Ростовская М.Н.

 

   СРЕДНИЙ КЛАСС И "НОВЫЕ РУССКИЕ"- МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ.

 

    Классовый подход  удобен для описания урбанизированных

обществ с позиции устойчивости. В западных странах средний

класс - инженеры (" голубые воротнички"), ученые, менеджеры,

предприниматели, высококвалифицированные рабочие (" белые

воротнички"), преподаватели, врачи, юристы. Уронь образова-

ния и уровень оплаты труда коррелируется без  инверсии - это

ведущее правило цивилизованного мира. Средний класс - 60-80%

населения. Он предопределяет итоги голосований. Люди сами

идентифицируются с этой стратой по социальному статусу, фор-

ме собственности, стилю и качеству жизни. Здесь высочайший

потенциал мобильности вверх, хотя он дистанцируется от выс-

шего "хай" и низшего " андер-класса". Общество принимает это

деление как органическую часть  социальной системы.

 

   В  российских реалиях все понятия смешаны. Средствами мас-

совой информации навязывается образ "среднего класса"  по

денежному критерияю. Авторов такого подхода не страшит, что

слой крупных менеджеров, "деятелей культуры" и чиновников

высшего ранга инфильтрован криминальным элементом с люмпен-

ской психологией и составляет только 3-5% общества. Мастера

экономических экспериментов  окрестили их "новыми русскими",

и ждут чуда. Однако общество с криминальной системой ценнос-

тей вряд ли устойчиво и будет опрокидываться, пока не обна-

жится истинный, а не  назначаемый сверху средний класс. 

        

   С точки зрения А.С.Орлова[1], очерки которого для нас базо-

вые, "средний класс" вычленяется из суммы критериев их  иде-

алов. Фактор дохода - в числе других. Важнее  ментальный план.

Средний класс выражает социальные ожидания большинства граж-

дан, формирует социальную идеологию, социальные цели и этим     1

реализует  лидирскую роль. У него огромные функции по синер-

гии в обществе.

 

   Российский средний класс петровских времен - интеллиген-

ция, офицеры, чиновники, купеческо-предпринимательское сос-

ловие. Целью большевиков было "государство рабочих и кресть-

ян", поэтому царский интеллектуал " уничтожался как класс".

Бытовала иллюзия о возможности  построения бесклассового об-

щества , однако вновь сконструированное государство генери-

ровало свой "средний класс" из рабочих и сельских тружеников

под воздействием мощных просветительских устремлений. Советс-

кий народ не получался гомогенным и к 80м годам был полист-

руктурный социум, в котором к среднему классу относились го-

родская и сельская интеллигенция, низшие и средние слои парт-

номенклатуры, "кадровый резерв", "белые воротнички", директо-

ра, офицеры. К ним примыкал " простой советский труженик",

конформист, что в сумме составило 80% населения и обеспечило

стабильность общества. Но социальная роль слоев оказалась

разной. Интересы конформиста совпадали с государственными.

Средний же класс претендовал на власть. В обществе восьмиде-

сятых годов ущемлялись права этой страты по многим парамет-

рам. Главнейшим стрессором оказались экономические причины:

не происходило замещение производительными кадрами в сфере          

труда. Наметилась тенденция падения статуса профессий инже-

нера, экономиста, учителя. Падала зарплата относительно за-

работка рабочих, а в долгосрочном периоде налицо тенденция:

заработок "царского" инженера превосходил заработок квали-

фицированного рабочего в 10 раз, в довоенные годы - в 2.5

раза, а предперестроечные тенденция обратная.  

                    

   К 80м годам обострились макроэкономические противоречия ,

 возникли политические проблемы, изменения в управлении, ус-

 тановился мощный сектор теневой рыночной экономики. Требова-

 ния рыночных преобразований имели  базу. Но авторы реформ

 увидели в среднем классе врага, а не союзника, и сделали

 ставку на номенклатуру и межклассовых маргиналов. В этот пе-

 риод многие ИТРы покидают предприятия, формируя так называе-

 мый "второй предпринимательский слой", интеллектуалоемкий и

 новаторский (первыми были кооператоры).

 

    Страшнейшие потрясения ожидали средний класс в 1992-1993

 году. В одночасье многие превратились в людей третьего сорта.

 Средний класс потерял 3/4 своего состава. Интересы 30 миллио-

 нов человек были вычеркнуты, а 80% населения оказалось за

 чертой бедности. Резко нарастало расслоение общества. Если

 в советский период разница в доходах 1:4, то теперь она сос-

 тавила 1:30. Экономические шовинисты породили кризис вырож-

 дения, дисгармонии и деформации общества. Максимально пост-

 радали "белые, розовые, голубые воротнички", офицеры и "но-

 вые русские"из свободных предпринимателей. Произошла закупор-

 ка каналов вертикальной социальной мобильности, упала интел-

 лектуалоемкость труда. Социальные перемещения - только вниз.     

 Ради схоластически сконструированного общества благоденствия

 для 3% населения - очередное искоренение среднего класса. Не

 удивительно, что в стране идут непредсказуемые мутации. Обще-

 ство перешло в агрессивное социальное состояние с неявными

 чертами. Выборы игнорируются интеллектуалами, призванными в

 нормальных условиях формировать настроение. Оставшийся элек-

 торат становится игрушкой в руках политических проходимцев,

 реализующих свои меркантильные цели. В результате необуздан-

 ных экспериментов выборный механизм своих функций не выпол-

 няет. Вхолостую работает система образования, науки, культу-

 ры. В 1993 году Высшая Школа столкнулась с проблемой трудоус-

 тройства выпускников. Через год выяснилась структура требуе-

 мых " профессий". Так по центру занятости МГУ за год трудоус-

 троено только 470 выпускников, из них 34% - юристы, 29% -

 экономисты, 18% - математики-программисты и 21% - переводчи-

 ки с английского. На специалистов  других факультетов спроса

 не предвидится. Наметилась четкая тотальная феминизация без-

 работицы. Нарушены нормы равноправия при приеме на работу или

 замещение вакансий. Если тенденции будут развиваться дальше,

 мы получим японский феномен - полное вытеснение женщин из об-

 щественного производства и институт гейш ( секретарш, путан,

 "ночных бабочек") или социальную яму.

 

    Новый высший класс - тонкая прослойка бывшей партноменкла-

 туры, разбавленная "новыми русскими", сильно дифференцирован-

 ная по политическим, властным, территориальным, клановым приз-    

 накам, не склонная к конфронтации. Противоречия между бога-

 тыми и бедными не исчезают, но они не конфликтны - общее не-

 приятие "демократов". От неэффективности власти, коррупции,

 непрофессионализма страдают обе группы.

                            

    Негосударственное предпринимательство ("новые русские")

 попадает и в "хай-класс", и в средний класс. Оно в суровых

 условиях из-за отсутствия программ развития в сфере национа-

 льного частного бизнеса и агрессивной государственной среды.

 Со стороны экономоцентристов и прессы постоянна атака то на

 банкиров, то на новые экономические структуры. Их выставляют

 виновниками экономического банкротства страны. Пример - выс-

 казывание д.э.н. Ханина, приведенное в очерках:" Банки - это

 центр мафии, разваливший государство. Частный бизнес опаснее

 Жириновского, так как он стремится к полному господству".

