законодатель пытался отрегулировать эти отношения,выпустил "Закон о потребительском лизинге","Закон об истине при предоставлении кредита","Закон обобязательной доступности договоров",где под понятие "лизинг"попадали отдельные виды банковских операций.

      В 1963 году Финансовый контроллер разрешает национальным банкам заниматься финансовой деятельностью (12 CFR 7.3400).Неожиданно вспыхивает прецендент- "Дело М & М Leasing corporation",нарушившей правила контроллера.Суд состоялся в 1965году,ответчиками были "Ферст Бэнк Лизинг Корпорейшен" и "Пиплз Лизинг Компани".Они занимались лизингом автомобилей.Вопрос вертелся около "остаточной стоимости",поскольку она не гарантирует страховку от рисков,наймодатель на это не шел.Фактически суд и разработал подробные нормы лизинговой деятельности.Было сделано различие "открытого" и "закрытого" лизинга,при открытом,после лизинга автомобиля возможны были три следующие события:

1.Наниматель мог купить автомобиль,выплатив его остаточную стоимость

2.Автомобиль можно было продать франшизному дилеру,который его будет эксплуатировать или продавать

3.Отдать дилеру в лизинг

Кроме того,суд различил лизинг одноинвесторный и рычажный(многоинвесторный),при котором наймодатель сохраняет свое участие,отрегулировал систему рассчета,в которую включил цену лизинга+стоимость имущества+сумму налоговых льгот+ остаточную стоимость имуществапосле истечения срока аренды.При этом оказалось,что чем больше остаточная стоимость,тем более конкурентны условия лизинга.Финансовый контроллер установил максимум по остаточной стоимости в размере 25%,но Совет Федеральной Резервной Системы избрал более жесткий вариант в 20% (исключая лизинг жилья-там лимит 70% для ссудно-сберегательных учреждений) и после этого появляется "Инструкция Y"(CFR 225-4а,@12,1972г),в которой выносится вердикт,что банковские холдинговые компании могут заниматься лизингом в той форме,в которой он является функциональным эквивалентом предоставления кредита.Лизинг должен иметь неуправленческую основу,т.е.функционировать без оказания услуг,БХК должны вести лизинговую деятельность на основе полной выплаты,до окончания лизинга они должны возместить расходы по инвестициям в имущество и финансирование.Чтобы рассчитать лизинг с полной выплатой,БХК должны учитывать ренту,остаточную стоимость,оценку налоговых льгот и дополнительную сумму (до 60%) цены приобретения имущества,гарантируемые нанимателем или третьим лицом,чтобы полностью компенсировать затраты наймодателя.Срок лизинга не может превышать 40 лет,а время,в течение которого наймодатель может владеть имуществом после окончания лизинга ограничено двумя годами. В 1970 году появляется закон,расширяющий сферу банковской деятельности,а в 1987 году "Закон о равенстве конкуренции в банковском деле",где предусматривается право национальных банков инвестировать до 10% активов в лизинговые договоры на чисто лизинговой основе без ограничений на остаточную стоимость. 28 мая 1988 года Конвенция о международном финансовом лизинге различила две формы лизинга:финансовый,или подлинный (financialleas) и эксплуатационный (operating leas).Финансовый лизинг заключается на твердый срок,примерно равный сроку использования оборудования и полной хозяйственной амортизации (примерно 10-12лет).Договор не может быть расторгнут ни одной стороной,а платежи вносятся в течение 4-7 лет и не могут быть прекращены,кроме случаев,связанных с модернизацией.Размер платежа определяется как амортизация+ %за кредит + оплата лизинговой компании,что превосходит покупную цену имущества по стоимости на 5-6%.Поэтому у "нанимателя"всегда альтернатива-кредит или лизинг или предложить отсрочку в платеже сроком на год.Последнее есть условие лизинга.Остаточная стоимость имущества оценивается по разному:по "справедливой" рыночной или "экспертной" цене,или должно быть оговорено право "нанимателя" купить по "сниженной" цене,заранее согласованной в контракте.

      Эксплуатационный лизинг по форме ближе к имущественному найму (срок лизинга много меньше срока амортизации).По истечение срока объект повторно сдается в наем,но сохраняется исключительноет право наприобретение имущества в собственность.При этом наймодатель поддерживает имущество в рабочем состоянии сам.

      "Лизингом" принято считать отношения имущественного найма срокомот 5 лет и выше,от года до трех лет - "хайринг",от одного дня до года-"рентинг" или "чартер"(прокат).Хайринг прижился внутри БХК,в информационных и компьютерных технологических объектах эксплуатации.

