М.Н.РОСТОВСКАЯ,Слушатель Российской

                 Академии Госслужбы при Президенте РФ

                 1995

                

 ДВЕ ЛИНИИ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП

 В РОССИИ

 

   Вопрос о финансово-промышленных группах появился в конце

1993 года в связи с ломкой отраслевых структур управления

промышленностью.Отраслевые ведомства,не имея централизованных

ресурсов и действенных рычагов помощи предприятиям,утратили

координацию в кооперации производителей технологически слож-

ной продукции.Крупные провалы в экономической политике соз-

дали неблагоприятный инвестиционный климат,утечку капитала,

работу банков в краткосрочном режиме,обострилась конкурен-

ция с иностранным товаром на многих сегментах отечественного

рынка.

  Государственные органы "помогли" развитию кризисной ситу-

ации в России.Государство не выполнило задач по реализации

равных стартовых условий и обеспечению здоровой раночной ко-

нкуренции,совершило просчеты в приватизации.Федеральные ве-

домства пытается уйти от ответственности за возникновение

неплатежей,взваливая ее на товаропроизводителей и банки.Ка-

значейские обязательства как инструмент регулирования задол-

женности заработают только после нормализации оборотного ка-

питала,кредитного механизма и рентабельности и на сегодня

это выглядит очередным мифотворчеством.

Стабилизация экономической ситуации в такой обстановке тре-

бует серьезной реорганизации предприятий,их организационной

реструктуризации и технологического перевооружения,восстано-

вления и развития индустриального потенциала страны:создание

многоотраслевых,высокотехнологических и конкурентноспособных

по мировым критериям промышленных комплексов,обеспечение эко-

номической независимости и национальной безопасности России,

обеспечение жизни народа,интегрирование в мировое хозяйство

на равных и выгодных условиях.

    Оживление инвестиционного потока и формирование индустри-

ального каркаса страны многие экономисты связывают с деятель-

ностью крупных организационных структур в системе народного

хозяйства.Существует проблема трансформации экономики отрас-

левого типа с директивным планированием к экономике крупных

технологических цепочек диверсификационного типа,основанной

на индикативном планировании и инвестиционной активности.Это

не отменяет малое и среднее предпринимательство и все они вме-

сте формируют экономическую инфраструктуру общества.Ситуация

вокруг финансово-промышленных групп является главным вопросом

промышленной политики.Тип экономики с костяком из ФПГ олиго-

польный и конкуренция,какова она в западных странах,экономи-

ко-структурообразующее понятие,определенное о р г а н и з а-

ц и е й производства.Она понимается как высота входных барье-

ров,а не принцип подавления неокрепшего.Именно структура рын-

ка определяет поведение предприятий в области ценообразования,

инноваций,инвестиций,внутриотраслевого взаимодействия.А движу-

щая сила этого процесса-экономическая эффективность.

   Мировая практика свидетельствует в пользу межотраслевого

перелива капитала в соответствие с ценовыми сигналами фондо-

вого рынка и с различиями в отраслевой рентабельности капи-

тала.Гибкость производств возможна лишь в рамках организаци-

онных структур,обладающий высокой концентрацией производства

и банковскими активами.Поэтому недоумение вызвывают запрети-

тельные меры на перекрестное владение акциями в рамках отече-

ственного производства,на количество работающих,так как эти

положения являются основой слияний и поглощений,а также ус-

тойчивости групп.ФПГ по природе монополисты.Это естественный

монополизм.Но объектом антимонопольного регулирования должно

быть монопольное поведение групп на рынке,чего не имеет Рос-

сийское законодательство.У нас 2000 предприятий-монополистов

по критерию отношение количества производимого продукта к его

объему на товарном рынке.Они могут завышать цены,используя

преимущественное положение при заключении договоров,принуждать

к натуральному обмену и оплате поставок в валюте.По монополь-

ному типу формируются концерны,консорциумы,межотраслевые го-

сударственные объединения и новые хозяйственнные структуры.

Антимонопольный механизм России слишком несовершенен.Антимо-

нопольные меры в тяжелой промышленности надо менять осторож-

но,альтернативой может быть разрушение технологической цепо-

чки,что в процессе "приватизации" и происходит.

   Процессы,происходящие в России,противоречивые и не сбалан-

сированные.Чтобы ответить на вопрос,какой рынок мы формируем,

необходимость иметь сциентичный взгляд на процессы становле-

ния ФПГ.Три особенности России выглядят особенно ярко:

  1.Стимулом появления ФПГ у нас служит не конкуренция,пере-

    избыток мощностей и капитала,а "выживание" при нехватке

    всего и вся.Налицо противоречие:потребитель инвестицион-

    ного ресурса привязан к сложившейся схеме технологичес-

    ких связей,а те,кто имеет ресурс,не считаются с техноло-

    гической заданностью.Одной из тенденций постперестроеч-

    ного периода стал процесс образования отраслевых концер-

    нов,наследующих нерациональные монополистические струк-

    туры.Мировой опыт,однако,свидетельствует в пользу толь-

    ко олигопольной  конкуренции.