 

    Реальное положение финансовых и коммерческих структур про-

 тиворечиво. Летом 1994 года внебанковский капитал дал вызов

 и банковскому и правящим элитам. Был реальный шанс создать

 законодательную базу посредством сплочения в Ассоциацию фи-

 нансовых и трастовых компаний. Но правительство ужесточило

 курс, так как доход их завязан на спекулятивный рубль. При-

 чина же в нерешенности вопроса об источнике дохода. Доход

 остается случайным на курсовой разнице, а не от инвестицион-

 ной и кредитной деятельности, для которой все еще отсутствуют

 условия. После "черного вторника" погибли почти все небанков-

 ские финансовые институты, играющие в нормальной экономике

 свою роль.     

                                                     

    В банковском секторе также кризис. Есть политика оставить

 20-30 банков, отвечающих мировым стандартам. Остальные пос-

 тепенно должны уйти с арены. Пошатнулись  даже  гиганты -

 "Менатеп" и "Инкомбанк".

 

      Предприниматель рекрутировался из разночинцев. Бывшие

 физики-ядерщики, инженеры-авиаторы ,закаленные "теневым опы-

 том", битвами с бюрократией, противостоянием налоговым уда-        

 рам, доморощенным преступникам, демонстрируют небывалое в

 освоении международного бизнеса и создании фондавого рынка.

 Он сформирован за три года. Запад потратил 400 лет. "Новые

 русские"- творческие интеллектуалы, наспех освоившие эконо-

 мику. В короткий срок построена рациональная инфраструктура,

 депозитарий, клиринговые палаты, введена электронная почта,

 современные формы  торгов,  мощный финансовый потенциал ("чер-

 ного рынка"). Ни товарный, ни трудовой рынок этого не имеют.

 Фондовый рынок вобрал всех остро мыслящих, но это не скажешь

 о тех, кто осуществляет функции регулирования. И сложилась

 ситуация замыкания на себя, прирост идет не от производства,

 а от сделок с капиталом. 

 

     Не просто в негосударственном  предпринимательстве. Здесь

 власть мощных корпорации "третьего предпринимательского слоя",

 возникших на базе отраслевых предприятий-монополистов с ка-

 питалом от бюджета и взяток. Есть мелкий авантюрный бизнес.

 Подлесок отечественных купцов и предпринимателей, устойчиво

 стоящих на ногах, усиленно искореняется. Конкурентные преи-

 мущества закреплены за мощными структурами полуменеджеров-     

 полусобственников бывшего директората. Удручающе выглядит ма-

 лый и средний бизнес. "Красным цветом красит его криминал,

 черным-бюрократ" ( А.С.Орлов). Фискальной политикой провоци-

 руют вал банкротств в частной экономике. Обречен государствен-

 ный сектор. Но самое страшное, безработица бюджетников. Уже       

 сейчас не работают 10 млн.чел., в ряде областей - 15% и более.

 Истинные показатели не определить : люди ходят на предприятия

 из-за детских садов, столовой, квартиры. Западному миру такая

 безработица неведома. Не известно число лиц в неформальной

 экономике, работающих за символическую оплату без оформления

 в штат. По данным ЦЭМИ РАН около 40% ВНП создает такая эконо-

 мика. Крушение работодателя обернется бедою общества. Без ус-

 тойчивой прослойки предпринимателей мы обречены на дальнейшую

 деградацию, ибо интеллект обретает смысл только с базовым инс-

 титутом собственности, так как существует равновеликость ма-

 териальной, интеллектуальной и духовной собственностей.

 

    Бывший средний класс предельно расслоился и опасно транс-

 формировался во внутриклассовых конфликтных противоречиях.

 

    А.С.Орлов выделяет в среднем классе три группы:

 1.Интеллигенты-либералы, ментальный и интеллектуальный союз-

 ник предпринимателя. Они - структурообразующий элемент обще-

 ства. За ними будущее, не близкое. Это творцы России с выст-

 раданными стратегическими целями. Это гарант исцеления стра-

 ны, альянс, способный развить духовные устремления народа и         

 ликвидировать условия, когда обладающий никому не нужный интел-

 лектуальным богатством российский мыслитель вынужден просить

 подать у обобранного государством предпринимателя.

 

2. Им противостоит мощнейший  директорский корпус, неквали-

 фицированные служащие и чиновники, "рыночники" со "шкурным"

 интересом. Это традиционно коррумпированный слой русского

 общества с тактическими целями, с приватизацией достигнутыми.

 Ими разрушены  социальные нормы и социальные санкции, созда-

 ны инкубаторские условия  чиновничеству, демобюрокрам, отста-

 ивающим свои права на высокооплачиваемое кресло и казнокрад-

 ство. Новая номенклатура  агрессивнее предыдущей и имеет си-

 льное влияние на государство. Обросшие собственностью чинов-

 ники рекрутируют бизнесменов  из своей среды. Они не сущест-

 вуют вне криминальных отношений. "Указная" система им удобна .

 Они породили слой "правоохранительных организаций", возбудив

 криминальные мотивы общества и гибкую альтернативную систему

 "социальных" норм. Общество это приняло. Маргиналы и низы 

 определяют сегодня социальные процессы. А "консерваторы" почти

 добились тотального господства.                                                        

 

 3. Офицеры, оплот любого общества, "белые воротнички" и др.

 наряду с желанием перемен вынашивают изоляционизм " держав-

 ников",что выражено в их  агрессивности ко всем стратам.

 Движущая идея - реанимации имперской сверхдержавы.

 

   Таковы  классовые ориентиры бывшего советского общества

 после чудотворных экспериментов  поклонников  возведенных

 в ранг государственной религии уравнений западной макроэко-

 номики.

------------------------------------------------------------------

            публикации материалов круглого стола РАГС, апрель 1995.

 

 

 

 

                                                    М.Н. Ростовская.

 

         ЭКОЛОГИЯ КАК ЭКОНОМИКА - НОВЫХ ОРИЕНТИРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

 

   Экологическая проблема ставит серьезные вопросы аксиологии.

Человек вынужден задуматься над целью своего существования и вза-

имоотношения с миром и природой. Он подошел к критической черте и

этот кризис прослеживается по всем экономическим показателям. Эко-

логический подход к системе хозяйствования на Земле исходит из

постулата  о том, что нет ничего ценнее, чем Жизнь и что сущест-

вуют пределы экономического роста. Фундаментом Жизни является био-

сфера, под которой мы понимаем глобальную экосистему. У биосферы

есть критические нагрузки, выше которых она опрокидывается. Ком-

промисс с биосферой невозможен.

 

   Эпохи, которые не вызывали экологического кризиса в историчес-

ком плане  донеолитические. Это эпохи дополивного земледелия. Чисто

психологически человечество воспринимало этот период как период рая

и это положение фиксировано древними писаниями Египета, Китая, Тибе-  -

та и  Библией. Библия отражает научно подтвержденные моменты  жизни 

человечества, такие как "потоп" - великую катастрофу столкновения

Земли с астероидами 9,5 тыс.лет до нашей эры. Тогда  выпали тектиты,

произошло таяние ледников, вымирли мамонты. Последствия катастрофы

внушительны, они привели к сильным людским потерям и это подтвержде-

но материалами исторической геологии. Библия рассказывает о Каине

и Авеле,повествует о первоубийстве на Земле. Говорится  о  дереве

познания добра и зла.