      Быстрое и широкое распространение лизинга в деловой практике вызвано преимуществами для участников хозяйственного оборота и поощрением его со стороны государств,рассматривающих лизинг как эффективное средство стимулирования предпринимательской,научно-технической деятельности и развития национальных экономик.В условиях дефицита платежного баланса лизинг привлекателен еще тем,что,обязательства по нему не включаются в объем внешней задолженности страны.

 

 

                                                         ***

 

 

   Рынок-это требование эффективности.Господствующая установка ли-

берализма "не мешайте" в 1929 году привела к тому,что накопились про-

тиворечия и с "черного четверга" Нью-Йоркской фондовой биржи наступил

тотальный кризис.Основные показатели в годы депрессии следующие:

-----------------------------------------------------------------

 год    ВНП    Инвестиции  Уровень    Индекс курса   Денежная

        млрд$  в % к ВНП   безработ.%  акций от 100% масса М1

------------------------------------------------------------------

1929    314.7  17.8          3.2        83.1           100

1930    285.2  13.5          8.7        67.2           96.2

1931    263.3   9.0         15.9        43.6           89.4

1932    226.8   3.5         23.6        22.1           78.0

1933    222.1   3.8         24.9        28.6           77.5

1939    319.7  10.5         17.2        38.5          127.9

------------------------------------------------------------------

Кризис в США был глубже,чем в Германии,в Германии глубже,чем во Франции,

во Франции глубже,чем в Англии.Если сравнивать с сегодняшним состояни-

ем России,то кризис в США был "пылинкой"-до "минимума"- 3.5 года (в

России кризис уже 7 лет и конца не видно),в 1933 году уже был прирост

инвестиций,что есть признак оздоровления (у нас инвестиции падают),ВНП

упал на 30%(в России на все 50%0,кризис США развивался в условиях деф-

ляции (падение цен),что лучше,чем инфляция.И даже здесь хроническая

безработица и неимоверные страдания всего американского общества,мас-

совые самоубийства предпринимателей(в таблице фигурируют средние по-

казатели курса акций,а многие потеряли все).В США пострадал высший

класс,в России-большинство при продолжающемся обогащении экономичес-

ких элит.В США было перепроизводство,в России-недопроизводство.В резу-

льтате кризиса от неоклассиков отвернулся бизнес,потом население.Про-

изошла смена как правительства,так и экономической парадигмы.Появилась

воля сделать все возможное,чтобы кризис,подобный этому,больше не пов-

торился.Сущность американского кризиса-дефицит эффективного спроса.

Сущность Российского кризиса-дефицит эффективного производства.Аме-

риканский кризис доказал относительную негибкость цен из-за появления

монополий,которые эти цены устанавливают и было ясно,что если ничего

не делать,сами рынки не появятся.Монополии-беда и российской эконо-

мики и  ц е н о в о й  вопрос-ключевой для нас.Важно не просто регу-

лировать рынок товаров,труда и услуг,надо еще формировать на все это

спрос,а значит развивать емкость  в н у т р е н н е г о  рынка,что во-

зможно только при платежеспособном спросе.После кризиса американская

конституция фиксирует положение "не допускать больших и драматических

реформ":"Лучше малая реформа с большой вероятностью,чем большая с нич-

тожной победой".Дерегулирование хорошо в длительной перспективе,но для

России после ультралиберализма актуально именно регулирование(индика-

тивно-плановая и планово-программная,планово-договорная системы,выра-

ботка целей социально-экономического развития,его макропропорции,рас-

чет региональной отраслевой и территориальной структуры.Это целый ком-

плекс работ по формированию национальных,региональных,отраслевых прог-

рамм развития,методов мобилизации ресурса как государства,так и него-

сударственных экономичеких субъектов.Объектом государственого планово-

го регулирования остается процесс воспроизводства,перераспределения,

согласование укладов,общие условия,форсирование структурных изменений).

   Основная область планового управления-планирование стоимостных про-

порций,перераспределения национального дохода.Государство должно регу-

лировать движение потоков ресурсов и этим самым создавать для предпри-

ятий стабильные условия функционирования.

   Главный вопрос-ЦЕНЫ.Классическая теория гласит:цены не регулиро-

вать:спрос определит предложение.Это так,если работает рынок (Приложе-

ние 2а):максимизация прибыли,оптимизация потребительской выгоды,жест-

кие ограничения экономических агентов,структура хозяйства реализуется

под влиянием конъюнктуры рынка на ближнюю и дальнюю перспективу,госу-

дарство действует в тех же рамках,устанавливая и контролируя правила.