  2.Не определен тип рынка,на который желает ориентироваться

    Россия:"японо-англо-саксонский" о особой ролью фондовых

    бирж,или европейский с приоритетом банковского влияния.

    Без этой позиции не ясна роль акций в процессе управления

    хозяйством и вполне естественно,что Россия становится ро-

    диной "пирамид".За этим стоит ключевой вопрос-вопрос исто-

    чника денежных доходов небанковских институтов и их роли в

    структуре рынка.В России внебанковские институты оказались

    не только авантюристами,но и банкротами.

  3.Отсутствует закон о рынке ценных бумаг.Рынок ценных бумаг-

    это:

       а.форма привлечения инвестиционных пакетов,не любых,

         а накопленных,трансфертных,вложенных в производство

         денег

       б.институт,имеющий социальный аспект,гарантирующий

         право собственности любому,самому мелкому инвестору

         доход на собственность от вложений в операции с фон-

         довыми ценностями.

  В России инвестор-не хозяин на рынке.Хозяин-профессионал.

Фондовый рынок России сформировался за три года(на Западе

на это ушло 400 лет),оттянул лучший интеллектуальный потен-

циал отечественной мысли:физиков-ядерщиков,математиков,геоло-

гов.Творческие интеллектуалы наспех освоили экономику и с

нуля создали активную инфраструктуру,депозитарий,клиинговые

палаты,траст и т.д.Ни товарный,ни рынок трудовых ресурсов

такой инфраструктуры не имеют.Фондовый рынок укротил финансы

черного рынка,вобрал всех остро чувствующих.Но этого не

скажешь о тех,кто осуществлял функцию регулирования.И по-

лучилось,что рынок сам по себе,нормативная база сама по себе.

Рынок ценных бумаг замкнулся в своей самодостаточности.Не

выльется это в инвестиции,получим самопожирающий молох.До-

ходность профессионалов колоссальная.Государство же не обес-

печило нормальное функционирование рынка капитала и ценных

бумаг,не создало уполномоченным банки по размещению ценных

бумаг,не развело коммерческую и инвестиционную банковскую

деятельность,не выработало государственной инвестиционной

программы,выведенной из-под ведомства Минфина под крыло

уполномоченных инвестиционных банков и институтов развития.

 4.Нет органов,ответственных за гармоничность в развитии хо-

   зяйства в отраслевом аспекте,анализ глобальной тенденции

   в экономике,обоснование приоритетов структурного развития,

   за согласование и консультации с хозяйственным сектором.

  В процессах реструктуризации экономики все противоречивые

тенденции Российского общества начинают пересекаться.Отсюда

появилось пять личностных типов предпринимателей:

 1."Директор".Ему никто не нужен,он самодостаточен,эгоцен-

    тричен.Девиз:"Ты управляешь людьми,а не люди-тобой".

 2."Бизнесмен".Одномерен.Деньги-мера богатства.Его принцип:

   "Престижно иметь деньги,не престижно их не иметь".

 3."Предприниматель".Скромный и непритязательный,работающий

   до 12 часов в сутки.Даже наемных работников считает пар-

   тнерами,участвующими в управлении предприятием.Другое де-

   ло-учредители.От них он найдет способ избавиться.Работает

   ради чувства свободы,а не денег,которые для него-мерило

   успеха.Главное:"Создать хорошее предприятие".

 4."Идеалист".Ему важна сама идея предпринимательства,а не

    содержание.Деньги-средство реализации внутренней цели.

    Волевой,творческий,энергичный.Как правило рекрутирован

    из сферы науки и наукоемкого производства.

 5."Квазипредприниматель".Отсутствует предпринимательское

   самосознание.Продолжает считать себя инженером,техноло-

   гом,тоскует по утраченной работе.

"Старые"предприниматели-выходцы госсектора,сохранившие с ним

связь.Они контролируют металлургию и машиностроение,топливно

-энергетический комплекс,авиацию,атомную и автомобильную про-

мышленность,машиностроение,АПК и т.д.Однако для выхода из

кризиса требуется эффективное управление производством,но ди-

ректорский корпус выбирает технократический тип решения.Опыт

функционирования эффективной экономики показывает,что 92% ус-

пеха в бизнесе зависит от качества управления.В рыночных усло-

виях тот тип поведения-нонсонс.Те,кто не закостенел в "индуст-

риальном" прошлом,также не в выигрышном положении.Остро чувс-

твуя необходимость инвестиций,неудовлетворенные бартерными

отношениями,такие предприниматели сам инициируют создание фи-

нансово-промышленной группы практически на пустом месте.

     Есть определенная страта директоров-бизнесменов.К нача-

лу массовой приватизации они персонально стали обладателями

контрольных пакетов акций,средств производства и технологий.