 

   Мышление той эпохи было мифологическим, форма передачи  инфор-

мации через миф по правилам чтения мифа позволяет нам понять пос-

лание далеких предков. Наши предки отличались правдивостью. Фор-

мационный анализ, метод, переброшенный из геологии в область че-

ловеческой истории, высвечивает интереснейшие закономерности,ко-

торые почти все зафиксированы в первоисточниках человечества в

той или иной форме. Добро и зло, Каин и Авель - это неолит с эпо- -

хой бронзы и металла, государств и становления системы хозяйств,

торговли и производства. Это наша эпоха. Предшествовал энеолит,

эра глины и раннего неполивного земледелия. Энеолит есть матри-

архат и мир без войн, неолит - патриархат и эра исторических тра-

гедий, возникновения, становления и опрокидывания цевилизаций и

государств. Эра отсутствия устойчивости в развитии. Особенно до-

минирует данная тенденция  на территории с монотеистическими ре-

лигиями ( они лишь следствие объктивной историко-географической

ситуации). Кризис цивилизаций приводил к деградации общества,

деградация общества к деградации природы. Неолит ответил эколо-

гическим кризисом распада Египта, пожарами, александрийской свал-

кой, опустыниванием ,горем, утратами и слезами. Но биосфера  еще

не достигала предельной черты и подключала восстановительные меха-

низмы. Весь неолит, а мы продолжаем пребывать в этом периоде, не-

смотря на наличие такого мощного аппарата познания, как рассудок   -

- есть слепое стихийное развитие в конфликтах, войнах, насилии,

подавлении, разрушении. Все религиозно-философские учения этого

периода - учения катастрофического сознания, продукт глубочайшего

размышления над сущностью зла и поиск утраченной гармонии в мире

человеческого общежития. Успехи творческих сил человечества значи-

тельны, но успехи "геростратов" еще грандиознее.

 

  Природа терпелива, но она разразилась мощнейшим экологическим

кризисом ХХ века, спидом, мутантами, психическими больными, стрес-

сами, "чернобылями", перенаселением и изменением климата. Превыше-

ние хозяйственной емкости привело к превращению самой биоты в ис-

точник загрязнения и разрушения генофонда человека. Потребление

электроэнергии в мире стало выше допустимого уровня в 10 раз, в

развитых странах в 50 раз,в России в 7 раз. Биосфера в целом и

естественные экосистемы не безграничны и имеют предельную хозяй-

ственную емкость, равной 1% первичной биологической продукции, или  -

в единицах потребляемой человечеством энергии - мощности в

1 ТВт.(1). За блага приходится платить, платить трудом, деньгами,

здоровьем. Но оставаться безмозглым "суперменам" , стособным оп-

рокинуть всю среду нашего обитания, опасно. В эпоху тотальной

грамотности и науки прокариоты оказываются "разумнее" в их отно-

шении к биосфере, чем "венец вселенной" - человек.

 

   В явлении неолита была необходимость. Китай  обуздал рывки и

конфликты, хотя и он не образец. Его опыт - только его опыт, ко-

торый нельзя слепо копировать. Китай добр к Природе, но жесток к

человеку. Его культурный стиль во многом привязан к географии. 

География  Передней Азии и Европы с ее расходящимся веером рек

стимулировали товарообмен, инновационный процесс, процесс поиска,

процесс развития личных, индивидуальных качеств в человеке, с

вычленением в сознании "я" . Беда европейца, что за всем этим

он не почувствовал, когда нарушил гармонию. Может тогда, когда       -

увидел в соседе конкурента, а не союзника, когда возникла зависть,

а не желание самосовершенства и он пошел на "уничтожение" того,

кто его лучше, чтобы отнять, захватить, но не произвести. Неолит -

это войны. Культ воина. Всякая война - глубочайшее переживание.

Война подорила смерть. До этого смерть не ведали. В сознании дей-

ствовал принцип вечной жизни в реинкарнации. Всякое переживание за-

писывается в память как на магнитофонную ленту , запоминается по-

колениями, транслируется и разъединяет народы. Появляются  "они", 

обидчики, "нелюди". По отношению к ним все дозволено. Они "не наши".

Энеолит не знал такого слова.  У ханты-мансийцев много легенд о

приблудившихся. Их принимают на поселение.  "С краю", ибо сущест-

вует родовая иерархия. Энеолит не знал убийства себе подобных и

алчи к незаработанным благам.

 

    Неустойчивость торговой цивилизации не из-за сущности товарооб-

мена, а от дисгармонии психосферы, которая проявилась исторически     -

из-за любви к милитаризму. У неолита есть и положительные заслуги,

в первую очередь в области организации общественной жизни.  Это

позволило не бояться природных стихий и стать независимым в  куль-

турном творчестве. Неолит подарил два способа управления обществом:

авторитарный, основанный на власти, директиве, личной зависимости и

экономический с  экономическим принуждением, материальным стимули-

рованием, мотивацией и инициативой. Авторитарный тип развивает ин-

тегративную компоненту при  доминирующей родо-племенной системе ие-

рархии, приводит к болезненному вырождению.  Инновации здесь ред-

кость, так как они нарушают достигнутое равновесие, в том числе 

с природой. Время замедляется, появляется традиция, она закрепля-

ется обычаями, нормами, нравами. Религиозное мировозрение, коллек-

тивное в своей сути, не чуждо этому типу правления. Оно рождает

явление конформизма.

 

   Экономическое общество динамично в поиске оптимума, оно в пос-     -

тоянном взрыве традиций. Это вызывает недовольство консерваторов.

Оно действует в пренебрежении общим ради индивидуального, а иногда

эгоистческого, в постоянном "перетягивании одеяла". Оно живет в

мире техники и скорости. Техника уже тянет время за собой. Созда-

на ситуация, когда информация в банках вертится 24 часа и момента-

льно передается с одного конца планеты на другой. По всем часовым

поясам планеты офшорные зоны для круглосуточного действия фондовых

бирж мира. Появляются новые понятия, такие как "инвестирование в

само  время". Сегодня  западная экономика производит вложения не в

технику ( железо), а в технические программы, людей и время. Без

компьютера тут не обойтись. Морис Бланхот, публикуя в 1969 году

работу по Ницше, говорит, что  время перескочило само себя и мы

проходим временной барьер. Известен шок от звукового барьера са-

молета. Но что значит двигаться быстрее времени? Физически это

значит, что сама скорость определяет  время, ритм, форму нашего        -

существования. И не случайно открытие такого фундаментального

параметра бытия, как "информация" происходит только в ХХ веке.

Информация - это знания. Знания требуют людей, способных с ними

работать. Знания требуют совсем иного миропорядка. Они живут в

специализированных государственных институтах и в пределах фирм.

Единственная цель их - ускорить обмен информацией.

 

   Наша эпоха - время осевое со всеми соответствующими приметами.

Его характеризует бурная смена парадигм и систем ценностей. Эко-

номический тип управления уже не адекватен ситуации. Он рождался

из капиталистического производства, возникшего в 15 веке. За тот 

короткий исторический период, в котором проявила себя экономика

как специальная научная дисциплина по изучению законов функциони-

рования складывающихся взаимоотношений хозяйственных субъектов,

сам капитализм находился в поисковом режиме бурного развития и

непрерывно совершенствовал свой лик. Уже в глубочайшей истории    -

марксов капитализм, продлившийся всего 50 лет. Он родил проблему

потребителя и производителя. Проблему, при которой товар обраща-

ется, деньги обращаются, а производство производит в любой ситу-

ации. Но время, за которое производство может меняться (время Т),

время, за которое товар продается (t) и время денежного расчета

(т) выражаются несимметричной зависимостью Т>>t>>т. Эта зависи-

мость изначально отвергает устойчивость экономической системы по

своим телеологическим ( внутренним ) параметрам, и эта неустойчи-

вость выражается в экономической цикличности, войнах и кризисах.

Это противоречие находится и в чистом рынке,где нет монополий, нет

технических нововведений, ибо изобретение новой техники здесь дей-

ствует как вулкан, потому что кто-то снижает цену изделия. Подоб-

ная ситуация выражена идеей инженера Гарина в фантастическом рома-

не " Гиперболоид инженера Гарина" словами: "предоставим древесину

по демпинговым ценам и все биржи мира сразу завалятся".   

        -

   Неустойчивые системы пытаются разрешить противоречия. Это усло-

вие их существования. Возникает вопрос о том, что надо сделать

внутри структуры, чтобы достичь стабильности. Чтобы эту проблему

решить, необходимо видеть циклы и их рассчитывать. Надо вовремя

заметить угрозу перепроизводства и изменить стратегию. В связи с

этим система организации рынка начинает  меняться. Банки и фондо-

вые биржи становятся основными институтами рыночной экономики. Их

функционирование влечет появление и совершенствование других инс-

титутов рынка, таких как аудиторские фирмы, страховые компании, 

страховые , экспертные услуги и многое другое. Экономика начинает

управлять всем социальным пространством и формировать под свои ин-

тересы государственные институты. Необычайно возрастает роль ин-

формационных сетей. Возникает возможность  оценивать происходящие

процессы. С 18 века появляются фьючерсные контракты, где закупка

товара осуществляется еще до его производства. Экономика ищет путь  -

считать несчетное, немерное, способ операций с абстракциями. Изоб-

ретение бухгалтерского учета было величайшим открытием человечества.

Фьючерсные биржи - другое открытие этого рода. Они стали диктовать

цены и экономический порядок,  сводя мелкие устремления на бирже

в одну точку. Это обеспечило прозрачность системы, ее потенциаль-

ную расчетность.

 

   Цикличность производства диктовала условие: производство обя-

зано ориентироваться на инновации. Оно должно быть мобильным.

Быстро создаваться и быстро ликвидироваться. Оно должно быть бло-

ковым и  до того, как оно возникнет, его необходимо проектировать.

Предварительно определяется благоприятная в маркетинговом отноше-

нии ниша и под нее проектируется производство. Принцип такого под-

хода все в том же рассогласовании циклов: мы знаем, к примеру, что

через полгода подорожает определенный вид сырья и ищем возможность

выпуска более дешевого изделия того же назначения. Этот предприни-    -

мательский тип уже полностью опирается на технологическую револю-

цию и стратегический менеджмент. Этот  факт вызывает культурный

скачек в обществе, так как возрастают требования к человеку, вклю-

ченному в такую экономическую систему. Локомотивом данной экономи-

ки является предприниматель. Ему необходимы деньги и через бизнес-

план он входит в отношения с банком. Или происходит выпуск ценных

бумаг и мобилизация других ресурсов. Этот тип экономики, поддаю-

щийся корректировке в связи с возникшей экологической проблемой,

все же не способен полностью ликвидировать конфликт человечества

с биосферой, потому-что экологический подход к экономике ставит во

главе всего отношение к Жизни,а не к вещам. Он требует введения в

учет всей жизненной среды и реализации иной шкалы ценности. А это

означает, что миссия экономической системы в увеличении человечес-

кого счастья, здоровья,безопасности и общения, а не количества при-

бавочной стоимости и количества вещей. Раз так, то должно работать     -

уравнение оценки благосостояния как суммы уровня жизни, условий

жизни и жизненной среды. Любое изменение благосостояния складыва-

ется из изменения указанных компонент. Чисто психологически  в

бедных обществах люди ценят только материальные блага. Однако

жизненное пространство человека помимо его воли включено в при-

родное пространство как источник и материальных, и нематериаль-

ных благ. Только предпринимательская экономика оказывается недо-

статочной для решения подобных проблем и ей на смену приходит

экономика, которая сама начинает формировать в человеке насущную

потребность в сохранении среды обитания и человеческой жизнедея-

тельности. Это инфраструктурная экономика кооперации общих усилий,

взаимопомощи и взаимоподдержки. Она предполагает творческое учас-

тие людей по улучшению организационных структур фирм и обществ,

которые коллективно творят новое. Эта экономика не способна раз-

водить коллективизм с индивидуальностью, так как изначальна став-       -

ка на мыслящих людей, а мышление индивидуально. Коллективизм тоже

особый, внутренний, синергийный. Он в причастности к целому и при-

верженности фирме, обществу, человечеству. Коллективизм с мораль-

ным удовлетворением и культурой малых групп. Черты такой экономики 

просматриваются в развитых государствах. Это творческая экономика,

такое творчество к тому же тотально.  

 

   В экономическом режиме человечества работает всего несколько по-

колений людей. Если сопоставить с периодами и эпохами, такими как

охота на мамонта (где были свои сильные "ноу-хау", к примеру изо-

бретение культурообразующего понятия "душа"), эпоха мезолита, энео-

лита, то экономическая эра, поставившая человечество перед фактом

краха биосферы, ничтожно мала. Система все еще набивает шишки, ос-

ваивает новые правила и законы. В эпохи "домохохозяйств", предшест-

вующие появлению экономических систем, не решалась проблемы жизне-

обеспечения. Люди жили около 40 лет. Переход к экономическому об-        -

ществу стимулировал развитие  науки. Сам капитализм рос на учете и

контроле. Он чувствует потоки средств, научился предвидеть конфлик-

ты в мире материальных благ и вовремя их снимать. Религиозное миро-

возрение, устремленное в небесные высоты, в земных делах оказалось

малозначимым. Мир замкнулся на материальную сферу, где есть только

поле игроков и правил игры, а не богов и космических сил,как было

ранее. Но к концу ХХ века выясняется, что не весь "товар" учтен, не

все вошло в оборот и это неучтенное вообще-то имеет стоимостное

выражение, приносит доход или ущерб, но не прямым, а косвенным

путем. Это неучтенное очень странно. Нехватка его пагубна. Имя

ему - Природа. Она тоже описываема  терминами " товар", за нее

готовы  платить приличные суммы (возьмем стремление европейцев

жить за городом в маленьком домике), но "товар" этот  по природе

своей неотчуждаем. Он коллективный. Если ввести его стоимость в

бухучет - проблемы не будет. Можно найти новое равновесие Нэша            -

на кривых "спрос-предложение", если мы работаем с моделями "Сво-

боды" ( график оптимизации суммарной функциии полезности при внут-

ренней неравномерности полезности). Есть альтернативная экономи-

ческая парадигма  равенства полезности для всех - модель " Равен-

ство". О несводимости свободы и равенства писал еще и С.Франк (4),

исходя из философского аспекта. В модели "Равенства" оптимум 

достигается на небольшой площадке значений, но в рамках такой

модели устойчивость достичь сложнее.

 

    Как оценить экологически оправданные цены и как учитывать

 природный "товар"? Считается, что любая экономическая деятель-

 ность "убавляет природный товар" уже тем, что посягает на при-

 родное пространство. Больше экономики, меньше "экологии". В

 современных условиях это так. Но с другой стороны видно, что

 бизнес по глубиной сути не противоречит, а скорее помогает эко-

 логии. Экология как наука и экономика как система хозяйствования   -

 аппельруют к знаниям, к новоевропейской науке, принцип которой

 на постоянной переоценке своих оснований, критачности и поиске

 истины. Обе нуждаются в  достоверной информации, в надежных зна-

 ниях, в специалистах, в устойчивости и стабильности. У обеих общий

 корень "эко" - "дом". Корень - отголосок ценностей энеолита, цен-

 ностей "рода-племени"," на-рода", не отчуждаемых от "при-роды".