   Но после 1992 года хозяйство России распалось на разные сегменты:

потребительский,финансовый,инвестиционый,трудовой.Причем ситуация не

равнозначная:потребительский,товарный рынок и при советской системе

работал в режиме бюджетных ограничений,хотя цены не отражали реальную

ситуацию.Рынок труда со стороны предложения на "реформы" отреагировал

как любой нормальный рынок,а со стороны спроса аномален.Не появилось

рынка там,где его не было-в инвестиционной,финансовой сфере,не сложи-

лись финансовые инструменты.

   Взаимоотношение спроса-предложения в производственном секторе рос-

сийской экономики после 1992 года представлено на рис.2б.Спрос 1991

года был больше предложения.В этой ситуации как бы ни падало производ-

ство,"дна"не достигнуть.Мы опустились до точки "А",где надо было выру-

ливать и пошли в другую реальность,которая грозит утратой науки,техни-

ческого прогресса,демографической недостаточностью,невостребованностью

образования и квалификации.Мы можем потерять ресурсы и территорию,ис-

чезнуть как народ.Страна больше не разделена между ВПК и гражданскими.

Она разделена между бедным госсектором и богатыми экономическими эли-

тами,активно интегрированными в рыночные отношения.Люди,зависящие от

государственной поддержки,живут на мизерные вознаграждения,заниженные

в сравнении с доходом коммерческого сектора(стипендии и пенсии состав-

ляют $15-20 мес.,зарплата профессора и госслужащего-$ 150-200,кассира

банка-$1500).Столь же неравномерно распределился доход по регионам,

что приводит к реамиграции населения.Неравенство ставит под сомнение

роль квалификации в национальном "развитии".Имеет ли она вообще смысл,

если одаренный человек стремится попасть на факультет иностранных язы-

ков и бизнеса,а московская серость заполняет факультеты кибернетики и

прорывных технологий,куда менее притягательных при сегодняшней оплате

труда?Не порочный круг бедности,характерный для аграрнях государств с

их сильным приростом населения,а индустриальный тип коллапса уготов-

лен России:натурализация хозяйства-человек будет выживать.Бартер,комп-

радорство,вывоз капитала-фрагменты деградации.Сжатие станет массовым

из-за падения спроса.Если цена на топливо будут возрастать,заработная

плата падать,производство станет заваливаться быстрее.Это следствие

ликвидации "денежного навеса".В условиях денежного дефицита и неконку-

рентного хозяйства началось шоковое ценообразование.Рост цен увеличил

долги,за спросом завалилось производство,возникла зона неплатежей,ко-

торую векселями и комиссиями не снять.Если не нормировать цены (конку-

рентных отраслей это не касается),все будет бесполезно.Регулировать

удобно рентабельность предприятия,привязывая к фондам.80% предприятий

таким образом выведутся за линию банкротов.Рентабельность увеличится,

если ввести индексирование,будут инновации.Необходимы санкции за рен-

табельность на раскруте цен.Другой путь-через регулирование заработной

платы в ее увязке с активами предприятий.В настоящее время идет опере-

жающий рост цен по отношению к заработку,что ведет к постоянном сниже-

нию платежеспособного спроса,утрате отечественного рынка,падению прои-

зводства,неплатежам,инфляциям.Платежеспособный спрос падает быстрее,чем

производство.Импорт продукции усугубляет этот процесс.В условиях рез-

кого снижения спроса цены в ряде отраслей упали ниже транспортных та-

рифов.Получаемой прибыли и зарплаты оказалось недостаточно даже для

простого воспроизводства.Сокращение внутреннего спроса понуждает сы-

рьевиков к вывозу и реализации продукции по более низким ценам.Можно

реформировать налоговую систему,чтобы не изымать части вновь создан-

ной стоимости,предназначенной для простого воспроизводства.Только то,

что остается у предприятия,можно делить.То же в отношении таможенной

пошлины между национальной и иностранной стоимостью.Необходим целый

комплекс мер:экономику можно спасти неэкономическими мерами во всех

неконкурентных секторах.Цена будет фиксированная,а издержки разные.

Появится стимул к перевооружению,к модернизации.Во всех странах есть

комитеты цен,везде регулируются тарифы на энергоносители.Ультралибера-

лизма русского образца не знает ни одна страна мира.Поэтому основной

товар-рабочая сила,инновационыый ресурс деградируют.Это должно регули-

ровать государство,вопрос очень деликатный и тонкий.И формы должны

быть адекватными.Что есть "цена денег"? Минимальная зарплата? Здесь

должен быть консенсус,учет сил,последствий ближних,дальних.Это связано

со спасением в период чрезвычайных экономических ситуаций.