Состояние таких выше,чем у "биржевиков N1" К.Борового или Ю.

Милюкова.На этапе "конверсии" госсобственности они идут на

создание межотраслевых структур корпоративного типа,где го-

сударственные и коммерческие структуры тесно переплетаются.

Внутри этих объединений крутятся государственные средства,

через кредиты,инвестиции и дотации трансформируются в личные

средства руководства и учредителей.

   Следующий момент-появление совсем новой,предприниматель-

ской страты в первую очередь в сфере финансовой и биржевой

деятельности.Банковские холдинги возникли как потребность

естественная,вызванная экономической целесообразностью на

заре предпринимательской деятельности.Многие из банков дав-

но впаяны в финансово-промышленные группы,существующие де-

факто и не спешат получать "звание" ФПГ официально.Сами

банки возникали противоречиво,многие "провернули" теневой

капитал,"бесхозные" средства через малые предприятия,испо-

льзовали ситуацию,открывая валютные счета в столице директо-

рам провинциальных предприятий.Теперь все "при собственнос-

ти",которую не отдадут.Создаваемые ими  финансово-промышлен-

ные корпорации на треть частные конторы семейного типа,дале-

кие от структур здоровой экономики.

   Банковские группы образуют ФПГ де-факто,без регистрации,

чему способствует и холдинговая,и трастовая организация.Они

схожи как близнецы:возникли на заре российского предпринима-

тельства,основаны "выброшенными" с госпредприятий интеллек-

туалами-разночинцами,закалившимися в борьбе с бюрократией.

Первоначально создавались компании,работа которых далека от

финансовой:брокерское поприще,торговля компьютерами и т.п.

Другие сферы предпринимательства для них были закрыты.

При отсутствии рынка капитала возникла потребность банка.На

него переводились функции  "материнской компании".Банковские

холдинги появились естествено и у "комсомольского" "Менате-

па",и у "МОСТ"-группы,у "Аifa Group Consortium","Инкомбанка"

и других новых предпринимательских структур.Состав нынешних

финансовых объединений настолько универсальный,что можно го-

ворить о некой типовой банковской группе как адекватной реа-

кции на Российское социально-экономическое пространство.Бан-

ковский холдинг в нынешней форме достаточно точно иллюстри-

рует основные прибыльные направления деятельности и инвести-

ций.Но капитал,функционирующий в банковских холдингах,на по-

рядки ниже того,что крутится в холдингах бывших ведомств.По-

сле "черного вторника" 1994 года качнулись многие банки.В

банковской сфере зреет серьезный кризис.Со стороны государст-

ва под нажимом Всемирного Банка возрасло требование к надежно-

сти банковской системы путем реализации программы банков меж-

дународных стандартов .П л а н и р у е т с я   массовое банк-

ротство банков с целью оставить 20-30 отвечающих мировым ста-

ндартам.Большинство банков искуственно обанкротится вместе со

швартующимся малым бизнесом.Предполагается,что новые банки

будут эффективно контролировать деятельность обслуживаемых

предприятий.Концепция 20-30 банков БМС сводится к созданию

особого слоя капитализированных банков,управляемых Централь-

ным Банком.

  Стоит возразить лоббистам позиции "20 элитных банков" уже

из тех соображений,что в США для устойчивой экономики понадо-

билось 400-500 банков для обеспечения ФПГ.Ситуация с банками

до сих пор не определена,их судьбу порой решает не предприни-

матель,а западный "советник".

 Противоречия между новыми и старыми предпринимательскими

стратами в отношении промышленной стратегии налицо:промышле-

нники требуют регистрации ФПГ,подчиняясь отраслевому подходу,

банки склонны не формализовать отношения.Промышленники счита-

ют,что под крыло банка не собрать мелких производителей,бан-

киры ведут спор с правительством по поводу понятия "ФПГ",отри-

цая роль записи в реестре как символ  жизнеспособности:"Ис-

точник ФПГ-это не только завлекательный бизнес-план,но объек-

тивно сопоставимые по величине финансовые и промышленные капи-

талы."Отраслевикам это противоречит.Промышленники считают,что

холдинговые ФПГ-вынужденное,временное явление интеграции раз-

ных видов хозяйственой деятельности,будущее за технологическим

однопрофильным процессом.Банкиры говорят,что учреждение банков

промышленниками-это незнание рынка банковских услуг,где дос-

тигнут высокий уровень насыщения.

Противоречия между банкирами и промышленниками есть и на за-

паде,есть два типа групп:доминирование промышленного капитала

над банковским и наоборот.Но до прямого антогонизма дело там не

доходит.В России же впору говорить о финансово-промышленных и

промышленно-финансовых группах.В Промышленно-Финансовых Груп-

пах тактические соображения директоров превалируют над стра-

тегическими,сводя под угрозу существование всей цепочки.На

размер ФПГ,безусловно влияет участие государственного предп-

ринимательства.Трудно ожидать от РАО "Газпром" карликовой ве-

личины.В подобных образованиях велика опасность возрождения

управления в "командно-административном" виде.К сожалению по-

ка есть предрасположенность к тиражированию этого явления.