 Греческий "oikos" есть "очаг", "дом" и созвучен слову "Oikumena".

 Ему вторит алтайское слово "ок"- "дом", "род". " Номос" по гре-

 чески - "закон", "логос"- "теория","наука", "слово". У древних

 греков было слово " ойкономиа", которое упомянуть в послании к

 Ефесянам трижды (1:9-10,3:9-11) и смысл этого слова можно пере-

 вести как " устроение"," домостроительство". Писание, правда,

 аппелирует к Божьему, т.е. высшему космическому закону устроения

 человеческого хозяйствования и системы правил в нем. Для нас су-

 щественно в этом устойчивое, сообразное законам биосферы развитие   -

 человеческого общества, где человек, по определению В.И.Вернадс-

 кого есть функция биосферы. Есть ли в принципе разница между "до-

 мостроительством" и " наукой о доме"?  Экология рассматривает

 природу не как окружающую среду, а как дом ,где надо достичь ко-

 эволюции, подстроив себя под дом и создать дом для себя. Эконо-

 мика в биосферном пределе и есть экология. При условии демилита-

 ризации. Наука,развиваемая в армейских пенатах, также принимает

 нечеловеческие формы. Экология и милитаризм не совместимы. Кол-

 лективный "товар", не вполне управляется изнутри фирм и хозяйст-

 венных объектов, ибо пространство их деятельности  фрагментарно.

 А Природа все же часть Вселенной. Дальновидение достижимо только

 в институте, стоящем над всеми. Общество уже открыло многоуровне-

 вый принцип управления для учета всех  интересов. Все государства

 знают налоги и бюджет как источник средств для колективных нужд.

 Очевидно " коллективный товар" будет обслуживаться и этим ярусом     -

 экономики. Система ценностей общества экологически устойчивого

 развития основана на том, что нет ничего ценнее Жизни. Цена про-

 дукта определяется стоимостью вложенного труда и стоимостью зат-

 рат на возмещение Жизни, т.е. биосфере  и здоровью людей. Денеж-

 ная оценка неизбежного при изъятии природных ресурсов ущерба лег-

 ко выводится из базовой цифры условной стоимости человеческой жиз-

 ни. Например средняя оценка человеческой жизни по данным американ-

 ских страховых компаний оценивается в $100 000. Значит стоимость

 одного человеческого дня жизни есть $3. Всякое " недоживание " до

 среднестатистической величины по причине бедности или экологичес-

 кого неблагополучия можно оценивать по этой цифре (2). Если при-

 нять принцип права на существование любого биологического вида,

 исходя из стоимости человеческой популяции, можно рассчитать стои-

 мость любого вида с высокой точностью , зная число особей данного

 вида. Тогда стоимость жизни тигра или слона окажется много выше       -

 жизни человека. Эти цифры не стоит понимать буквально, но они

 важны при проектных работах. Они покажут естественную нерента-

 бельность проектов, предусматривающих уничтожение естественных

 экосистем. При введении принципа компенсации ущерба, деятельность

 человека будет сосредотачиваться  на освоенных территориях и на

 переработке собственных отходов, как более выгодном деле. Преи-

 мущество получат товары длительного пользования и ресурсосберега-

 ющие технологии.

 

     Человечество обязано понять, что природа имеет цену - челове-

 ческую,экономическую и политическую. Действия по разрушению природы

 вызывают психофизическое бедствие самого человека и деградацию че-

 ловеческой популяции. Настало время для типологизации жизненных

 сред, составления каталогов, разработки методик оценки природной

 недостаточности и стоимости воспроизводства природы: стоимость

 стабилизации и стоимость реставрации. Уже сейчас ясно,что в разви-     -

 тых странах потребитель готов платить больше за то,чтобы его жизнь

 была здоровее. Все это должно учитываться при составлении экономи-

 ческих проектов. Сами экономические проекты бывают трех типов:

 

    1. Проекты на коммерческом кредите, с быстрым временем окупае-

       мости.

    2. Бюджетные проекты , временная длина совпадает с парламенским

       сроком

    3. Долговременные народохозяйственные проекты.   

 

 Последние две формы в вопросах экологии пока решающие. Но инфра-

 структурная парадигма дает надежды и на подключение форм саморегу-

 ляции хозяйственной и природощедящей деятельности на базе оптими-

 зации потоков финансовых ресурсов. Инфраструктурная экономика

 основывается на принципе свободы, кооперации, симбиозе малых и

 больших  хозяйственных объектов, кибернетических основах и инно-

 вационном императиве, принципах служения благу и здоровью общества,     -

 на творческой, не отчужденной личности, для которой роль знания

 чрезвычайно велика. Такое мировозрение уже проявилось в некоторых

 преуспевающих фирмах Запада. Это вселяет оптимизм и надежду на

 решение запущенных экологических проблем самым действенным эконо-

 мическим путем. В пределе, в планетарном масштабе экономика и

 экология есть одно и то же, но для достижения этого и человек

 должен мыслить планетарными категориями. Уже сейчас видно, что

 холдинги и корпорации максимально  рентабельны. Они  оптимизиру-

 ют цепочку превращения природного ресурса в  символьную денежную

 единицу. Установка на  максимум дохода при минимуме издержек

 экологическая в своей сути. Здесь минимизируется  потеря ресур-

 сов и затрат. Но холдинги и корпорации  есть симбиоз разновели-

 ких партнеров и относительно самодостаточная целокупность. Инди-

 видуализм здесь только на уровне творчества, на уровне целостнос-

 ти -  коллективизм. Не случайно и отношение с партнером становит-        -

 ся опосредованным, " коллективно-именным". Инфраструктурная эко-

 номика требует людей с широтой взгляда и глубиной знания. Она

 изнутри рождает  новую экологическую культуру, основанную на ви-

 дении целостности мира. В таком сознании духовные и материальные

 стороны начинают тесно сплетаться.Это уже этика и эсхатология

 хозяйства. Экологические подходы, светлые идеи, не обремененные

 денежной ценой вопроса уже не могут считаться экологическими.

 Проблема хозяйства не может рассматриваться отдельно от проблем

 духовности. Более того, только их единство извлечет нас из тря-

 сины, в которую втянул неолит. Мир есть не объект войн, а объект

 жизни и ее основы - хозяйства. И мы должны смотреть на мир по

 хозяйски и взаимодействовать с ним и людьми в нем в творческо-

 трудовым отношении. Экономический регулятор поведения самый мощ-

 ный. Он заставит признать изначальную ценность Природы. И ново-

 европейская культура способна быть матрицей экологического общес-         -

 тва, накладываемой на конкретный, разный для разных народов социо

 -культурный базис.

 

    Творческий подход принудит к терпимости разнообразия. Разнооб-

 разие не возникает в авторитаризме, но авторитаризм не способен

 непрерывно генерировать инновации. Значит к многообразию мы при-

 говорены, ибо основа жизни, метаболизм, предусматривает инноваци-

 онную избыточность. Разнообразие невольно требует децентрализацию,

 потенциал кооперирования и самонастройки по оптимальной схеме. Ра-

 знообразие исключает гигантизм  и запрашивает небольшие по масшта-

 бам  технологии и экономики для общин. Но это и есть тот уровень,

 когда фирменная ответственность может быть поддержана в рамках

 общинной демократии.  Это тот уровень, когда потребуется экологич-

 ная технология. Подобные вопросы рассматривали Т.Рощак, Э.Шумахер,

 Б.Деваль, Дж. Сесьенс. Среди специалистов распространено мнение,

 что глобальное общество будет эффективным  супергосударством для   -

 экосферы. К вопросу биорегионализма склоняется еще большее число

 специалистов, ибо компьютеризация, глобализация коммуникаций  и

 все усиливающаяся тяга к Природе сделают города малопривлекатель-

 ными и обеспечат более гармоничное расселение людей по планете.

 Увеличивающаяся тяга к духовности вызовет глубокую рефлексию и

 чувство ответственности людей. Это поднимет людей на новый мета-

 физический уровень. Будем надеяться, что "экологическое осознание"

 через экономику и экокультуру реализует себя, а "homo economikus",

 расчетливый, жадный и обменчивый уйдет в историю как небольшое

 недоразумение  периода становления. А вот проблема " homo milita-

 ristikus", увы, проблема номер один. Экологический вызов природы

 не решить при таких мощнах непроизводительных затратах на оборону

 и войны.

 

              ЛИТЕРАТУРА:

                                                                    -

1.Данилов-Даниэлян В.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М., Лосев К.С.,

 Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия.-Москва,

 1994 г.-334 с.

 2. Концепция устойчивого развития России ( проект), // Социаль-

    но-экологический Союз.- 1995 г.- 16 с.

 3. Сен-Марк Ф., Социализация природы.- М:Прогресс.-1977г.-435с.

 4. Франк С., По ту сторону правого и левого.-Минск: Российский

    Открытый Университет.- 1992 г.- 32с.

                                                                       -----

 

 

 

                                                 М.Н.Ростовская

                   ФИЛОСОФИЯ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

    Город - сложнейшая форма человеческого общежития, которая неод-

нократно меняла свою концепцию на протяжении истории. Вместе с тем

город есть система открытая по отношению к другим структурам, кото-

рые являются самодостаточными. Город  также форма организации управ-

ления, развития и воспроизводства человеческой деятельности. И сред-

ство организации определенных уровней жизни. Муниципальная система

служб призвана решать, куда его ориентировать, как строить, что 

понимать под городским ресурсом и богатством. Система современного

города включает торговлю, транспорт, коммуникации. Это ма-

териальные компоненты городского хозяйства.

 

   Концепция города должна включать ориентацию на

             региональное производство ,

             отношение к территории ,

             социально-культурную сферу.

 

Философия городского правления крайне проста: либо город просто

существует , либо он настроен на эффективное существование, а зна-

чит имеет свои цели. Город - это форма организации жизнедеятель-

ности сложного, стратифицированного сообщества людей. Чтобы сло-

жить ресурсы в систему, необходима политика горизонтального функ-

ционирования городов близлежащих территорий. Они сформируют  ин-

вестиционную стратегию , дадут инфраструктуру интеллектуального,

трудового, транспортного потенциала, благоприятсвующую развитию

предпринимательства, определят правила игры в региональной поли-

тике.

 

    Социокультурный ресурс требует целевых проектов и программ,

оценки возможного и невозможного. Тип хозяйствования жестко дик-

тует условия образовательной системе и здравоохранению.

 

   Каким быть городскому управлению? Концепции, где город не вре-

менный и случайный населенный пункт, как правило закрепляются в

его уставе, оговаривающем принцип организации поселения и устрой-

ство служб городского управления. Город - сложное пересечение

многих управленческих решений и программ. Здесь задается управ-

ленческий стратегический фокус городского функционирования. На

город можно смотреть глазами транспортника, работника коммуналь-

ных служб, правопорядка. Здесь важно не забыть существующие по-

зиции, ибо что забудем, то пропадет и получится, как в недалеком

прошлом - вроде строили Пущино - город для ученых, а получили

город строителей. Упустили самое важное - потребность ученых в

научных контактах. Или терпящие экономическое фиаско  Уральские

города - заводы ? Они изначально не имели самостоятельной субь-

ективной формы существавания и работали как инструмент общей

системы. Только сейчас мы начинаем осознавать необходимость 

функциональной переориентации городов.

 

    Однако с персонификацией городов сегодня не все так просто.

Сразу встает вопрос согласования их индивидуальности с региона-

льной и Федеральной конституцией. Вполне возможно допустить, что

не муниципальное управление, а государственная политика займется

городами. Ибо вопрос принципиально важный - за счет чего  будет

жить город ? Это вопрос бюджета. К примеру есть государственная

программа, какой из городов следует признать наукоградом. Их у

нас 60. Но не все они находятся в равных условиях. Без государ-

ственного финансирования такие города, как Арзамас-16 могут от-

ветить аварией с последующей эколгической катастрофой. Или про-

филь деятельности, важный сразу для всей страны.Это города феде-

рального значения. Среди тех же наукоградов профиль иных опреде-

ляет центр инноваций и они вполне могут вписаться в региональную

и государственную систему как свободные, независимые, получающие

доход в казну от инновационных предприятий полностью или частич-

но. Другие могут собрать свой бюджет на базе научно-технических

разработок и построенных на этой основе производств. Здесь важно

подойти к городам как к субьектам, надо оценить, что они хотят и

что готовы делать. Это возможно только на основе развития форм

местного самоуправления.

 

     А что следует понимать под собственно городским ресурсом ?

Городским ресурсом становится экология, социально-психологичес-

кая сфера, здоровье населения, рекреация , их воспроизводство

и использование.

                                       Биробиджан,1994г.сентябрь

 

 

 

 ДВЕ ЛИНИИ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП

 

                      В РОССИИ.       

 

   Создание финансово-промышленных групп в России может стать  

лекарством от тяжелой болезни детского радикализма в экономи-

ке и найти свой путь оптимизации хозяйства.Однако это очень

тонкий инструмент и без мудрой государственной политики не

обойтись.Формирование каждой ФПГ индивидуально,длительно,но

они структурируют экономическое пространство.Недоучет глуби-

ны кризиса,включая деградацию чиновничьего и коммерческого

потенциала,отсутствие адекватных противовесов таит ряд опас-

ностей:есть интерес высшей бюрократии через ФПГ замкнуть

на себя ресурсы.Слепое насаждение ФПГ способно дать самые же-

сткие монополии - финансовые.

 

  Непонимание этого дает перекосы правового и управленческо-

го пространства:есть ФПГ "де-факто" (банковские холдинги) и

фПГ "де-юри" в промышленности,но законодательство готовилось

чиновниками промышленных ведомств.Страты все равно сойдутся,

необходимо избежать католико-протестантского варианта.Госу-

дарство обязано учесть баланс интересов,стать орбитром отно-

шений.В работе показаны пути преодоления кризиса.При транс-

формации экономики недопустимы шаблоны и копии чужих путей.

Совместными усилиями государства и коммерческих структур пре-

дстоит сформировать оптимальное для Российской экономики со-

четаних крупных,средних и малых производственно-хозяйственных

единиц,отработать механизмы государственного регулирования,

обеспечить благоприятные общеэкономические условия для успеш-

ного развития организационно-хозяйственных структур.

 

                           МГУ,13 июня 1995г.,тезисы доклада

 

 

 

                                        М.Н.Ростовская 

                                     

           ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УРАВНЕНИЕ КОЛЕБАНИЙ И 

           ТЕХНОГЕННЫЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

 

   В 1988 году произошло землетрясение в Спитаке.Импульсив-

ный,мощный толчек,моментальный обвал всех зданий." Убегая от

армянских погромов,мы погрузились в вертолет и поднялись в

воздух.Я посмотрела вниз,не поняла,что произошло.Дома,как

карточные,стали рассыпаться.В воздух поднимались столбы пы-

ли."(из интервью с азербайджанской беженкой,1990 год).

 

   Спитакское землетрясение.Число жертв 25 000.Сила землетря-

сения максимальная.1992 год.Четырехбалльное землетрясение в

Камышине Волгоградской области.Толчек ощитили все жители.

Аналогично-в уральской зоне нефтедобычи.Вероятность землет-

рясений в платформенных зонах не нулевая,но явление это чре-

звычайно редкое,из тех,что заносят в книгу Гиннеса...

 

   Июнь 1995 года.Сахалинский город с техногенным названием

Нефтегорск исчез с лица земли вместе с людьми.Удар без пре-

двестников в 9.8 баллов,величина заэкстремная для семибалль-

ной сейсмозоны.Цифрам приходится верить-на Сахалине,как ниг-

де,развита мониторинговая сеть сейсмобезоопасности и предуп-

реждения цунами. 

 

   Что происходит.Откуда участившиеся аномалии и катаклизмы?

Суть-в неумелом вмешательстве человека в природные объекты.

За "неумение" природа наказывает.Человек-мощнейший фактор

воздействия на природную среду.Он меняет ландшафты,создает

новые антропоприродные системы.Это исходит от исторических

времен по сей день.Возьмем суздальское средневековое "ополье"

и современное окультуривание пустыных земель в Израиле.Евро-

па пережила глубочайшие экологические кризисы в 10-14 веке

(следствие-войны,засухи,чума).Причина-сведение лесов.  

             

  Человечество в прошлом подвергалось разрушительным катак-           -

лизмам со стороны природы,от него не зависящим.Следы этого

в древних писаниях,в сказании о Ное и "всемирном потопе".С

позиции исторической геологии это 9.5-11 тыс.лет до н.э. В

четвертичных отложениях-повсеместны тектиты остатки болида.

Он вывел из равновесия климатическую систему.Зной на севере,

ливни в пустыне,паводки,наводнения из-за таяния ледников.Все

биоценозы оказались неадекватными ситуации,произошло резкое

сокращение популяций.Осталось "каждой твари по паре".Погибли

последние рептилии,мамонты,один из видов человека.Выжили еди-

ничные "homo sapiens"ы.Три тысячелетия "залечивали раны",пе-

решли к земледелию,чтобы меньше зависеть от природы.В 9 тыс.

зарождается цивилизация,"города".

 

   Огромные бедствия в бронзовом веке связаны со вторым "по-

топом".Это последствия активизации средиземноморской вулка-

ногенной зоны.Времена библейского Моисея,фараонов-реформато-

ров Эхнатонов и "Атлантиды".Атлантида-кальдерра о.Сантарино.

Крито-микенская культура.Островитяне не погибли,вулкан пре-

дупредил их.Жители эвакуировались на территорию Греции вмес-

те с золотом,атрибутом культа солнца Ра.Предполагают,что бе-

женцы дали импульс к развитию древнегреческой цивилизации.Ну

а Моисей успешно пророчествовал,предсказал "тьму Египетскую",

землетрясения (особо разрушительные в Содоме и Гоморре),цуна-

ми.1300 год до н.э.-первого "знакомства" с энергетикой недр.                                   -

  К концу ХХ века мир подошел к своему предельному энергоо-

бороту-10 Твт.Но это балансовый показатель.А где,в каких ка-

дастрах учитываются забалансные величины? Источники стихийно

высвобождающейся,поэтому необузданной энергии? Природные яв-

ления все с предвесниками.Последний день Помпеи был потому,        

что люди не последовали примеру крыс и не покинули "корабль".

 

  Ослабленных зон в литосфере много.Это и места локализации           -

месторождений,и отметки рельефа.Они отбиваются геофизически-

ми методами,наземными и со спутников.Зоны антропогенного,

приповерхностного вмешательства в "тело" литосферы откликаю-

тся другим "языком".Занимаясь коллекторами нефти и газа,рас-

положенными на континентальной береговой линии Дальнего Вос-

тока и на Сахалине,автор увлекся компьютерным моделированием,

накоплением банка данных и банка знаний по региону.Автомати-

ческая система обработки и интерпретации геофизических иссле-

дований скважин по своей структуре,превосходила уровень чис-

то производственных систем и позволяла решать сложные,эколо-

гические по своей сути проблемы.

 

   В системе АСОИГИС возможно создать чисто геофизическую мо-

дель описываемого объекта,с очень тонкой юстировкой к натуре.

Нас интересует "i"-тый объем недр,к которому приложено внеш-

нее воздействие,его поведение во времени.Модель полнее исхо-

дных данных,на которых она строится.Она позволяет работать с

параметрами,не измеряемыми в полевых условиях.Уже в 1988г.нам

удавалось обнаружить процессы переструктурации,оценивать их.В

целом процессы описываются фундаментальным уравнением колеба-

ний в системе координат Y,t :                        

               d Y/d t+2h*dY/dt+w Y=aX,где                               2

h,w,a,-обобщенные,обобщающие частные структурные парамет-

ры параметры системы,w-частотный показатель,a-коэффициент

усиления Х,Х-переменная,напрямую связанная с процессом неф-

тедобычи.В частном вырианте именно это уравнение описывает-

ся палетками.Структурные параметры необходимо тщательно изу-           

чить,отределить критерии и отслеживать в мониторинговом ре-

жиме,чтобы выйти на проблемы экобезопасности в зонах нефте-

добычи.В связи с землетрясением в Нефтегорске тревогу вызы-

вает г.Оха,где нефтедобыча ведется очень давно из тех же                  -

монгинских пластов.К сожалению мы оставили науку в связи с

падением ее рейтинга и провести работы уже не в состоянии.

Добавим,что нефтепроявления краевой континентальной части

Дальнего Востока географически тяготеют к речным долинам.По-

следние коррелируются с разломами разной глубины.Все коллек-

тора разнолики из-за геотектонического разнообразия зон неф-

тепроявления и земные напряжения в них будут сниматься по

их индивидуальным алгоритмам.Откачка нефти,замещение жидкой

фракции в поровом пространстве меняет конфигурацию палеток,

изменяются региональные параметры "надежности" системы.Глу-

бинные недра,испытывая постоянное напряжение по многим плос-

костям,аккумулируют энергию.С определяемой геофизикой часто-

той происходит разрядка в "Р"- и "S"-волновой форме.Волны,

подходя к поверхности Земли,"ищут" ослабленные зоны для раз-

рядки.Предполагается,что техногенные зоны вызывают на себя

прилив внутренней энергии.По сути дела и Спитакская трагедия

техногенна,связана с неравновесным забором-сбросом вод в Се-

ван,нарушением подзамной гидродинамики.Нефтедобыча в охинской

зоне специфична.Сахалинские коллектора по мощности на порядок

ниже,чем их платформенные аналоги.Норм забора не существует.

Возможно превышены  нагрузки на литосферу.

 

   Итак,мы имеем дело с четвертым типом "карающего меча"

природы.Здесь виновником бед становится сам человек.

Волгоградские геологи также склонны к этому выводу.Техно-

логии добычи нефти и связанным с этим социально-экологи-

ческим проблемам необходимо уделять самое пристальное вни-

мание,так как высвобождается энергия,адекватная Помпее.

 

 

 

                 

 

 

         НАУКА, РЕЛИГИЯ,ЭКОСОФИЯ.