  Важный фактор кризиса-монопольное ценообразование,возникшее после

"либерализации".Действие этого ценообразования проявилось во всех об-

ластях экономики,за исключением торговли и некоторых видов услуг.Ког-

да точка "А"(см.рис2б) не была пройдена,необходимо было достичь рав-

новесия путем товаронасыщения под сложившийся платежеспособный спрос

при сохранении жестко регулируемыых цен и постепенного ослабления по

мере насыщения товарного рынка.Мы бы сохранили емкость внутреннего

рынка.До 1992 года инфляция была денежная,связанная с прибылью,а не с

произведенной продукцией.Сейчас она связана с монопольным ростом цен.

У нее иной характер-люди не получают зарплату.Ценами надо заниматься

серьезно,исходя из функции денег.Падение платежеспособного спроса в

производстве не стимулирует инвестиционный процесс,идет устаревание

производственной базы,резкое снижение восстановительных возможностей.

  Удобный и самый простой путь ценокорректировки-моделирование мето-

дом перборных задач,разработанное под руководством М.Ботвинника.Но про-

тив него разгорелась настоящая война-он не оставляет возможности извле-

чения прибыли нечистым на руку чиновникам.Метод строится на анализе

задачи,разбиении на n простых,переборе и поиске лучшего решения для

планирования ситуации.Цель-установить строгие правила игры,создать це-

почки так,чтобы производитель производил,имплицировал капиталовложения.

  В переборе возникают деревья вариантов на мини-максных процедурах

при максимизации прибыли,так как благоденствие общества-всего лишь пе-

рераспределение этой прибыли в социальную сферу,если мы хотим оптиму-

ма,стабильности и бесконфликтного развития.Перебор вариантов безразли-

чен к форме собственности,но чувствителен к стремлению получать при-

быль.Для больших переборных задач ресурса человеческого мозга не дос-

таточно.Ущербность экономических систем и теорий тому пример-неверно

построенная экономическая система влечет страдания от войн,кризисов,

дикости.Все экономические теории не выдерживают компьютерного тестиро-

вания.Ограничение экономики в социальной сфере-это требование отсу-

тствия конфликтов.Экономика-самонастраивающаяся система,программа спо-

собна индикативно оптимизировать это.Экономическое управление можно

осуществлять с точностью,близкой к инженерной.Класс переборных задач

позволяет решить общие проблемы управления и теории интеллектуальных

систем,к которым экономика относится.Можно моделировать рынок из 200

товаров с ценовым коридором.Есть уровнение производителей(сколько про-

изводить продукта одного типа,чтобы имел место продукт другого типа).

Инвестирование.Уравнение производства-это цепочка.Цепочки тоже взаимо-

действуют между собой.Существует эмпирический процент прибыли.Его мож-

но менять,определять базовые и производные цены.Это расчет вероятност-

ных цен.В настоящий момент прибыль неравномерна по производственным

цепочкам,система разбалансирована,что влечет общую нестабильность.Но

расчетом цепочек и цен можно все откорректировать.Модернизация россий-

ского производства насущно необходима,чтобы получить эту прибыль.

  Переборные задачи позволяют решать задачи расширенного воспроизводс-

тва,но инвестиции дают отдачу только на пятый год.Первый год-пустой.

Сначала экономика рассогласована,прибыль не самая большая,производст-

во небольшое.Задача сводится к согласованию промышленных мощностей и

народного потребления и далее вводится процедура приращения.Задача

ищет цепочки,где прибыль минимальная:сюда мобилизируется ресурс для

технологической модернизации.Цены рассчитываются перебором-подстанов-

кой.Главное,чтобы ведущие цены были стабильны.Тогда работают уравне-

ния экономики,даже если цены плавают.Важна завязка на потребителя,на

денежный фонд,корзину.Есть соответствие-экономические уравнения живут

и происходит согласование.У производителя другая проблема:не цена,а

прибыль.Программа это дает,если цены разумны.

  Когда экономикой управляет компьютер,не влияют на нее ни чиновник,ни

бюрократ,ни рэкет.Компьютер беспристрастен.На нем могут работать парал-

лельно сразу несколько инженеров,будет контроль и методик,и материала.