   Другое явление-это "покупка чиновника".Возникают своеоб-

разные "клиентеллы" предпринимательских структур вокруг долж-

ностных лиц,лоббистские фирмы,комитеты-смычки (коллегии при

министерствах и т.п.).За ними стоят  экспортно-импортная тор-

говля (нужны квоты,лицензии,кредит),риэлтеры,банкиры,страхов-

щики,холдинги,крупные предприятия-монополисты,отраслевые объ-

единения,территориальные ассоциации,монополисты сырьевых рын-

ков,рынков вооружений,стратегического сырья,дефицитного това-

ра.

  Классификация финансовых объединений свидетельствует о не-

равновесности процессов,происходящих при формировании ФПГ.

Возникли три ранга значимости,"весомости групп":

1."Первый эшелон"-финансовые и финансово-торговые объединения,

стержень которых-коммерческие банки,торговые дома,биржи,круп-

ные посреднические компании.

2. "Второй эшелон"- холдинги и финансовые объединения с учас-

тием предприятий,стержень которых-производства,не являющиеся

монополистом на рынке:Инкомбанк,Мост,Менатеп,Олби.

3. "Третий эшелон"-ведущие предприятия-монополисты:топливно-

энергетический комплекс,автомобильная промышленность.Они об-

росли банковскими и финансовыми структурами.Имеют мощное лоб-

би в органах государственной власти,подвержены и принципу

кланового влияния.Для нового бизнеса отвели вспомогательную

роль обслуживания старых группировок.Новые лидеры не захвати-

ли ни одного предприятия-монополиста и на их базе нет ни од-

ной полноценной ФПГ.

Среди ФПГ отраслевого типа:

1.Идет  рыночная "переупаковка" через приватизацию с учас-

тием банков и торговых компаний в частно-государственную.

2.Создаются ФПГ,аккумулирующие деньги как старых отраслевых

кланов,так и нового бизнеса.

3.Ядро ФПГ -группа монополий,порождающая супермонополию.В

связке с ней действует эксклюзивный банк и эксклюзивная тор-

говая компания: "Газпром-Империал-ВО Техноэкспорт","Минцвет-

мет-Уникомбанк-Техноэкспорт","Минатом-Конверсбанк-ВО Техсна-

бэкспорт","Минавтопром-АвтоВАЗбанк-СП"Логоваз".

4. ФПГ возникли на наиболее экспортных отраслях,а учредители

имеют прямую пуповину с Министерствами.Идет коррекция рыноч-

ных реформ в сторону государственного монополизма.Практика

лоббистской "демократии" подкупа чиновничества предельно ос-

лобляет консенсусный демократический механизм и стимулирует

закулисные разборки с вовлечением криминального элемента,по-

тому что в такой "экономике" кто-то выторговывает ресурс,а

кто-то попадает в экономический аут.Это уход от общества ра-

вных прав и равных возможностей и не стоит понимать подобное

как конкуренцию.

   Настоящих промышленно-финансовых групп,стимулирующих нау-

чно-технический прогресс,в России еще нет,хотя политика их

формирования существует.Есть тенденция лидерства банковско-

го капитала,но естественнее было бы видеть промышленное ос-

нование,т.к.только оно дает доход,а банк его использует,что-

бы иметь возможность покрывать оправданные риски.Консолида-

ция вокруг банка основана на финансовом контроле.Промышле-

нная база наращивает доход банка,но если банк сильный и де-

лает ставку на другого промышленника,он предпримет все,чтобы

уничтожить конкурента в олигопольной игре.

  Однако в настоящее время законодательство по большей мере

игнорирует интересы банковских структур в формировании Финан-

сово-Промышленных групп,это дает перекосы в самой предприни-

мательской среде.На деле полюса российского общества просты:

на одном полюсе те,кто "выживает",другие наращивают ресурс.

Участников процесса волнует только мир,война,прибыль,а не

экология,медицина,образование-это не дает отдачи сегодня,не

являются структурообразующим элементом "сейчас".Экономика Ро-

ссии формируется противоречиво.ФПГ-точки роста другой эконо-

мики.Какой? В этих условиях роль государства как орбитра от-

ношений резко возрастает:необходима промышленная политика и

нормативная база,система социальной защиты предпринимательс-

тва,система социальных гарантий,социального партнерства,соци-

альных стимулов и социальных санкций.Процесс формирования но-

вых народохозяйственных организационных структур сложный и

длительный,будут возникать все новые нюансы,обусловленные

своеобразием нашей экономической действительности.И в первую

очередь эти нюансы должны найти отражение в развитии нормати-

вно-правовой базы финансово-промышленных групп как ключевого

момента экономической политики,ибо ФПГ-полезное,но весьма

тонкое инструментальное решение стабилизации и развития эко-

номики.Этот инструментарий может стать либо благом,либо злом

в зависимости от мастерства его применения.К сожалению наука

не полномочна выбирать самих мастеров.