 

   Наука слепа от рождения. Она вся построена на расчленении,

сравнении, сопоставлении. Сравнивая две сущности,она порожда-

ет число,выбрасывая саму сущность за скобки.Ее всегда инте-

ресует только вопрос "как",она не спрашивает "почему".Более

того,вопрос "почему" ее раздражает.Ее не интересует сущность,

ее интересуют лишь движущие силы и их следствие.Наука заня-

та запредельным расчленением,и в этом плане математика-об-

ласть предельно прозрачная.Она вся-творение человека,вся вы-

ведена духом полезности.Можно было бы предположить,что она

описывает реальность в идеальном мире,но появляется теория

множеств и выясняется,что непротиворечивость любой теории

в принципе доказать не возможно.И возникает вопрос:либо мы

имеем множество математик,либо существуют фундаментальные

принципы,где ясно определено,что же есть "математика".

 

   Так и в любой области науки-множество моделей.Это поли-

морфный архипелаг.Где-то модели пересекаются,где-то нет.Все

можели по своей сути есть метафоры,описывающие мир,а иссле-

дователь уподабливается человеку,принимающему весть на неиз-

вестном языке:он видит какие-то знаки,их определенную час-

тоту повторяемости,какие-то сгущения.Но сам смысл скрыт.И

наука начинает ставить вопросы,выдвигать гипотезы,искать

объясняющие модели.Силы,творящие мир,гармонично вкладыва-

ются в законы природы,открытые современной наукой и плод

этого видения реализуется в Логосе.

 

   Наука строит себя на минимуме веры,хотя в базисном ос-

новании ее мы обнаруживаем аксиоматику.В классической на-

уке,работающей в мире конечных и сопоставимых величин,все

просто,но потом,в неклассической науке,законы становятся

все страннее и страннее и вот уже не возможно подобрать

ни моделей,ни гипотез,и даже нет того,что можно описывать.

А причина в том,что законы Природы есть законы Жизни,а не

вещей.Законы же Жизни не детерминированы,они вероятностны

и не сводимы к статистическим усреднениям,они оставляют

степень свободы для существования скрытых причин,не улавли-

ваемых ни приборами,ни воспринимающим информацию человеком.

 

   Наука построена на оппозиции отношений "я-оно" к объекту

познания.Принято считать,что изучающая система сложнее то-

го,что она изучает.Но ведь Природа совсем не проще познаю-

щего субъекта.Поэтому-то в науке многое остается за кадром.

В ряде областей,особенно в гуманитарной сфере,наука уже не

может оставаться "объективной" и видно это на примере пси-

хологии:если собственно психология есть эмпирическая наука,

то психотерапия предполагает контакт с душой,"субъект-субъ-

ектное" отношение "я-ты".Но все же лицо науки в "субъект-

объектной",сциентической позиции.

 

   В религии совсем другие взаимоотношения."Религия" в пе-

реводе с латинского означает "связывать воедино".Религия

понимает истину как целое.Назначение религии быть источни-

ком духовного единения.Основу религиозного мышления состав-

ляют откровение и вера.Здесь предельно важны личностные от-

ношения "я-ты",здесь сознание изучает сознание,эти отноше-

ния переживаемы,они формируют поведение человека по отно-

шению либо к другому человеку,либо к Богу.Эти законы стро-

ятся по закону музыкальной гармонии и этим законом настраи-

ваются струны души.В "субъект-субъектном" религиозном отно-

шении человек реализуется во всей своей полноте,и,если нау-

ка ставит вопросы,религия дает ответы.Знаки информации

здесь воспринимаются как весть,которую необходимо передать

будущим потомкам.В разных культурах разное восприятие ин-

формации,налицо множественность и религиозных конфессий.

Цель религии-формировать человека ("я") к вечности,добивать-

ся благоговейного отношения к жизни,создавать духовное и

социальное пространство целостного человека.Восточные рели-

гии учат жить естественно,ибо человек-это часть окружающей

среды.Утверждается,что жизнь священна.Всякая и вся.В теисти-

ческих религиях центральным понятием является категория Бо-

га.Если собрать воедино все,что описывается словом "Бог",мы

получим прекраснейшую из категорий,выработанных человечест-

вом:"Бог есть душа Природы".Предназнечение религии славить

в человеке творческое подобие Богу,чтобы не происходило за-

мыкание человека на временном,проходящем,ибо,если случится

это замыкание,произойдет кризис культуры,духовности и циви-

лизации,а дисгармония способна разрушить любые системы.

 

   Та или иная религиозная доктрина имеет и сильные,и сла-

бые стороны.Так протестантизм,отдав Богу небо,предоставил

Землю князю мира сего.Человек в этой концепции стал орудием

Бога,природа-"не храм,а мастерская".Деловая этика, "homo

economikus" и наука "в испорченном мире"-таковы позиции

этой стратегии.Такое отношение способствовало быстрому рос-

ту уровня жизни,становлению технократического общества пот-

ребления и вполне естественно,что в этой цивилизации "Бог

умер".Классическая православная логика стоит прямо на про-

тивоположном фундаменте: в православии имеет место ответст-

венность за жизнь и человек здась сосуд Божий.Официально

православие утверждает,что "врата открыты для науки"

(о.С.Булгаков),на деле все сложнее.В православии цель жизни-

святость.А войти в это можно через подвиг.Православие-это

вариант сельского исторического опыта России.Но сегодня дру-

гая реальность.Сегодня житель России не просто горожанин,

он житель урбанистических агломератов с их стрессами перена-

селения.Православие же этой ситуации не замечает.

 

   В православном учении нам видится многое из того,что име-

ет экологическое значение.Православие не зовет в прошлое,оно

ратует за возврат к Богу и Его познанию.В нашем религиозном

наследии достаточно проработаны проблемы тела,души,духа,т.е.

человек рассматривается в его целостности и психо-соматичес-

ком единстве с позиции достижения "Божьей благодати".Дух-

это жажда Бога,чувство Бога.Именно чувства Бога добиваются

святые подвижники церкви,посвящая этому жизнь.Тело,душа,дух-

это аспекты,на которые опирался З.Фрейд в своей медицинской

практике (бессознательное,сознательное,надсознательное) или

физический,ментальный,духовный план.Фрейд лечил,он работал

с больной душой.

 

   В Ветхом и Новом Завете человек един,не разделен.Так же

не отделяется здоровье духовное от здоровья физического.В Пи-

саниях синтетический взгляд на человека,но к телу,однако,при-

меняется не субъективный,а вполне конкретный подход.Тело пе-

реживается как сидалище души,как нечто живое,наполненное жиз-

нью изнутри,и святость человека провозглашается не с точки

зрения гигиены,а как святость от грехов,для чего вводится

необходимый диалог общества с Богом в акте очищения души.

 

   Итак,налицо две взаимодополняющие проекции человеческого

знания."Субъект-объектная" проекция максимально выражена в

науке.Здесь все как в черном ящике-есть вход,есть выход и

закон между ними.Другая проекция,"субъект-субъектная",отра-

жает полноту жизни,а полнота Жизни есть категония Здоровья.

Синтез этих проекций невозможен,но обе вместе,системно,они

дают то,что мы пытались выразить в заголовке-экософию,объе-

диняющие природные и социальные явления на почве жизни.

 



[1] Социально-политические очерки о среднем классе.// Серия обо-

зрений к первому конгрессу Российских предпринимателей,

вып.6 .- М:"Общероссийское объединение " Круглый стол бизне-

са России".-декабрь 1994.- с.35

Сайт создан в системе uCoz