Просчеты сведутся к минимуму.В таких работах не заинтересованы чиновни-

ки.Поддержать могут лишь ученые и бизнесмены.Им нужен доход.Сейчас он

у них не надежный,но его можно увеличить.Когда анализируется корпора-

ция точными инжинеринговым методом,получается вариант максимально при-

быльный.По этой системе можно рассчитывать надежный доход и заложить

его прирост.Если предприниматель хочет поддержать доход,просто необхо-

димо соединить его талант с научным методом.Ресурсами экономики надо

уметь распоряжаться максимально выгодным образом.Ресурс требует хозя-

ина.Поэтому важной отраслью становится планирование,управление процес-

сом.Чтобы иметь стратегию инвестирования,чтобы получать максимальную

прибыль.Такими задачами увлекался и К.Шеннон,создав игру для Нью-Йор-

кской фондовой биржи,что резко увеличило ее прибыль.Россия же органи-

чески отторгает все нововведения со времен Ползунова.Страна,где легко

берут инновации-Нидерланды.Там в одном центре инфраструктурно связаны

сразу 6 фирм по оптимальной цепи.То же делает Израиль,который к тому

же своими киббуцами из пустыни сделал сад.Применяются программы для

кооперации в сельском хозяйстве,организации работ профсоюзов,управле-

ния фирмами и газовой отраслью в Голландии.Для внутрифирменной коорди-

нации и оптимизации задачи такого рода вообще незаменимы.Управленчес-

кие программы,связанные в один комплекс,резко увеличивают прибыль.И

нет основания для разгосударствления национальных экономических систем:

электроэнергетики (мы люди севера-этот комплекс-условие выживания на-

циональной экономики),железнодорожного транспорта,геологии,связи,теле-

коммуникации.

   Кризисы учат.В США в 1929-1933 г.было усвоено,что не все кризисы

ведут к выздоровлению,может случиться,что здоровья уже не будет,потому

что это следствие тяжелейшей болезни.Российская "экономическая мысль"

продолжает заклинания о "свете в конце туннеля" даже когда отрасли

прекращают существование.Если проследить динамику падения ВНП в Рос-

сии,то налицо катастрофический антиинвестиционный,антиинновационный

тип кризиса.Директорат по прежнему ждет,что государство поможет:не

работают,а зарплату получают.В акционерных обществах бывших государс-

твенных предприятий состоят директора и лица,связанные с предприятия-

ми и внешнему собственнику дорогу перекрывают:"Я сам эмитент,я сам ак-

ционер".Из за отсутствия денег возникает межрегиональная проблема ба-

ртеризации.Бюджетная политика сложно исполнима.Россия лидирует в ошиб-

ках.Это работает против будущего.Жизнестойкость России продолжает па-

дать.Выстрел в прошлое сделали из пистолета,в будущее палим из пушки

(спад в инновационной области болеше 3 раз).Велика опасность полного

научного сброса.Под угрозой три важнейших ресурса:

                   - интеллектуальный

                   - трудовой

                   - предпринимательский

Проблемы производительных сил в России недолюбливали и ранее.В годы

кризиса возникает соблазн все свести к делам прозаичным.Это одна из

причин скатывания с отговоркой "пока нет рынка".Формирование рыночной

инфраструктуры-дело незамедлительной важности,иначе лучшие времена не

наступят вовсе.А значит необходима мобилизация всех людей.Поэтому ос-

нова основ:

- рост производительных сил

- укрепление государства

- рост благосостояния граждан и создание среднего класса(2/3 населе-

  ния страны:менеджеры,служащие,инженеры,врачи,педагоги,рабочие высше-

  го разряда,ученые,юристы,чиновники,фермеры и т.п.)

- защита внутреннего рынка как национальная стратегия России(если

  внешний рынок сильнее,внутренний будет проигрывать)   

- политика протекционизма в защите национальных экономических интере-

  сов и рынков:

   - протекционизм отечественных товаров,создание региональных рынков,

     формирование цепочки-производство-переработка-продажа

   - поддержка параметрообразующих секторов.Они определяют уровень

     научно-технического прогресса,общеэкономической и технической мо-

     щи страны,внутреннюю социальную стабильность.Если этого не делать,

     к власти придут радикалы и средний класс будет сметен

   - поддержка традиционно дотационных (планово-убыточных) секторов

     (транспортного,пищевого и т.п.)

   - поддержка отраслей,работающих на здоровый экспорт.Мировой рынок

     должен не заменять,а облегчать функционирование внутреннего рынка

   - государство должно лелеять некоторые виды предпринимательства,

     представляющие сосудистую систему национальной экономики:это под-

     держка банковско-финансового сектора,компенсационная плата отече-

     ственным производителям для обеспечения конкуренции с импортным

     товаром,создание для них льготного режима внутри страны и т.п.

     Особое значение-выявление проблем предпринимательства,коррекция,

     тиражирование положительных наработок

   Важным направлением поддержки частного бизнеса является размещение

государственных заказов на предприятиях частного бизнеса.Как в Японии

или Ю.Корее необходимо выработать индустриальную политику.Верить,что

предприятия выживут сами-наивно.Нужна созидательная рутинная работа.

Надо платить потребителю по трансферту,но не производителю.Государство

и правительство стабильно работают тогда,когда защищаются интересы всей

массы налогоплательщиков,а не группы чиновников и клиентелл.Самоуправ-

ляемые предприятия должны быть основой вне зависимости от отраслевой

принадлежности.Такие предприятия будут заключать договора с потребите-

лями и формировать свою производственную программу,искать деньги под

проект.Государственные (национальные и региональные) программы разви-

тия,ориентированные на долгосрочные цели,включают характеристики важ-

нейших видов ресурса:населения,занятости,социального развития,отраслей,

межотраслевых комплексов,структурные сдвиги.Основное содержание Феде-

ральных целевых программ-территориальное развитие,внешнеэкономические

связи,состояние рынка,цены,финансы,денежное обращение,развитие хозяйс-

тва в разрезе форм собственности,реформы управления и регулирования.

   Разработка краткосрочных и среднесрочных программ развития должна

осуществляться экономическими ведомствами,научными учреждениями,проф-

союзами,негосударственными финансовыми и производствеными структурами.

Очень важен механизм их продуцирования (в Приложении 4 приведен евро-

аналог решения подобных задач).Необходим орган со статусом более высо-

ким,чем министерство за рамки ведомственных органов для создания наци-

ональной стратегии и экономики,и государства.Важно выявлять точки рос-

та и их поддерживать.Регулирование национальной экономики есть ликви-

дация рассогласования между ее целевым и плановым состоянием с факти-

ческим.Сквозное согласование этих элементов на этапе прогнозирования

позволяет выработать оптимальный механизм регулирования национальной

экономики.Только реальные интересы групп и слоев в увязке с уровнем

развития производительных сил должны составить модель социально-эконо-

мического развития.Идеальный вариант-участие всех в разработке прог-

рамм социально-экономического развития при 100% доступе к информации.

  Приведенная нами стратегия выхода России из кризиса рассчитана на

преобладание в обществе разумного начала.Однако текущая социально-по-

литическая ситуация позволяет нам усомниться в возможности решить про-

блему только разумом,который не слышат.Поскольку это не экономический

вопрос,описание текущего момента вынесено нами в Приложение 3:разреше-

ние кризиса революцией не имеет ничтожной вероятности.

 

   Приложение 4.Социальные технологии.Пример Евросоюза.Многоуровневая

                структура выработки демократических политических реше-

                ний на принципе компетентности,интересов и консенсуса.

 

   Учредители Евросоюза в основу основ приняли принцип благополучия

экономического рынка.Из этого проистекают остальные политики.Отразить

в одном договоре это не возможно,поэтому разработан договор-конститу-

ция,где реализуются принципы свободы и демократичности.Интересы госу-

дарств отражает Совет Министров.Интересы народов,страт общества,граж-

дан и индивидов реализуются через Европарламент,где достигается равно-

весие интересов так,что ни один не доминирует над другим.Есть исполни-

тельная и законодательная власть,но нет органа по полномочиям.Евросо-

вет принимает решения на политическом уровне.Интересы сообществ осуще-

ствляют комиссии и коллегии,предлагают проекты решений.В них реализу-

ется согласование частных и общих интересов.Есть комитет по регионам,

есть экономический совет коммун,коллективов,межгосударственных объе-

динений.Тексты подготавливает только комиссия.

 

                           Евросовет

 

                                     3

 

       Комиссии       1               Совет Министров,

                                      Глав государств

 

                               2

               Постоянный                  2

                 комитет

                                     Европарламент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Российская экономика находится в квазивоенном состоянии.И в состоя-

нии квазирынка.Так что же произошло? Многие исследователи склоняются к

мнению,что случилась вторая русская революция,столь же губительная и

беспощадная,поэтому от обсуждения философских,исторических и социоло-

гических вопросов нам видится,уходить не следует.Пример эволюций,кото-

рые следуют после революций:Франция за все 200 лет и Россия ХХ века.

Смена политиков,смена ментальностей,гальотины,расстрелы Белого Дома...

Ради чего?    

  Советская экономика де факто имела два уровня задач:декларируемый

курс на создание всесторонне развитой личности,фактически действовал

курс на военно-промышленное противостояние.Комфорт от противостояния

получала Европа.Советское общество функционировало как унитарное.Пол-

ная централизация власти и ресурсов привела к тотальному отчуждению лю-

дей от собственности и производства.Внутри себя советское производство

и общество было не структурировано,однородно.Деградиовали принципы об-

мена.КПСС была над государством и выше его,вне прав и над правами.КПСС

легально имела всю абсолютную власть без всякого контроля и ограниче-

ний,легимитизированную идеологией.Она была над народом и не вписывала-

сь в демократическую логику.