    Долг государства-обеспечить нормальные правовые условия

ведения хозяйственной деятельности,развития практики суде-

бных решений хозяйственных споров,а не закулисных разборок,

введение эффективного режима ответственности за соблюдение

контрактов,в том числе со стороны органов государственной

власти.Государство обязано обеспечить здоровую предпринима-

тельскую деятельность и в корне пресечь режим "особых отноше-

ний",в между высокопоставленными служащими ведомств и "ком-

мерческими" структурами,обслуживающими потоки госфинансов и

приватизацию госсобственности.Промышленная кооперация-осно-

ва экономики ХХ века.И огромная ошибка произойдет,если мы не

обуздаем проявившиеся монопольные тенденции.

     Чтобы привести законодательство к более сбалансирован-

ному виду,разумно было бы сформулировать некоторые общие

экономические критерии создания и функционирования ФПГ,а

именно:

  1.Они должны содействовать увеличению эффективности нацио-

    нальной экономики

  2.Их возникновение не должно понижать уровень конкуренции

    на национальном и региональном рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             ПОТРЕБНОСТЬ?

 

 

еделение ФПГ

ФПГ-региональные задачи.

ФПГ-результат интеграции банковской деятельности с промышле-

нностью и торговлей в единую целостность,где банки являются

посредниками отношений,инвестируют и увеличивают свой капитал.

Экономическая власть финансового капитала реализуется через

отношения корпоративной собственности.акционерная собственность-

основа совместного контроля корпоративных активов с целью приоб-

ретения максимальной прибыли.Есть еще форма неакционерных сог-

лашений,увеличение уровня аккумуляции капитала и его мобиль-

ности на фондовом рынке и рынке ссудного капитала.Производственный

капитал,в условиях нехватки капитала для инвестиций,получает гаранти-

рованный источник такового.Финансовый капитал получает возможность "делать

деньги" на рынке капиталов через посредничество финансово-кредитной систе-

мы.

ФПГ-это банки,холдинговые и трастовые компании,финансовые институты, НПО

связанные сложными отношениями корпоративной собственности с производ-

ственным комплексом.

ФПГ-это организационная форма финансового капитала,выступающая

как совокупность промышленного,банковского,инвестиционного,транспорт-

ного,торгового и иных компонент,находящихся под контролем одного

или связанных между собой капиталов.В центре группы находится

головная компания( банк,страховая или холдинговая компания),от нее

тянутся сложные каналы воздействия на остальные компании группы.

Головная компания разрабатывает лишь основы их общей политики,не

вмешиваясь в повседневную деятельность соподчиненных фирм.

ФПГ-относительно стабильный союз.Это соединение...через особые

долгосрочные финансовые связи.

ФПГ-форма взаимосвязи интересов промышленности,коммерческих и

банковских структур и бирж,выраженная в финансовых и деловых свя-

зях-функциональная основа формирования ФПГ или "корпоративных га-

лактик",основа-отношение собственности,межкорпоративное переплетение

акционерных участий.

ФПГ-финансовые отношения имеют первостепенное значение

ФПГ-система взаимоотношения и сочетания большого числа компаний

всех сфер деятельности,объединяющая потенциалы их контроля и

создающая механизм реализации экономической власти в масштабах

национального хозяйства.

ФПГ образует единое производственное целое,объединяет предприятия

по взаимодополнительности,что позволяет группе занимать позицию

рыночного лидера.Группа проводит свою промышленную,финансовыю,

банковскую политику и социальную стратегию,отличную от политики

обычных фирм.

Во всех ФПГ открыто или завуалировано форма участия банков в акцио-

нерном капитале-одна из главных форм создания и функционирования ФПГ.

ФПГ-необходимая оргструктура для реализации возможностей финансового

капитала.

ФПГ реализуют промышленную политику,реализуют проекты,приносящие

максимальную прибыль,но в отличие от предпринимательства нацелены не

только на краткосрочные,но среднесрочные и долгосрочные фундаментальные

цели.                                                        1

-------------------------------------------------------------

ФПГ-ключевой структурообразующий элемент промышленных комплексов,

обеспечивающий конкурентоспособность и гибкость экономики,организу-

ющий допустимый оптимум между централизацией и децентрализацией

управления в акционерном обществе.

В деятельности ФПГ переплетаются и привязываются к реальному единству

интересы самых разных субьектов хозяйствования:государственных и

частных,федеральных и региональных,промышленных и финансово-кредитных,

крупных и мелких.

ФПГ-структурно образующая организации(3),интеграция которых обеспечивает

возможность замыкатьфинансовый поток,превращать избыточные и свободные

средства в эффективные инвестиции,быстро развертывать внешнеторговые

операции и гарантировать возврат валютной выручки.

