Союз предпринимателей розничной и оптовой торговли

                               Инна Михайловна Киреева НИМЦ(маркетинг.центр)

15.07.94       ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ КООПЕРАЦИИ

 

    Торговая отрасль с 1991 года сильно изменилась. Товарное обеспечение

значительно улучшилось (?). Если раньше все сосредотачивалось в Москве,

то сейчас получается такая ситуация, когда товар ищет своего покупателя,

особенно в сфере товароснабжения.Однако нет рыночной инфраструктуры и ма-

газины оказались неподготовлены организационно. До 1985 года существовала

планово-распределительная система и главное оптовое предприятие с тор-

говыми базами.Они занимались закупками,поставками. Этот монополист скла-

дывался десятилетиями и занимал 88 % всей торговли. Он был оптовым монопо-

листом не пособственному желанию. Сама плановая система стояла во главе

этого процесса. Фиксированные в оптовом звене, они прикреплялись к  пред-

приятию и имели строго определенную зону действия. Деятельность оптовых

баз расписывалась до предела, свободные закупки были ограничены. Товарообо-

рот, структура, товарные закупки, финансирование планировались. Собствен-

ный оборот и средства использовались очень ограниченно. Опт действовал

по очень льготным кредитам, было 8 специализаций ( росбакалея, росмясо-

молоко, одежда, обувь, галантерея, культтовары, хозтовары). Ассортимент

стабильный6 своя номенклатура. Местный торг составлял второе звено. Су-

шествовала только организованная продажа через сети магазинов. Торг имел

существенное влияние в товарообороте, складывалась разветвленная сеть,

имели 23 млн.м кв. только в России и в таких условиях оптне мог справить-

ся без поддержки торга. Была номенклатура 124 наименования по бакалее,

90 по одежде,50-галантерея и т.д. У нас в России 600 малых и средних горо-

дов с числом жителей 150 000 чел., учитывая расстояния, дислокацию промтор-

гов не могли выйти на саму промышленность и выходили на опт. Магазины не

были юридическими лицами и все шло через торги. Торги закупали товар у за-

водов, брали на себя транспортные расходы и это было главное хозяйственно-

юридическое лицо, представляющее все интересы магазинов. В 1991 году 90%

по объему в рознице и опте приватизировано, не приватизировано только в

Москве и С.Петербурге. Розница-80%, 20%- муниципальные магазины. И здесь

возникли парадоксы с неорганизованным рынком. Опт потерял влияние на рынке

и все хозяйственные связи. С распадом СССР и приватизацией его организация

стала невозможной и опт перешел на временные договора, так как долгосрочное

планирование стало невозможно из-за инфляции и недостатка поставщиков.К то-

му же в этой ситуации не определен объем поставок и нет никаких гарантий.

Опт оказался в сложом экономическом положении. Вкладывал 40% собственных

оборотных средств. Ему никто не помогал. Он оказался на грани банкротства,

если не завоюет рынок и не приобретет средств. Опт располагает 48% площа-

дей складов, но сегодня это определенный балласт, который влечет матери-

альные расходы, плюс транспорт и зарплата- расходы возросли в 1000 раз,

в целом издержки с 1-1.5% теперь составляют 10-20%. Опт вынужден сдавать

площади и он уже не есть основное главное лицо. Главный торг ликвиди-

рован и возникла проблема товароснабжения. Торг занимается только теми,

кто в их ведомстве, остальные предоставлены сами себе. А рынок не тер-

пит пустот. Это пустоты заняли коммерческие структуры и мелкооптовые

предприятия типа "КЭш энд Керри"- мелкий опт с наличной оплатой и само-

вывозом и масса посредноков. Диллеры сводят поставщиков, челночники дос-

тавляют товар и т.п. Все виды. С 1991 года в товарообороте они занимали

60%. Это данные Мин.фина. Сумками возят товар одиночки. Это влечет соци-

альные последствия. Посредники диктуют свою цену. Мелкий опт, опт- это

тоже посредник с малым объемом поставок и не способны выйти на промышлен-

ные предприятия- изггтовители или серьезную инофирму. Отсюда мы имеем

раздутые цены, как следствие-рост зарплаты и искаверканную экономику. Воз-

никла сеть мелких магазинов, до 80% их имеет малые площади менее 400 метров,

и мелкий торг (палатки,ларьки)- 30% и 30% их в товарообороте. У них малая

площадь, но высокая оборачиваемость. Они сегодня прибыльные, покупают и

торгуют импортным дефицитом. Традиционные магазины оказались в сложных

условиях. У них нет транспорта и нет средств на его оплату, нет возмож-

ностей наладить связи с инофирмами и иногородними поставщиками,в апреле

за машину надо быдо платить 40-80 тыс. руб в сутки, в июле-200 000 ( курс

доллара 2050),АЛКС- до 500 000 руб,С ликвидацией торга склады приватизи-

ровали,возникла проблема со складскими помещениями, приходится брать или

в аренду, или выкупать. А без склада они работать не могут. А не исполь-

зование машины до полной емкости их ведет к полному краху. Пошел процесс

кооперации, стали возникать хозяйственные ассоциации, концерны, на республи-

канском уровне возник с их стороны контроль- Ростекстиль+ Росторг дали

концерн. В Свердловске мелкие магазины объединяются для закупки товара,

так как иного выхода нет. Везут товар из Москвы, тут много товара. Все

в одном городе. Это дешевле, чем каждое наименование брать от поставщиков.

Для Универсама традиционные расходы занимают 30%,специальные магазины-60%,

остальное съедает зарплата. Крупные универмаги не имеют собственных скла-

дов. Аренда складов увеличивает затраты и ухудшает экономические показа-

тели. Рентабельность низкая, до 4% у самих хозяйственных предприятий , а в

среднем варьирует на нуле или1-1.5%. Надо уменьшать собственные затраты.

Общность интересов ведет к тому, что необходимо создавать закупочные то-

варищества. Это первая ступень. Облегчается поиск товаров. У всех будет

информация, банк данных о связях с поставщиками. Это уменьшит транспор-

тные расходы,позволит совместными усилиями приобрести свою машину. Вместе

можно арендовать контейнер или приобрести крупную оптовую партию со скид-

кой от 15 до 30%. Это дает преимущества на потребительском рынке. То же

с арендой складов. Сегодня в Москве аренда 1  кв. м 7-8 долл.в день. С

обслуживанием персонала склада. Если объединить усилия, можно снять

дешевле и склад всегда бужет занят. Однако предприятия не знают, как это

юридически оформить. Пока существует товарищеский договор. Но очень бо-

ятся доверять средства на приобретение товара. Кооперация и совместные

действия- закономерная вещь. Мелкие предприятия выстаивают за счет сов-

местных действий. У крупных во всем преимущества. Универмаги преуспели

с оптом, особенно в области закупки крупных партий, на это дают льготы

а они потом перепродают, что дает им наценку и позволяет покрывать свои

расходы. А мелкие разорились и пошли с аукциона. Их теснят крупные пред-

приятия. В смысле конкурентоспособности.

 

 -  Торгово-административная распределительная структура является юриди-

ческим лицом в отличие от магазина, который такими правами не пользовался.

Магазины были бесправны,у них не было расчетного счета, баланса. Коопера-

тив не лишен юридической самостоятельности.

   У товара повседневного спроса конкуренции нет, здесь и разумнее всего

кооперация. Одежда, обувь инвариантны, здесь должно быть разделение зон.

Чтобы интересы не столкнулись. Муниципальные органы на специализацию мало

влияют. Покупатель заставляет магазин менять профилЬ.Сейчас уже не продают

одежду в хлебо-булочных магазинах, как было раньше. Сегодня товар ищет по-

купателя.

- У нас проблема найти деньги для предоплаты.Кто будет финансировать

  покупки?

- Вы. Объединяйте средства. Либо за счет кредита.

 

Германия,руководитель проекта КООС д-р Хайнер Берр:

" Проблемы создания закупочной кооперации"

  Кооперация по совместным закупкам-это нечто другое,чем то, что мы раз-

бирали на наших прошлогодних семинарах. Слово одно, содержание иное. Это

объединение независимых редпринимателей, которое само находит юридическую

форму. Они сотрудничают в сфере, где есть общие интересы. Магазины могут

находиться на значительном расстоянии, уних возникнут проблемы транспорта,

логистики. Большие торговые предприятия приватизируются. Идет атомизация

торга. Когда такое происходит, возникают новые проблемы.

 1. Возникает насыщенность товаром, нужна реклама, надо уметь товар пред-

лагать, существует  проблема нехватки инвестиций. Вот и возникают проблемы

сотрудничества, переориентировки, обучения, ориентации в новых условияХ.

 2. Состояние конкуренции с торговыми предприятиями. Они вынуждены стара-

ться  быть лучше. Существуют уже довольно крупные торговые предприятия, об-

ладающие капиталом для закупки. Их мощности велики, они могут вытеснить с

рынка средние торговые предприятия. Малые и средние предприятия способны

выжить, если объединятся с себе подобными и будут конкурировать с торговы-

ми концернами, которые возникают.

    Род деятельности кооперации:

   А. Совместные закупки у производителей и связь с поставщиками. Они спо-

     собны доставить определенную партию. Если закупки вы уменьшаете, с ва-

     ми особенно не разговаривают. Но объединившись вы можете сформировать

     заказ на определенный товар на промышленное предприятие. Иначе пред-

     приятие не заинтересовано делать. Краме того вы обходите посредников.

   Б. Возможность скидок. Чем больше товара вы брете, том боьше скидка. У

     западных фирм это существенно.

   В. Реклама. Листовки одному выпускать накладно. Низкие закупочные цены

     выгодны и продавцу и покупателю. Это надо усиливать рекламой. Отсюда

     вы получите финансовые средства- за счет оборота.

   Г. Оборудование и оформление. Очень удобно, когда внешнее оформление

      одинаково у всех участников кооперации.Это вызывает заинтересован-

      ность.Все вместе вырабатываете один план оформления и тиражируете,

      чем тоже снижаете затраты.

    Д. Обучение продавцов по технике организации продаж. Это лучше делать

       объединясь, ток как стоит вопрос об оплате экспертов по обучению

 

   У нас в Германии с 1956 по 1986 год рост количества коопераций произо-

шел в 8 раз. В 1956 году 71 поцент предприятий торговли были отдельно

взятые предприниматели.

          1 .                          .   кооперации

   70%    1       .            .

          1             .

          1       .            .

   30%    1 .                         .   самостоятельные

          1

          !--------------------------------------

         1956         1973           1989г.

 

   Победили и члены кооперации, и крупные фирмы, имеющие  филиалы. Фирма

" РЕВЕ" начиналась с 6-8 розничных торговцев, объединившихся для совмест-

ных оптовых закупок. Сегодня это одна из ведущих Европейских фирм. 

  Заказ как правило надо оформлять за два дня до поставок. Рекламу делать

прямо в магазине. Это даст объем оборота по товарам. Должен существовать

журнал о расфасовке и ценам. На " Реве" в журнале штриховая информация, по

 которой выбирается товар и происходит дистанционный сбор информации. Все

данные ЭВМ передает на оптовый склад и идет электронныя обработка поступа-

ющих заказов. Оптовый склад находится от большого города не далее 150 км.

Кроме того контролируются и все экологические требования по возврату тары

и утилизации отходов. Берется залоговая тара , а упаковки отправляются

на переработку вторсырья. Торговая цепочка освобождается от задач ведения

дела. Оптовики закупают товар. Бухучет общий. РЕВЕ объдиняет  самостоятель-

ных и раздельных торговых и коммерческих партнеров. Они имеют раздельный

капитал ,разные формы магазинов ( " магазин по соседству" или супермаркет),

Они могут быть сами ответственны по долгам или от РЕВЕ получают поддержку

по договорам.Чаще всего финансовую поддержку оказывают супермаркету, но зак-

лючают соглашение, что товар покупается только от РЕВЕ. РЕВЕ объединяет

кроме того магазины mainu main, pro mark( быт.электроника),магазины покры-

тий для полов и бюро путешествий " Атлас". Оптовое звено служит этой струк-

туре и является залогом ее успеха.

 

      Сначала кто-то из участников кооперации делает совместные закупки,

но по мере роста закупок возникает необходимость оформлять юридическое

лицо , которое этим занимается. Пусть у нас будет 10 предприятий розни-

чной торговли. Пусть они организуют ТОО, вносят в уставной фонд свой

взнос, это и будет участие в этом товариществе отдельных розничных предпри-

ятий.                            Утверждается отчетность о годовой деятель-

          ТОО                    ности, распределение прибыли,избрание,наз-

           !                     начение директора,контроль и проверка его

  Собрание участников            деятельности,прием и исключение новых

           !                     членов. Управляющий представляет товарище-

       управляющий               ство, обладает правом подписи при сделках,

дирекция заботится о собрании участников,распределении прибыли. Собрание

принимает решающие вопросы распределения прибыли,может уменьшить квоту и ос-

тавить средства на развитие предприятия.Как такая кооперация может работать?

     1. Нужны люди. Стоит кадровый вопрос. Вопрос управляющего. От первого

        руководителя зависит многое. Это личность высшей компетенции. Чем

        больше контактов, том больше товаров предоставят. Директор-ключевая

        фигура в этой кооперации. Ему нужны коммерческие служащие,логисты,

        транспорт, бухгалтер,водитель-грузчик. Фактор успеха- подбор кадров.

     2. Правильная политика в покупке товара. Охват сферы промышленных то-

        варов и тех, что покупают каждый день. Они дают быструю оборачивае-

        мость- промышленнные товары, товары личной гигиены, мелоевка.

 

       ДВИЖЕНИЕ ДЕНЕГ                                  ДВИЖЕНИЕ ТОВАРА

 

    Рознич.торг----->------Изготовитель       Производство---->---роз.торг

        \                       /                  \                 /

          \                   /                      \              /

          . \ .              ^                        .\.          ^

              .          . / .                          .        ./.

               центр.орган                               центр.орган

               кооперации                                кооперации

    Каждай участник кооперации выбирает, что этого товара нужно столько-то

этого столько-то,того вообще не нужно. Нужен центральный орган, в который

стекаются заказы от участников кооперации и называется количество заказов.

Когда число заказов наберется на один товар достаточное, можно оформить этот

заказ. Вначале надобудет вносить предоплату, а поскольку эта система сохраня-

ется надо получать эти деньги, т.е. он должен прийти и расплатиться. Эта це-

почка просматривается просто_ товар, заказчик называет цену, переводит

деньги поставщику-вот здесь возникает сложность. Это условие предоплаты со

временем может быть снято ,несколько покупок помогут аккумулировать средства,

надо иметь объем и от этого условия можн отказаться. "Proctol & Gambl"- для

них важно, что существует центр организации,который является гарантом,что в

срок все будет осуществлено.

    Что касается движения товара, то мы имеем гибкость по отношению к участ-

никам. Транспортные средства будут загружены очень сильно.Либо поставки пой-

дут напрямую. Дирекция должна собирать предложения от поставщиков, все будут

знать, что этот товар всегда есть на складе. Существует журнал заказов, цены,

другие данные. Важно получить выход на центральный компьютер для кладовщиков.

Здесь преимущества кооперации очевидны. Другое преимущество-заказ можно повто-

рить еще и еще.

    Но вся эта работа должна стоить. Средства нужны на закупку, хранение,

деятельность центра. Как покрыть эти издержки? Закупочная кооперация не

стремится получать прибыль,ее цель снабжать участников кооперации. Она да-

ет надбавку. Она не включает прибыль, но покрывает издержки. Особенно вна-

чале, когда не набран оборот,ее существование возможно за счет взносов, ко-

торые сдают участники кооперации. Но мы считаем6 что оборот надо набирать

быстро, а потом такой ситуации быть не должно, должно быть самофинансиро-

вание. Это кооперативная надбавка примерно 3-5%.Просто к закупочной цене

добавляются эти проценты ,чтобы покрыть работу и издержки по закупке това-

ра. Это выгодно,потому чо закупка через посредника обходится в 15-20%. Пос-

реднику нужна прибыль со сделки. Здесь все предельно ясно. Это выгодно и

по сравнению с тем, что если бы за товаром вы сами поехали как отдельно

взятый предприниматель. партнеры такой кооперации имеют более низкие из-

держки и они смогут утвердиться на рынке, т.е. закупать товар по более низ-

кой закупочной цене и экономить на производственных процессах. поэтому мы

убеждены, что это и есть модель успеха для Российского рынка и те, кто ра-

ньше сделают объединение, будут в выигрыше6пока Российский рынок не закре-

пился. Многое зависит от партнеров кооперации6 от высокой степени доверия

друг к другу. Сама экономика вынуждает найти общий язык и к тому же у всех

вас схожие проблемы.

   Маркварт: " Юридические аспекты кооперации"

   Фирма "РЕВЕ"- акционерное общество. Большие организации предпочитают

быть там зарегистрированными товариществами. Россия такой формы не знает.

Законы РФ дают нам А/О,ТОО,индивидуально-частное предпринимательство, го-

сударственно-частное предпринимательство, полное и командитное товарищест-

ва.

   Акционерные общества создаются для того, чтобы привлечь сторонние деньги.

Правила их оформления очень громоздкие,здесь до всех мелочей обсуждаются

все вопросы,там 10 000 людей, сюда вмешивается государство для их защиты,

следит за соблюдением правил акционерного общества,особенно в защите тех6

кто имеет небольшую долю участия. В России А/О открытого типа преждевре-

менны и нет необходимости их создавать, а А/О закрытого типа и ТОО практи-

чески одинаково приравнены в законе о предприятии, хотя это не одно и

то же. А/О закрытого типа выпускает акции. Эмиссия акций. Длительность,

не гибкий порядок внесения изменений.

   Правовая экспертиза-учредительный договор и устав ТОО. В учредительном

документе " извлечение прибыли", нов учредительном договоре- " цель-удовлет-

ворение интересов участников в сфере торговли". Это не прибыль. Это осущест-

вление закупочной деятельности по благоприятной цене,маркетинг6 снабжение,

бытовые и другие услуги и иная деятеьность. Цель закупочной кооперации- не

максимальная прибыль, а обслуживание интересов участников. Получение това-

ра по более благоприятным ценам. Оговорены правила вступления и выхода из

товарищества. Уставной капитал формируется за счет вкладов учредителей. Все

было приведено в соответствие с действующим законодательством ( " Об укруп-

нении предприятий" Указ Е.Б.Н. от 14 июля 1994). Здесь пункт, что размер

уставного фонда ,кроме А/О - 100 минимальных окладов. Ранее уставной капи-

тал был 10 000 руб. Теперь 2 500 000 руб. Это примерно 1000 долларов для ре-

гистрации ТОО. Порядок вступления в товарищество и порядок выхода из него

отличаются. Это ТОО закрытого типа. Согласие на включение нового члена на-

до при 2/3 голосов. Выход сопряжен с возвратом его вклада. Оптимальная

схема- по заявлению. Это сохраняет интересы самой закупочной кооперации и

не нарушает ее права. Вклад приведен к курсу доллара. Предусматривается

участие не только деньгами, но и имуществом, обсуждается на собрании учас-

тников квалифицированным большинством голосов. При выходе имущество не воз-

вращается, а только денежная компенсация. Структура кооперации_ основной

орган-собрание участников, исполнительный орган при количестве участников

до 106 а если количество участников более 10- правление. Численность прав-

ления-это вопрос, который решается на собрании и находится полностью в его

компетенции. Кто будет заниматься, как будет построена деятельность, как

отработана схема по закупкам- с организацией или без организации юридичес-

кого лица, где есть преимущество.

    Извлечение прибыли не является целью деятельности товарищества.Эдесь

не идет речь о распределении прибыли, но если таковая появится6 ее делят

между участниками. Прибыль получается за счет деятельности при зоздании

благоприятных условий.

- Предприятия будут иметь собственное имущество. это важно при ликвида-

ции. При выходе имущество не забирается, а только деньги.

- Для А/О, СП при регистрации надо 1000 минимумов. Большой уставной ка-

питал-защита инвестора. 100 000 рублей не защищали кредитора.

- но тогда физические лица не могут объединиться?

- если не могут, пусть действуют как физические лица без образования юри-

дического лица. Счет на депозите в банке откроют, но без печати.

Валентин Петрович Сухоручкин: оснащение магазинов 511-02-09

Владимир Васильевич Ковалев:

   Приобретение товара сегодня сопровождается большими издержками на поиск

и закупку. Это все малоэффективно. МП и средним предприятиям в этих усло-

виях трудно. В магазинах ранее у завмага была одна роль, сейчас ситуация

иная. Он вынужден рынок изучать. К тому же очень часто малые предприятия

не регистрируют. Реклама. Без не трудно сегодня. сегодня стоит вопрос оп-

тимизации деятельности предприятия. Обязательства, количество персонала, в

рамках кооперации станет ясно6 сколько надо персонала, что предпринять, что

делать, чтобы добиться максимума эффективности. Нужно иметь специальное

подразделение по обучению персонала. Учить, контролировать персонал, доби-

ваться повышения его квалификации. Кооперация способна эту проблему решить.

Чем мощнее структура, тем больше к ней уважения. Зам. главы администрации

по торговле-существенная единица. Но объединением можно влиять на власть.

Финансовые проблемы. Нужны кредиты. Всем нужны кредиты. Но влияние через

кооперацию-совсем другой уровень. Конкуренция и в банковском деле- они за

клиента борются.Им выгодно иметь дело с боьшими суммами, это дает стабиль-

ность. Хороший банк и хозяйственный клиент друг в друге заинтересованы,

могут получить льготы в банковском обслуживании.

   Можно получить и хорошие юридические услуги. Отдельный предприниматель

не может взять в штат юриста. А кооперация эту роскошь возьмет на себя.

Есть и необходимость распределения инвестиций внутри себя. Проблемы есть.

Идея кооперации в сфере торговли находит поддержку. И предпосылки к этому

есть. Дело за малым- сделать шаг. Есть и нормальная под это база. Коопера-

ций может быть несколько, десятки.

    Договор о совместной деятельности без образования юридического лица

(2-5 лиц).Кто начнет сегодня работать по созданию кооперации, тот опе-

редит конкурентов. Это перспективно. Торговля на Западе- это оптовые фор-

мы существования. И мы к этому тоже перейдем. У нас база данных о 500 пред-

принимателях, занятых в сфере свободных продаж.

- у банков есть качество обслуживания, объем обслуживания. Из одного банка

в другой расчет идет три дня. У других другой срок. появился рынок банков.

Поэтому кредитный договор-это условия на всю следующую жизнь,страховка.

Существует финансовый процент. Он выплачивается постоянно.У нас он опреде-

лен ЦБ. Есть гибкие ставки, но есть и случаи снижения ставок. это все надо

оговаривать в кредитном договоре.

- На местах местные власти творят произвол. И не находят сопративления.

Идите в арбитражный суд.

 

г. Долгопрудный: Учредителями торга  могут быть только те, кто получает

сбыт.Цель-добиться, чтобы торговые надбавки были минимальные и чтобы не

было  конкурентов. Дирекция этого предприятия должна удовлетворять все

потребности, нужно разработать механизм поощрения его труда. В магазине

на первый план теперь выходит фигура продавца. Предложение товаров вели-

ко и список их все время растет. Можно диктовать условия. Фирма может за-

купать большее количество товаров и много продавать. Если много закупок,

то будет и много предложений. Это путь правильный, и есть этому много

примеров.

- В МОскве бешаная проходимость товаров. Парадоксальная ситуация, когда

импортный товар дешевле отечественного. У торгов были накатаны связи с

отечественным производством. Они уже не конкурентны. 

   Мы сделали совместные закупки. Надо начинать. Войти и выйти из коопера-

ции очень просто, и деньги не теряются. Никаких препятствий нет. Вопрос ап-

парата, логистики будет решаться со временем. Есть опыт Германии. По мере

того, как будут набраны обороты, будет и разделение функций. В Германии

все развивалось постепенно. Участники получают по своим старым каналам,

эта доля росла, стала доминировать. Мы рекомендуем следовать тому, что все

закупки повседневного спроса осуществлять через товарищество. Надо собрать

информацию о лучших поставщиках.

   Высший орган-собрание, утверждает перспективу и годовой план, политику,

избирает генерального директора.

- процесс становления мучительный, если он будет ориентирован на то, что

происходит снизу и блистательный, если сверху.

- у нас никаких проблем со складами. Складом стал сам магазин.

- Что ж! У нас 15 учредителей. " РЕВЕ" начиналась с 7. Поздравляем вас

с тем, что создан первый в стране Торгово-Закупочный Кооператив. Два го-

да назад, когда мы с вами работали, было не ясно, что людям надо, струк-

тура совсем не вырисовывалась. Сейчас понятно, общество просто не-

обходимо. Отличия произошли в положительную сторону и нам, экспертам Гер-

мании, приятно осознать, что и в этом есть частица нашего труда.

        Союз предпринимателей розничной и оптовой торговли

        Товарищество оптовых закупок

        Консультативное общество опекунского совета Германии  

 

Сайт создан в системе uCoz