   Перестройка провозгласила обновление производства,структурные изме-

нения,техническое перевооружение,ресурсосбережение,новые формы и мето-

ды управления и делала ставку на автономное поведение индивидов,групп

людей.Горбачеву удалось уничтожить руководящую роль КПСС.Был провозг-

лашен примат права.Право-некоторый инструмент,но право в России никог-

да в почете не было.Горбачев разрушал систему,которая была доведена до

логической законченности и по своему совершенна.С этим возникали дру-

гие проблемы.К.Маркс в теориях не давал трактовку права.В 1987г. было

выдвинуто другое:"Партия не обладает всей полнотой истины".Многие вещи

ускользали от него.Выбивалась идеология,взамен оставалась пустота.От-

чужденное общество,сильно догматизированное,растерялось и отреагировало

множеством установок.Поэтому Россия так сложна по прогнозу:в себе она

содержит множество нереализованных установок..Проблемы с правом в Рос-

сии возникает из-за системы ценностей.Их надо еще обернуть в конструк-

тивное русло.Принято говорить:"Что поделать,все мы люди",оправдывая

дурные поступки.Небольшой разворот в русле общечеловеческой правовой

культуры и фраза уже звучит в духе справедливости.Позитивное право и

прямые санкции за нарушение права-вот что надо было,но этого не прои-

зошло.Максимализм,фатализм и пессимизм - русская затяжная болезнь.Про-

изошла абсолютизация и боготворение собственности.Но замена централи-

зованных методов передачей общественной собственности в руки конкрет-

ных групп проблем не решает,а столкновение групповых интересов порож-

дает новые проблемы,стихийность,связанную с отсутствием регулирования,

перелив ресурсов и доходов,не связанных с результатами труда.Хозяйст-

венная либерализация не только блокировала потенциал старых структур

регулирования,но и затруднила становление новых форм управления.Сосре-

доточение на решении текущих проблем полностью сковывает высшие орга-

ны управления,отнимая будущее и не оставляя возможности для реализации

даже наиболее насущных задач.Идет процесс расчленения бывшего совокуп-

ного социалистического собственника на отдельные элементы,они вступа-

ют в квазирыночные отношения.

  Почему опрокинулась планово-директивная экономика? Потому,что в ней

задушили свободу.И ельцинская Россия опрокидывается-упразднили госуда-

рство.Это опрокидывание в сочетании со свободой дает ведет к росту па-

разитического производства и того,что вторично.Такая система может су-

ществовать достаточно долго,но нормальной ее не назовешь.

   Произошла революция.По сути дела она примитивная буржуазная,из за-

поздалой исторической эпохи с выраженной антигосударственной линией.

Она была поддержана массой,так как боролась со старой властью.Этот пе-

риод длится не долго,так как не подвели под революцию экономическую и

социальную базу.Но революционерам этого не надо было.

Теории хозяйственного механизма Запада привели к необходимости хозяйс-

твенного аппарата.Государство и рынок-органическая система,а не систе-

ма противостояния.Экономика нуждается в госорганизации,а госорганиза-

ция требует рынок,так как функционирует в переменчивых условиях с бо-

льшими рисками.Да и сама свобода капитала без государства не возможна.

Уже деньги есть государство.И если государство меняет ценность денег-

меняется все воспроизводство.Систему-"экономика-государство" еще пред-

стоит построить.Революционеры провозгласили открытость экономики.Вроде

бы граница не нужна.Но там,где ослабляется национальное начало,идет за-

мена одной власти на другую-международную,мировую.Без центра нет сис-

темы микро и макровзаимодействия.Есть вещи,которые можно решить толь-

ко на государственном уровне,применяя властные полномочия.Если нет

внешней организации-получается произвол.Организованность в рамках вне-

шней организации должна государством освещаться.Чтобы свободу реализо-

вать,чтобы существовали обменные процессы.Рынок-не организатор субъек-

тов,а хозяйственные субъекты ныне организуют рынок.Можно делать поляр-

ные системы,история это проходила,но эффективность только в единой

системе (рис.   ) и не стоит рынок и государство разводить.Как только

хозяйственный центр начинает обладать всеми функциями,необходимы для

его функционирования,значение государства уменьшается.Но нормальный

государственный сектор все равно остается.

   Революции себя давно не оправдывают.Вторая революция вообще не дос-

тигла главной цели,а кризис уже наступил."Реформаторы" получили полную

противоположность тому,что хотели.Они не способны создать действенную

систему хозяйства и по этому пути далее идти нельзя.Разрушительные ре-

зервы затронули даже экспортный сектор.Но произошла не контрреволюция,

хотя Г.Попов и призывал назад,в светлый капиталистический рай.Назад

дороги нет.И коммунисты не смогут восстановить то,что было после царя-

батюшки,да и Г.Зюганов это прекрасно понимает.Время антиреволюций тоже

прошло.

   Либералам не нужно государство,но выдворить их из госаппарата не

так то просто.Узость теоретического фундамента чиновников еще более

усугубляет кризис.Интеллектуальный потенциал страны высок,но и разум

требует поддержки,и смятение умов слишком велико.Ушло ли государство

из экономики? Нет.Оно мешает ей еще больше,чем во времена планово-ди-

рективные.Оно держит сектор революции и финансовую олигархию."Народ-

ные",предпринимательские банки и предприятия им мешают.У революций все-

гда много других "целей".Для нее создание эффективной экономики совсем

не главное.Все революции похожи в своем уродстве.Их цели таковы,что

общество и мир не долго с этим мирятся.Не настало время другой,устой-

чивой фазы.Революционные ситуации и проявляются в том,что институты

не в состоянии выдвинуть общих стратегических целей,хотя и мобилизу-

ют солидные ресурсы.

   Следуя революционой диалектике,мы обозначим следующую фазу:смену

власти.Выдвигаются новые цели.Но сложившийся порядок эти цели не может

осуществить.Нужна реформа,чтобы цели реализовать.И только на третьей

фазе конструктивное начало:устойчивость и общественный порядок мобили-

зуются.Это и есть начало переходного состояния,в котором актуально мно-

жественное будущее,так как за этим стоят разные силы.Революция имела

антитоталитарные цели.Ельцинскую революцию большинство не приняло,но

нет влиятельной силы,которая могла бы противостоять.

   Революции сметают средний класс.В переходный период социальная ст-

руктура должна мениться.Задача тех,кому не нужно ни директивное плани-

рование и тотальное огосударствление всей жизни,ни анархоя крутых ре-

волюционеров,создать эту структуру общества под необходимую гражданам

власть.Уже сложился целый класс людей,мотивы которых не настроены на

реальность.Эти люди живут будущим.Они претендуют на социальную роль в

будущем обществе,на то,что "станут предпринимателями" или будет иметь

"престижную профессию".

 

 

Государственная поддержка нужна базисным инновациям.И осо-

бенно в период конвульсий,ресурс падает,хаос нарастает.Люди всегда имеют

свойство выбирать,но где есть варианты,а где вариации.И глубина.По лозун-

гам буржуазная революция запоздала.Все идут к постиндустриальному обще-

ству.Если инноватор уйдет,придет болото.К чему общество идет?Уже возникает

новое,а мы можем оказаться в хвосте истории.Потому что страдает инноваци-

онный сектор.Мы сделали выбор на начало 19 века.Г.Попов:"Вернемся назад".

Но мы все равно находимся в общей стремнине человеческого потока.Необхо-

дима сумма всех сознательный воль для действий в одном направлении.

  В России период страданий.Нужно осознавать угрозу потери инноваций.

Элита растеряна.Нужен финансовый механизм перераспределения на будущее.

Пока нет финансовой поддержки прорывных направлений.Поддержка точек ро-

ста и венчурного инновационного бизнеса.Базис его-малые и средние пред-

приятия,монополии подключаются самыми последними.Ими выдвигаются идеи,

но нет ресурсов.Необходма конкуренция венчурных проектов.Чтобы иметь

потенциал для прорыва.Но надо сменить несколько поколений политиков,

чтобы это реализовать.Правда они быстро менняются-3-4 года.Конкуренты

забеспокоились-хотели уничтожить ципленка,вырастающего в лебедя.Сейчас

опасность идет с этой позиции и государство должно оградить.

 

Они могут быть материальной силой,субъектами

экономичекого действия.В переходный период субъективные и объективные

условия неустойчивы.Особенность в том,что общество как бы свободно от

экономики.Экономика оперирует большими мерками и не ситуативна,а пере-

ходный период весь зиждется на ситуациях.Экономика-форма затверделая,

она закрепляет устойчивость по каким-то целям.За этим практика пероб-

разований.Экономика сознательна,революция бессознательна.Социализм не

возможен как вариант.Нет рабочего движения,хотя рабочие есть.Другие,в

том числе жестокие,связанные с финансовой олигархией варианты возмож-

ны.

 

   Социализм был идеей российского мессианства,третьего Рима.Это ошибка

православия.Россия не должна себя считать лучше других народов.Не исклю-

чительность,а равенство с другими.

 

Сайт создан в системе uCoz