ФПГ-эффективное среднее звено управления промышленностью.Это устойчивость

планировиния экономики на среднем уровне.ФПГ-переход от супермонополизма

к олигопольной конкуренции.

Объективная основа ФПГ-комплексный технологический процесс:цикл объективно

и в требуемой последовательности склабывающихся фаз при создании конеч-

ного продукта и доведении его до потребителей.

ФПГ-форма долгосрочных взаимоотношений.

Возникновение ФПГ означает,что появилась сила,способная решить

проблему эффективной деятельности своих участников.

проблемы своих участников.

ФПГ-способ обеспечения прочности и устойчивоости многопрофильных

комплексов,образованных на основе экономических интересов его участников,

Промышленная политика ФПГ-финансирование проектов,способных приносить

максимальную прибыль.Они перестраивают окружающую среду и подготавли-

вают почву для новой экспансии.

ФПГ-создание самоокупаемых производств,способных самостоятельно

функционировать на рынке.

Цель ФПГ-объединить интересы промышленных предприятий и финансовых

организаций в рамках совместной реализации инвестиционных проектов

успех работы зависит от инфраструктуры,обеспечивающей это взаимодействие.

ФПГ-роль опорных точек для подъема экономики.

 

Общая характеристика ФПГ.

 

Особенности формирования ФПГ в России

                                             квазирыночная экономика

Источники эффективности ФПГ

1.Стабилизация хозяйственных связей,уменьшение и полная ликвидация

спада производства.

2.Блокировка инфляционных издержек,стимулирование денежной

стабилизации

3.Ослабление волны неплатежей,благодаря сосредоточению

расчетных операций цепочки в банке

4.Формирование внутренней конкурентной среды

5.Поддержка малого и среднего предпринимательства

6.Сужение сферы действия теневой экономики.

7.Снижение инвестиционного риска

8.Эффективная внешнеэкономическая деятельность

9.Экономические предпосылки конверсии производств

10.Содействие структурным сдвигам:ресурсные и технологические трансферты

11.Усиление регулируемости национальной экономики

12.Облегчение реализации государственных программ и размещение

госзаказа

13.Увеличение экономической безопасности страны через регулирова-

ние состава акционеров,сохранение российского контроля над экономикой

 1.Создание ФПГ поможет преодолеть сложившуюся ситуацию "па-

раллельных экономик,возникших в пределах одной экономики-эконмики

"краткосрочного периода",связанной со сделками с самим капиталом,

минующей производственную фазу и экономики товарных отношений,

лишенной денежной составляющей.ФПГ поможет восстановить роль

краткосрочного,среднесрочного и долгосрочного кредитования.Но для

этого должна быть соответствующая обстановка обоснованности

банковских рисков.Деньги не выполняют сегодня функции:а.средства

обращения б.средства меры ценностей.Главная функция банков-выпол-

нять быстроту оборачиваемости денежных средств.

 2.Системное преобразование крупнейших экономически сверхсложных 

предприятий с научно-техническим потенциалом.Нельзя с одной и той

же меркой подходить к переводу в частное владение ресторана и про-

мышленного гиганта.

 3.Оживление инвестиционной активности.

3. Набор мультипликаторов.Эффективные вложения.Преобразование в энергию

развития производства.Набор программ,бизнес-планов,раскладывающих надежные

способы получения прибыли.

3.Инфраструктурная форма действий компаний с известной эффективностью

работ и квалификацией персонала.Инвестиции в инфраструктуру.

 4.Неплатежи ФПГ не устранит,ибо причина не только в сфере произ-

водства и финансирования.Само государство не выполняет плановых

решений и имеет огромный внутренний долг,инициируя развитие

неплатежей и недополучения налогов.Однако снижение остроты

проблемы неплате-

жей и взаиморасчетов все же возможно.01.05.94г. по данным Госком-

стата кредиторская задолженность предприятий составляла 89.4

трилл.руб.,из них 41%

относился к разряду просроченных.Задолженность поставщикам-70%.

Это происходило либо по независимым от предприятий причинам,либо

были сознательные задержки "приспособившихся к рынку" "предприни-

мателей" как форма дешевого коммерческого кредита.Многие адапти-

ровались и сознательно тормозили продвижение средств на счета

своих поставщиков.Дебиторская задолженность этого периода составила

79.5 трилл.руб.,из них просроченных 45%.Во втором квартале кредитор-

ская задолженность составила 14%,а дебиторская 12% от ВВП.Кризис

неплатежей перекинулся на финансовую сферу в форме невозврата кре-

дитов и из 700 банков Москвы 2/3 ощущали проблему неплатежей.

Источником неплатежей выступает и само государство,ибо один рубль

недоплат из бюджета оборачивается 2-3 рублями неплатежей в производстве.

В рамках ФПГ же появляется возможность взаимозачета задолженности

и расширения практики льготных кредитов за счет совершенствования

партнерских отношений.Когда возможности бюджетного финансирования

ограничены,ФПГ может решить эту проблему за счет внутреннего оборота.

5.Переход от бюджетного финансирования промышленных предприятий к

реальному самофинансированию в рамках ФПГ.

5.Проведение ускоренной амортизации активной части производственных

фондов участников ФПГ и задействование таких прогрессивных форм

банковского финансирования как лизинг и хайринг промышленного обо-

рудования ускорит обновление основных производственных мощностей,

научно-технический прогресс,внедрение безотходных и малоотходных

технологических алгоритмов,оптимизацию и координацию использова-

ния любых видов ресурсов.

В настоящее же время из-за недоамортизации не удается поддержать

даже простого воспроизводства.Средний срок функционирования актив-

ной части основных фондов увеличился с 7.3 лет в 1985 году до 15-16

лет в 1993 году.Некомпенсировано выбытие промышленно-производственного

капитала.

5.Объединенные в рамках ФПГ технологически связанные предприятия,

научные и проектные организации-условие для проведения согласованной

технической и инвестиционной политики.

5.ФПГ-возможность для реализации долгосрочных программ.Это идея

формирования относительно стабильных образований с эффективной

внутренней системой управления привлекательна для предприятий

с технологически сложной продукцией.Дисциплина поставок и сбыта.

Стабильность связей-привлекательность для банков и инвестиционных

структур,включая иностранные.

5.ФПГ уменьшает связанные с долгосрочными инвестициями риски.Это

реальный центр планирования и стратегического управления.

5.В рамках относительно небольшого числа ФПГ уплата налогов может

четко контролироваться.

5.ФПГ восполнит механизм межотраслевого перлива ресурсов,что вызовет

межотраслевую и внутриотраслевую конкуренцию.Между ними найдут

место МП и СП-инновации.Крупный бизнес и малое предпринимательство.

Серьезные коррективы в хозяйственное законодательство.

6.Наукоемкие отрасли,требующие синтеза техники и производства.

Требуется мобильность капитала,новых форм организации производства,

межотраслевой характер связей.В мировой практике такие системы

оформляются как корпорации с взаимопроникновением капитала внутри

корпорации.Наукоемкие комплексы сами могут быть основой ФПГ.Здесь

бы следовало госорганам провести предварительный анализ-прогноз.

 а.определить будущие структуры и направление деятельности комп-

 лекса б.характер влияния возможных приватизационных схем на эффектив-

ность и конкурентоспособность коммерческого образования.

7.Межрегиональная основа-способ укрепления единства России и воссоз-

дание экономического пространства.

8.ФПГ в состоянии стать основанием осуществления федеральной и

 региональной программ,выступать относительно государства генераль-

ным подрядчиком,они могли бы формировать развитые сети субподряда.

Позволит государству получить сильных претендентов на участие в

реализации государственных программ.Будет шанс на размещение

крупных государственных заказов на действительно компетентной

основе.

9.Обслуживание финансовыми учреждениями ФПГ внешнеэкономической

деятельности групп позволит проводить в соответствующих отраслях

согласованную ценовую политику при выходе на мировые рынки нефти,

специмущества,алюминия,никеля,минеральных удобрений,лесоматериа-

лов,продовольствия.Именно в ФПГ Россия способна получить мощные

производственные комплексы,способные выдержать конкуренцию Запада

и обеспечить переход к экономике открытого типа.Становление нескольких

соперничающих групп в каждой из ранее монопольных отраслей -переход

от супермонополизма к олигопольной конкуренции.

10.Поддержание экономической стабильности в условиях колебания

деловой коньюнктуры.

11.Реанимация производства.Как известно,разработана система кри-

териев для определения неудовлетворительной структуры баланса+

предприятий.Одним из них является коэффициент текущей ликвидности,

определяемый как отношение оборотных средств предприятий к кредитор-

ской задолженности,краткосрочным кредитам и заемным средствам.Его

критический уровень-"2.0".По отчету Министерства экономики в целом

по России этот показатель оказался "1.21".Механизм ФПГ,включающий

аккумуляцию временно свободных средств,которые на каждом предприятии

сами по себе проблемы не решают,в рамках ФПГ дает возможность поо-

чередно финансировать совместные первоочередные потребности.Диверсифи-

кация,разнообразие хозяйственной деятельности групп,консолидация

приложеия капитала,его перелив,уменьшают вероятность банкротства от-

дельных предприятий ФПГ.

12.Преодоление спада производства с минимальными инфляционными

издержками.В настоящий момент экономическая ситуация запредельная.

Из 406 важнейших видов продукции срочной отчетности объем произ-

водства упал по 373 позициям,а возрос только по 26.Остановлено 5000

предприятий,прекратили существование 600 подразделений НИОКР.С конца

1991 года до средины 1994 резко упало государственное инвестирование

промышленности.Капвложения в экономику уменьшились на 65%.

В рамках ФПГ возможно использовать эмиссию акций,размещение облигаций

и других видов облигаций.Формирование ФПГ-мощная функция капитало-

обращения,концентрация "критической массы ресурса"для добывающих

отраслей со значительным экспортным потенциалом(нефть,газ,золото,

алмазы,редкие земли),для прорыва в передовые производства.На их базе

могут возникнуть очаги "тормоза" спада производства и переход к

воспроизводству.

12.ФПГ-стабилизатор ценообразования.Существует фактор накручивания цен.

ФПГ-единый ассоциативный экономический интерес-сдерживание цен на

продукцию,идущую по технологической цепи.

13.Преодоление разрыва между банковским и промышленным секторами

экономики.В России сложилась ситуация,когда торговый,промышленный,бан-

ковский,страховой капитал-равновеликие партнеры.В мире же это связано в

цепочку: транспортный-промышленный-внутриотраслевои и межотраслевой

перелив капитала-банки-страховые компании и инфраструктурное обеспече-

ние секторов экономики.Мощная банковская сфера уже сложилась.На

01.06.94 мы имели 2200 банков,с филиалами-5100.Сеть Сбербанка-31 200

филиалов.Краткосрочные кредитные вложения коммерческих банков состав-

ляли 48 трилл.руб.В промышленность уходило 30% кредита,сельское хозяйство-

8%,торговлю-5%.В то же время отечественные банки вобрали в свой состав

самых остро мыслящих из числа предпринимателей-разночинцев,на скорую

руку освоивших экономику.Вчерашние физики-ядерщики,математики,инже-

неры в короткое время создали банковскую систему,оснащенную современной

технологией,ввели пластиковые карточки,новые формы управления,электро-

вычислительную технику.Ряд банков-члены международной системы СВИФТ.

Однако банковская деятельность замкнулась на "короткие деньги"и спеку-

лятивную прибыль,перелив капитала между регионами,отраслями,предприя-

тиями в условиях гиперинфляции исключается.

  По оценкам Госстроя РФ реально банки могли бы финансировать на

долгосрочные инвестиции 30 трилл.руб. и около 100 из них коагули-

ровать перспективные ФПГ.

13.Осуществление эффективной производственной кооперации.В 60%

случаев спад производства происходит из-за разрыва связей.Отечест-

венные предприятия функционируют сегодны не по типу простого,а по типу

суженного производства.

14.В сфере международной торговли ФПГ и ТНК играют колоссальную роль для

в деле конкурентоспособности.Таким путем Япония добилась сохранения и

преумножения своего экономического потенциала,создавая после войны

национальные ФПГ.На внешнем рынке российские предприятия через эксклю-

зивные фирмы пока еще несут потери по причине своей неопытности.У

западных коммерческих фирм широкие возможности выбора финансирования,

многочисленные рассчеты по рассчетам,дилингу,хеджированию,предлагаемые

банками,инвестиционными,страховыми компаниями,интенсивная сеть элект-

ронной связи.Внешкомбанк,Столичный,Инкомбанк и др. совместно 

професси-

онально осваивают это пространство.Коммерческие банки укрепляют связь с

международной банковской системой,ведут валютные операции,связь с

фондовым,товарным и сырьевым рынками,открывают счета "Ностро",входят в

систему СВИФТ,"Рейтер Дилинг 2001","Рейтер ньюс монитор",хеджируют валютные

риски,размещают депозитные средства клиентов в зарубежных банках,

берут СВК от российских фирм в траст под арбитражные операции,

предоставляют любые комбинации услуг и консультации.

15.ФПГ-отстоять внутренний рынок.Разворот на импортозаменяющую

продукцию и экспортноориентированное производство.Кроме того 28

банков СНГ и Балтии образовали клиринговую палату для разреше-

ния противоречий,связанных с двухсторонним характером клиринго-

вых операций.Она устанавливает рыночный курс валют,а не завышен-

ный,как это делает Межгосударственный банк СНГ,идущий на поводу

лоббирующих правительственных групп. 

16.ФПГ-фактор восстановления связей между странами СНГ.Пока товарооборот резко

уменьшился.В 1993 г.он составлял только 50% от уровня 1991г.

17.Переориентация в государственный долг задолженности СНГ перед

Россией,которая к концу 1993 года составила $ 5млрд.Погашение части

задолженности возможно передачей имущественных прав акциями,ценными

бумагами.Особая роль в этом может быть за российскими ТНК.

другое.

 

 

 

+ Постановление правительства Российской Федерации от 20 мая 1994

года N498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о

несоответствии (банкротстве) предприятий".

 

 

Батизи Э.Уполномоченные банки и финансово-промышленная ин-

теграция//Российский экономический журнал.-1994.-N10.-сс.42-46 3

Финансово-промышленные группы.Зарубежный опыт.Реалии и перспективы

России//Международная инженерная Академия            1

Шурчков И.Ключевые положения концепции государственной про-

мышленной политики России//Российский экономический журнал.-

1994.-N9.-сс.3-8                                    2

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz