ГЛАВА 3. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА,МИРОВОЗРЕНИЕ

             И СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВА

 

   3.1  Новые экономические ориентиры человечества

 

   Экологическая проблема ставит серьезные вопросы аксиоло-

гии.Человек вынужден задуматься над целью своего существова-

ния и взаимоотношения с природой.Экологический подход к сис-

теме хозяйствования на Земле исходит из постулата о ценности 

Жизни и о пределах экономического роста.Фундаментом Жизни

является биосфера,под которой мы понимаем глобальную экосис-

тему.У биосферы есть критические нагрузки.Компромисс с ней

невозможен.Только донеолитические эпохи не вызывали экологи-

ческого кризиса.Это время дополивного земледелия.Если пони-

мать под словом "здоровье" степень полноты жизни,то психоло-

гически этот период воспринимался как "рай".Потом "эпоха Ка-

ина и Авеля"-убийство как основа отношений.Говорится о дере-

ве познания добра и зла.Это неолит,эпоха становления госуда-

рств,хозяйства,торговли.Она продолжается сегодня.Вся история

религий-ответная реакция на великую историческую трагедию.

Неолит породил экологические кризисы.Падение Египта-деграда-

ция природы.Войны вели к опустыниванию,пожарам.Александрия

оставила гигантскую свалку,сведены лесов времен Рима и в

средневековой Европе.Неолит-отсутствие устойчивости разви-

тия.И это при том,что человек овладел рассудком.Развитие бы-

ло стихийно,конфликтно.

  Все философские и религиозные системы этого периода-про-

дукт размышления над сущностью зла и поиск утраченной гармо-

нии.Успехи творческих сил человечества значительны,но успехи

"геростратов" еще шире.Природа терпелива,но она разразилась

мощнейшим экологическим кризисом ХХ века,спидом,мутантами,

психическими больными,стрессами,"чернобылями",перенаселением

и изменением климата.Превышение хозяйственной емкости привело

к превращению биоты в источник загрязнения и разрушения гено-

фонда человека.Потребление электроэнергии в мире выше допус-

тимого в 10 раз,в развитых странах в 50 раз,в России в 7раз*.

Биосфера не безгранична и имеет предельную хозяйственную ем-

кость,равную 1% первичной биологической продукции,или-в еди-

ницах потребляемой человечеством энергии в 1 ТВт.

   В явлении неолита была необходимость.Китай обуздал рывки

и конфликты,хотя его опыт нельзя слепо копировать.Китай добр

к Природе,но жесток к человеку.Его культурный стиль во мно-

гом привязан к географии.География же Передней Азии и Европы

с расходящимся веером рек стимулировали товарообмен,процесс

развития инициативы,личности,вычленением "я".Беда европейца,

что он не почувствовал,когда нарушил гармонию.Может тогда,

когда увидел в соседе конкурента,а не союзника,когда возник-

ла зависть,а не желание самосовершенства и он пошел на "уни-

чтожение" лучшего,на захват,но не сотрудничество.Неолит-вой-

ны.Культ воина.Всякая война-глубочайшее переживание.Война

породила смерть.Всякое переживание записано в память как на

магнитной ленте,транслируется поколениям и разъединяет наро-

ды.Появляются "они",обидчики,"нелюди".По отношению к ним все

дозволено.Они "не наши".Источник войн находит обитель в пси-

хике людей.Энеолит не знал убийства себе подобных и алчи к

незаработанным благам.Неолит породил "раненую память".Вся

-----------------------------------------------------------

*Проект концепции устойчивого развития России.-СоЭС.-1994.-с.5

беда в том,что она есть связка между настоящим и прошлым

и настоящее есть опыт во времени:настоящее в прошлом-это па-

мять,настоящее в будущем-надежда,страх,ожидание.Настоящее в

настоящем порождает активность.Воспоминание всегда взаимст-

вуется из рассказов.Роль рассказа быть звеном между памятью

и историей.И это все происходит в пространстве опыта.

   Что есть история? Дает ли она стрелу времени или циклич-

на? Стоит ли выделять большие периоды? Сколь правомочна ис-

ториософия,если бремя прошлого заполняет настоящее?Избыточ-

ная память делает невозможным проектировать новые ожидания.

Прошлое-это тоже не закон последней инстанции.Столь же вред-

но и забвение.Все это имеет смысл для строительства будуще-

го.М.Вебер и Р.Аарон-два мыслителя,выступающие за то,чтобы

лишить фатальности историю,ибо участники исторических собы-

тий не ведают,что произойдет после их.Будущее многозначно,

его можно направлять,но не исходя из исторических спекуля-

ций.Провиденционализм не очевиден,как не очевидна неизбеж-

ность ноосферы.

  Роль истории-лечить раненую память.В ней должна фигуриро-

вать идея истины.В этом должен быть больший акцент на том,

чтобы понимать процессы,а не объяснять их.

   Неустойчивость торговой цивилизации не из-за сущности то-

варообмена,а от дисгармонии психосферы,которая проявилась

исторически из-за любви к милитаризму.У неолита есть и поло-

жительные заслуги,в первую очередь в области организации об-

щественной жизни.Это позволило не бояться природных стихий

и стать независимым в культурном творчестве.Неолит подарил

два способа управления обществом:авторитарный,основанный на

власти,директиве,личной зависимости и экономический с эконо-

мическим принуждением,материальным стимулированием,мотиваци-

ей и инициативой.Авторитарный тип развивает интегративную

компоненту при доминирующей родо-племенной системе иерархии,

приводит к болезненному вырождению.Инновации здесь редкость,

так как нарушают достигнутое равновесие,в том числе с приро-

дой.Время замедляется,появляется традиция,закрепляется обы-

чаями,нормами,нравами.Религиозное мировоззрение,коллективное

в своей сути,не чуждо этому типу правления.Оно рождает явле-

ние конформизма.

   Экономическое общество динамично в поиске оптимума,в пос-    

тоянном взрыве традиций.Это вызывает недовольство консерва-

торов.Оно действует в пренебрежении общим ради индивидуаль-

ного,а иногда эгоистческого,в постоянном "перетягивании оде-

яла",живет в мире техники и скорости.Техника тянет время за

собой.Создана ситуация,когда информация в банках вертится 24

часа и моментально передается с одного конца планеты на дру-

гой.По всем часовым поясам планеты офшорные зоны для кругло-

суточного действия фондовых бирж мира.Появляются новые поня-

тия,такие как "инвестирование в само время".Сегодня западная

экономика производит вложения уже не в технику (железо),а в

технические программы,конкретных людей и время.Без компьюте-

ра тут не обойтись.Это рождает другую информационную культу-

ру.Что-то теряется безвозвратно,что-то изменяется.Морис Бла-

нхот в работе 1969 г.о Ницше,говорит о том,что время пе-

рескочило само себя и мы проходим временной барьер.Известен

шок от звукового барьера самолета.Но что значит двигаться

быстрее времени? Физически это сама скорость определяет вре-

мя,ритм,форму нашего существования.Не случайно открытие та-

кого фундаментального параметра бытия,как "информация" про-

исходит только в ХХ веке.Информация-это знания.Знания требу-

ют людей,способных с ними работать.Единственная цель их-ус-

корить обмен информацией. 

   Наша эпоха-время осевое со всеми приметами.Его характери-

зует бурная смена парадигм и систем ценностей.Экономический

тип управления уже неадекватен ситуации.Он рождался из капи-

талистического производства,возникшего в 15 веке.За тот ко-

роткий исторический период,в котором проявила себя экономика

как специальная научная дисциплина по изучению законов функ-

ционирования складывающихся взаимоотношений хозяйственных

субъектов,сам капитализм находился в поисковом режиме бурно-

го развития и непрерывно совершенствовал свой лик.Уже в глу-

бочайшей истории марксов капитализм,продлившийся всего 50

лет.Он родил проблему потребителя и производителя.Проблему,

при которой товар обращается,деньги обращаются,а производст-

во производит в любой ситуации.Но время,за которое производ-

ство может меняться (время Т),время,за которое товар прода-

ется (t) и время денежного расчета (т) выражаются несиммет-

ричной зависимостью Т>>t>>т.Эта зависимость изначально отве-

ргает устойчивость экономической системы по своим телеологи-

ческим параметрам.Эта неустойчивость выражается в экономиче-

ской цикличности,войнах,кризисах.Противоречие и в чистом ры-

нке без монополий из-за технических нововведений,ибо изобре-

тение действует как вулкан,сниженая цены изделий.Подобная си-

туация выражена идеей инженера Гарина в романе А.Толстого

"Гиперболоид инженера Гарина":"предоставим древесину по дем-

пинговым ценам и все биржи мира сразу завалятся".           

   Неустойчивые системы требуют введения оператора стабили-

зации.Надо видеть циклы,рассчитать,заметить угрозу перепро-

изводства и изменить стратегию.Банки и фондовые биржи стано-

вятся основными институтами рыночной экономики.Их функциони-

рование влечет совершенствование институтов рынка,таких как

аудиторские фирмы,страховые компании,экспертные услуги.Эко-

номика начинает управлять всем социальным пространством и

формировать государственные институты.Необычайно возрастает

роль информационных сетей.Фьючерсные контракты заключаются

уже до производства.Экономика делает невероятное-считает не-

счетное,немерное,оперирует абстракциями.Бухгалтерский учет-

величайшее открытие человечества.Фьючерсные биржи-открытие

этого же рода.Они диктуют цены и экономический порядок,сво-

дя мелкие устремления на бирже в одну точку.Это дает потен-

циальную расчетность системы. 

   Цикличность диктовала условие: производство обязано ори-

ентироваться на инновации.Оно должно быть мобильным.Быстро

создаваться и быстро ликвидироваться,быть блоковым.Его надо

проектировать.Это предпринимательский тип,полностью опираю-

щийся на технологическую революцию и стратегический менедж-

мент.Следует культурный скачек в обществе,так как возраста-

ют требования к человеку,включенному в такую экономическую

систему.Локомотивом экономики становится предприниматель.Ему

необходимы деньги и он входит в отношения с банком.Или про-

исходит выпуск ценных бумаг и мобилизация других ресурсов.

Эта экономика поддается экологической корректировке,но не

способна полностью ликвидировать конфликт с биосферой,пото-

му-что экологический подход к экономике ставит во главе

всего отношение к Жизни,а не к вещам.Он требует введения в

учет всей жизненной среды и реализации иной шкалы ценности,

а не количества прибавочной стоимости.Уравнение оценки бла-

госостояния выразится через сумму показателей уровня жизни,

условий жизни и жизненной среды .Любое изменение благо-

состояния складывается из изменения этих компонент.Чисто

психологически в бедных обществах люди ценят только матери-

альные блага.Однако жизненное пространство человека помимо

его воли включено в природное как источник и материальных,

и нематериальных благ.Предпринимательская экономика недоста-

точна для решения подобных проблем.Ей на смену идет экономи-

ка,которая сама начинает формировать в человеке насущную по-

требность в сохранении среды жизнедеятельности.Это инфраст-

руктурная экономика с кооперацией общих усилий.На макроуров-

не она программируется по основным параметрам системы и на-

ходится оптимум в классе переборных задач.Это строгое инжи-

неринговое решение,применимое для задач с полной информаци-

ей.Экономические задачи,несмотря на кажущуюся свободу дейс-

твий фирм,попадают в ряд этих задач уже потому,что все пра-

вила игры хозяйственных субьектов детерминированы строгими

юридическими нормами.Компьютеризация экономики есть путь

вывода ее из-под субьективизма экономических теорий и лоб-

бирующих групп.Экономические теории,все без исключения не

справились с задачей гармонизации общества,не вывели его на

устойчивое развитие,не разрешили многих внутренних противо-

речий.Более того,они аппелируют к весьма искуственным и

спорным макроуравнениям.Экономистам мира явно не хватает

знаний о естественной природе объектов,а именно о той час

ти,которую мы именуем телеологической.

   Инфраструктурная экономика компьютеризируема.Вместе с тем

она предполагает и творческое участие людей по улучшению ор-

ганизационных структур фирм и обществ,которые коллективно

творят новое.Эта экономика не разводит коллективизм с инди-

видуальностью,изначальна ставка на мыслящих людей.А мышление

индивидуально.Коллективизм тоже особый,внутренний,синергий-

ный.Он в причастности к целому и приверженности фирме,общес-

тву,человечеству.Коллективизм с моральным удовлетворением и

культурой малых групп.Черты такой экономики просматриваются

в развитых государствах.   

  Капитализм рос на учете и контроле,на управлении капита-

лом.Но к концу ХХ века выясняется,что не весь "товар" учтен,

и это неучтенное вообще-то имеет стоимостное выражение,при-

носит доход или ущерб,но не прямым,а косвенным путем.Нехват-

ка его пагубна.Имя ему-Природа.Она тоже описываема терминами

"товар",за нее готовы платить приличные суммы (возьмем стре-

мление европейцев жить за городом в маленьком домике).Но

"товар" этот коллективный.Если ввести его стоимость в бух-

учет-проблемы нет-можно найти новое равновесие Нэша на кри-

вых "спрос-предложение"(если работаем с моделями "Свободы":

оптимизация суммарной функции полезности при внутренней не-

равномерности полезности).Есть альтернативная экономическая

парадигма равенства полезности для всех:модель "Равенство".

О несводимости свободы и равенства писал еще С.Франк ,

исходя из философского аспекта.Израиль,правда,нашел эклек-

тический путь:там действуют и рыночные структуры,и киббуцы.

В модели "Равенства" оптимум достигается на небольшой площа-

дке значений,но в рамках такой модели устойчивость достичь

сложнее.

   Как оценить экологически оправданные цены и как учитывать

природный "товар"? Считается,что любая экономическая деяте-

льность "убавляет природный товар" уже тем,что посягает на

природное пространство.Больше экономики,меньше "экологии".В

современных условиях это так.Но с другой стороны видно,что

бизнес по глубинной сути не противоречит,а скорее помогает

экологии.Экология как наука и экономика как система хозяйс-

твования аппелируют к знаниям,к новоевропейской науке,прин-

цип которой в переоценке своих оснований.Обе нуждаются в до-

стоверной информации,в надежных знаниях,в специалистах,в ус-

тойчивости и стабильности.У обеих общий корень "эко"-"дом".

Корень-отголосок ценностей энеолита,ценностей "рода-племе-

ни","на-рода",не отчуждаемых от "при-роды".Греческий "oikos"

есть "очаг","дом" и созвучен слову "Oikumena".Ему вторит ал-

тайское слово "ок"-"дом","род"." Номос" по гречески-"закон",

"логос"-"теория","наука","слово".У древних греков было слово

"ойкономиа",которое упомянуть в послании к Ефесянам трижды

(1:9-10,3:9-11) и смысл слова-"устроение","домостроительс-

тво".Для нас существенно в этом устойчивое,сообразное зако-

нам биосферы развитие человеческого общества,где человек,по

определению В.И.Вернадского,есть функция биосферы.Экология

рассматривает природу не как окружающую среду,а как дом,где

необходима коэволюция,где надо подстроить себя под дом и со-

здать дом для себя.Экономика в биосферном пределе и есть

экология.При условии демилитаризации.

   Коллективный "товар" не вполне управляется изнутри фирм и

хозяйственных объектов,ибо пространство их деятельности фра-

гментарно.А Природа все же часть Вселенной.Дальновидение до-

стижимо только в институте,стоящем над всеми.Общество уже

открыло многоуровневый принцип управления для учета всех ин-

тересов.Все государства знают налоги и бюджет как источник

для колективных целей.Очевидно "коллективный товар" будет

обслуживаться и этим ярусом экономики.Система ценностей об-

щества экологически устойчивого развития основана на том,

что нет ничего ценнее Жизни.Но тогда цена продукта определи-

тся стоимостью вложенного труда и стоимостью затрат на воз-

мещение Жизни ( биосфере,здоровью людей).Денежная оценка не-

избежного при изъятии природных ресурсов ущерба легко выво-

дится из базовой цифры условной стоимости человеческой жиз-

ни.Например условная оценка человеческой жизни по данным аме-

риканских страховых компаний оценивается в $100 000.Значит

стоимость одного человеческого дня жизни есть $3.Всякое

"недоживание" до среднестатистической величины по причи-

не бедности или экологического неблагополучия можно оцени-

вать по этой цифре.Если принять принцип права на существова-

ние любого биологического вида,исходя из стоимости человече-

ской популяции,можно рассчитать стоимость любого вида с вы-

сокой точностью,зная число особей данного вида.И стоимость

жизни тигра или слона окажется много выше жизни человека.Эти

цифры не стоит понимать буквально,но они важны при проектных

работах.Они покажут естественную нерентабельность проектов,

предусматривающих уничтожение естественных экосистем.При

введении принципа компенсации ущерба,деятельность человека

будет сосредотачиваться на освоенных территориях и на пере-

работке собственных отходов как более выгодном деле.Преиму-

щество получат товары длительного пользования и ресурсосбе-

регающие технологии.

   Человечество обязано понять,что природа имеет цену-чело-

веческую,экономическую и политическую.Действия по разрушению

природы вызывают психофизическое бедствие людей и деградацию

человеческой популяции.Настало время для типологизации жиз-

ненных сред,составления каталогов,разработки методик оценки

природной недостаточности и стоимости воспроизводства приро-

ды:стоимости стабилизации и стоимости реставрации.Уже сейчас

ясно,что в развитых странах потребитель готов платить больше

за то,чтобы жизнь была здоровее.Все это должно учитываться

при составлении экономических проектов.Но здесь следует раз-

личать три вида проектов:

    1. Проекты на коммерческом кредите с быстрым временем

       окупаемости.

    2. Бюджетные проекты,временная длина котрых совпадает с

       парламентским сроком.

    3. Долговременные народохозяйственные проекты.   

Последние две формы пока решающие в вопросах экологии.Но ин-

фраструктурная парадигма дает надежды на подключение форм

саморегуляции хозяйственной и природощедящей деятельности на

базе оптимизации потоков финансовых ресурсов.Инфраструктур-

ная экономика основывается на принципе свободы,кооперации,

симбиозе малых и больших хозяйственных объектов,кибернети-

ческих основах и инновационном императиве,принципах служения

благу и здоровью общества,на неотчужденной личности,для ко-

торой роль знания чрезвычайно велика.В биосферном пределе

экономика и экология сходятся,но для достижения этого чело-

вечество должно мыслить планетарными категориями.Уже сейчас

видно,что холдинги и корпорации максимально рентабельны.Они

оптимизируют цепочку превращения природного ресурса в денеж-

ную единицу.Установка на максимум дохода при минимуме издер-

жек экологическая по сути.Но холдинги и корпорации есть сим-

биоз разновеликих партнеров и относительно самодостаточная

целокупность.Индивидуализм здесь только на уровне творчест-

ва,на уровне целостности-коллективизм.Не случайно и отноше-

ние с партнером становится опосредованным," коллективно-име-

нным".Инфраструктурная экономика требует людей с широтой

взгляда и глубиной знания.Она изнутри рождает новую экологи-

ческую культуру,основанную на видении целостности мира.В та-

ком сознании духовные и материальные стороны начинают тесно

сплетаться.А это уже этика и эсхатология хозяйства.Подходы

и идеи,не обремененные денежной ценой вопроса уже не могут

считаться экологическими.Но и проблема хозяйства не может

рассматриваться отдельно от проблем духовности.Более того,

только их единство извлечет нас из трясины,в которую втянул

неолит.Мир есть не объект войны,а объект жизни и ее основы-

хозяйства.И мы должны смотреть на него по хозяйски и взаимо-

действовать с ним и людьми в нем в творческо-трудовым отно-

шении.Экономический регулятор поведения самый мощный.Он зас-

тавит признать изначальную ценность Природы.И новоевропейс-

кая культура способна быть матрицей экологического общества,

накладываемой на конкретный,разный для разных народов социо

-культурный базис.

   Творческий подход принудит к терпимости разнообразия.Раз-

нообразие не возникает в авторитаризме,но авторитаризм не

способен непрерывно генерировать инновации.Значит к многооб-

разию мы приговорены.Разнообразие требует децентрализации,

оптимизационной самонастройки,исключает гигантизм и запраши-

вает небольшие по масштабам технологии и экономики.Но это и

есть тот уровень,когда фирменная ответственность может быть

поддержана в рамках общинной демократии.Это тот уровень,ког-

да потребуется экологичная технология.Подобные вопросы рас-

сматривали Т.Рощак,Э.Шумахер,Б.Деваль,Дж.Сесьенс.К вопросу

биорегионализма склоняется еще большее число специалистов,

ибо компьютеризация,глобализация коммуникаций и все

усиливающаяся тяга к Природе сделают города малопривлекате-

льными и обеспечат более гармоничное расселение людей по

планете.Увеличивающаяся тяга к духовности вызовет глубокую

рефлексию и чувство ответственности людей.Будем надеяться,

что "экологическое осознание" через экономику и экокультуру

реализует себя,а "homo economikus",расчетливый,жадный и об-

менчивый уйдет в историю как небольшое недоразумение периода

становления.А вот проблема "homo militaristikus",увы,проб-

лема номер один.Экологический вызов природы не решить при

непроизводительных затратах на войны.

 

   3.2 Духовная составляющая экологии

 

   Рассматрим классификацию наук,исходя из типа законов,ле-

жащих в их основе.Три науки составят первый ряд:физическая,

химическая,биосферно-геологическая.В их основе естественные

"творные"законы,неподвластные человеку.Другой ряд-науки по-

веденческие с "тварными" законами:юридические,экономические

и т.п.Третий-гуманитарные:психология,педагогика-здесь естес-

твенное переплетается с техниками,искуством,так как эти нау-

ки изучают человека-индивида,в котором биологическое безус-

ловное сталкивается с социальным условным и ищет своей гар-

монизации.Есть комплекс обслуживающих дисциплин:математика,

логика.Похожей по форме схемы придерживался В.И.Вернадский.

В основе его классификации лежит восходящая к более тяжело-

весным "атомам"("атом"егип.-"единичный,нераздельный") иера-

рхическия схема:от частиц к атомам,молекулам,организмам,их

скопищам.Но мир целостен,есть замыкание предельно малого на

предельно большое через генерацию потоков времени,энергии,

вещественной компоненты,субстанции.В схеме классификации

замыкание дают "сервиснае" дисциплины,типа математики,линг-

вистики,информатики,в природе же иерархические системы и те-

леология связаны причинно-следственным (пространственно-вре-

менным) функционированием.

   Научные методы-основа экологии.Она междисциплинарна.Это

не только наука о взаимодействии объекта с окружающей сре-

дой,но и наука поведенческая,тесно связанная со всеми наука-

ми о человеке и его мире.В биосфере ее интересуют взаимосвя-

зи на очень тонких молекулярных и атомарно-энергетических

уровнях,учитываются проблемы социальные,управленческие.Эко-

логи предпочитают системно-эволюционную парадигму.Поднимая

вопрос о мире как части природы,о роли человека,экология вы-

ходит на мировоззренческие аспекты.Если добавить,что экология

стремится быть и "цензором",и "последним словом разума и му-

дрости",чем тогда она от религии отличается? Последняя тоже

рассудочна,в "откровении" озарение,всем творческим личностям

известное.Понятие "бог" переводимо на светский язык.Адепты

экологических знаний готовы и храмы Природы,и праздники вве-

сти.Разделение мировоззрения (парадигмы) на "научную","фило-

софскую","религиозную" условно.Мировоззрение есть видение ми-

ра через атеистическую,пантеистическую и теологическую приз-

мы и система понимания телеологических законов мироздания.

Наука лидирует в области постижения каузальных законов.Зако-

ны статистические сводятся к частному случаю законов телео-

логических.Телеологические законы-законы феномена Жизни,они

непознаваемы.Греческое "телос" (тело)-некое образование.

В.И.Вернадский,описывая биосферу,ввел понятие "естественное

тело" как нечно,проявляющее себя в словах,понятиях,научных

терминах ."Естественное тело" есть реальность и всякий

логически ограниченный от окружающего объект,образованный в

результате естественных законов."Тело"-бесконечно глубокое

понятие,связанное с иерархией бытия.Его синонимы "вещь"

(слав."вещать","вещий"),"материя" ("первоначало").Телеологи-

ческие законы не ясны современной науке,здесь все на догад-

ках и гипотезах,все подвижно.Одно ясно-телеологические зако-

ны,оперирующие понятиями "масса","энергия","информация"

порождают пространство-время и явления Жизни.Они наполняют

творческой силой Природу.Человек-производный этих законов,

создан ими и способен улавливать их пульс.Религиозное,фило-

софское,научное видение равнозначные сферы духовного твор-

чества.Они заняты поиском истины,дополняют друг друга.В пра-

ктической сфере наука лидирует,но ей необходим цензор поня-

тий.Это дает философский профессионализм.Критичность,самопо-

дстройка науки,ее поисковый режим не полон без богажа фило-

софских изысканий.Наука берет не все.Ее сила в КОНСТРУКТИВ-

НОМ РАЦИОНАЛИЗМЕ.Она в идеале вне партий,вне государств.Фи-

лософия же и национальна,и индивидуальна,страдает "предчув-

ствиями".Она может быть пессимистической и оптимистической.

С наукой такого не случится.Наука рассудочна.Сфера "ирраци-

онального" явно в ней не выражена,хотя проникает на уровне

парадигм."Иррациональное",чувственное познание максимально

пронизывает религиозное сознание,являет веру.Вера присутст-

вует везде,но в науке и философии допускается игра с верой

по принципу "если..,то...".

  "Иррациональное"-внутренняя память,база интуиции и источ-

ник мудрости."Иррациональное" необъяснимо,глубоко природно

и "биосферно".Оно способно сдержать слепой рассудок.На этом

уровне срабатывает коллективный инстинкт жизни.Как бы ни бы-

ли причудливы религии,архетипы их несут информацию о глубо-

ком детстве человечества и демонстрируют опыт,накапленный

постепенно.Остов этот обрастает нормальными продуктами чело-

веческого мышления,созвучными современности и отвечающими

запросам человеческой популяции.Приоритет разума для религии

уже очевиден.Но это единственная сила,способная обуздать

слепой чистый рассудок,который не менее опасен,чем чистое

безумие.

   Палитра религиозных мировозрений обнажает общую ось их

вращения.Понятия,схваченные религиозным сознанием и препод-

несенные в сценарной,художественной,бьющей по чувствам и по-

ведению людей форме требуют нового осмысления.Наука способна

заняться этим.На смену цивилизациям религий и идеологий

идет цивилизация науки.Но есть проблема-наука институциона-

льна,зависит он финансирования и редко имеет своих харизма-

тиков.Она,чтобы развиваться,должна быть востребована цивили-

зацией.Но очень часто общество от науки ждет холодильников,

а не их идеи.Другая проблема-проблема забегания вперед.Циви-

лизация технически не может предоставить то,что требует нау-

ка для проверки своих выводов.В частности,чтобы увидеть атом-

10-8 см понадобилось 2000 лет со времен Древней Греции.Эле-

ментарные частицы (10-17 см) требуют синхрофазатронов.Возмо-

жно загадка времени-пространства лежит на уровне 10-30 см.

Но на это не хватит всей энергии,вырабатываемой в России.

Поэтому наука вынуждена постигать истины "спекулятивно","мы-

слью",как это делал Заратуштра.Сегодня религия и наука пре-

дельно близки именно в маргинальных зонах физической науки,

где ощущается неполнота информации,где господствуют не фак-

ты,но конструкции.И область телеологии к ним относится.Теле-

ологические законы не дают прямого производственного эффек-

та,это области фундаментальных  наук.Но сложилась кризисная

ситуация,что стимулировало поиск в этом направлении и идет

вытеснение механической парадигмы в понимании движения и си-

лы на энергетическую.Это меняет концепцию пространства-вре-

мени.Мечта романтиков от науки о "единой" формуле мира ста-

новится реальностью.Получена формула Вселенной,эволюции.Ожи-

дается всплеск научный теорий в связи с созданием банка зна-

ний.Постнеклассические,гипертекстовые,информационные техно-

логии,интеллектуальные системы призваны "оразумить" челове-

чество в понимании мира,в котором он живет.

   Но если в области работы с информацией можно ожидать про-

гресса,в области "образов",парадигм,стройных мировоззренчес-

ких картин сложнее.В таблице,автор которой А.П.Левич (меж-

дисциплинарный семинар по проблеме времени,25.04.94),приве-

ден пример того,как физика конструирует свою рабочую область

и что здесь берется на веру,постулируется,а что конструиру-

ется как теорема в самом фундаменте науки.При этом под мате-

рией понимаются частицы,фермионы,корпускулы и т.д.,под субс-

танцией нечто,отличное от известных форм,не регистрируемое

датчиками,не предъяляемое в операционном процессе,поток не-

видимого.Исторические примеры-введение в построения теплот-

рона,эфира,интеллехии и т.п.Это и пассионарность Л.Гумилева

----------------------------------------------------------

Концепция       материя  поле,   простр.  движе-  субста-

                         вакуум   время   ние     нция

-----------------------------------------------------------

1.Классическая   пост.    пост.   пост.    конст.    -

 теория(Ньютон)

2.ОТО (Энштейн)  пост.    конст.  пост.    конст.    -

3.Геометрическая

  конц.(Уиллер)  конст.   пост.   пост.    конст.    -

4.Теория прямого

межчастичного

взаимод.(Ю.Вла-

димирова)        пост.    конст.  пост.    конст.    -

5.Реляционная

концепция(Али-

стов)            пост.    пост.   конст.    пост.    -

6.Субстанцион-

ная (В.Шипова-

лов)             конст.   конст.   конст.   пост.    пост.

-------------------------------------------------------------

   Вот таков зыбкий фендамент наших знаний о мире,и тем не

менее ничто не мешает на этой основе возводить сооружение

цивилизации,получать материальную выгоду от науки как произ-

водительной силы.

  Не проще с картинами мира.В той же физике на сегодня их

четыре:классическая механическая,классическая термодинами-

ческая,термодинамическая неравновесная (теория открытых си-

стем),эклектическая квантовая электродинамическая.Есть еще

исторический срез проблемы.

  Наука возводится на жестком контроле и магии цифровых со-

отношений.Спекуляций (умопостроений) здесь предостаточно.И

возникает вопрос:если в фундаменте науки-парадигмы (суть

мифы),то как получается практический результат,от парадигмы

независимый? Вывод один:научное построение есть самонастра-

ивающийся на объект познания системный инструмент,лингво-

текст,считываемый человеком и применяемый на практике.

  Коль так,то культура,как бы она ни строилась,выполняет ту

же функцию самонастройки и роль кризисов в ней-сигнал к кор-

ректировке вечно изменчивого человеческого социума.В челове-

ке на изменчивость среды реагирует психика.Она адаптивна.В

культуре эту роль изначально играла религия.Где-то рядом бы-

ло искусство.Познее появилась мораль,возникли нормы,этало-

ны,право.В этом ракурсе стоит говорить уже об экологической

культуре,базирующейся в первую очередь на высокой степени

организации общества.Религия,как мы видели,возникала в пери-

оды хаоса и упорядочивала социум.Не случайно первыми психо-

логами и психотерапевтами были маги.Это первые специалисты

в области тонких материй,человеческих душ и статистических,

вероятностных законов.О поэтах и экстатистах мы не говорим

-все религиозное творчество в жанре искуства.Греки под "ре-

лигаре" понимали просто "связь", "закон", римляне в "ре-ли-

гио" видели "связь воедино",латиняне-"связь с Богом".Корень

-знак Солнца.

  Наука свободна от ритуала,хотя мечтает о своих храмах-на-

укоградах.Во времена греков и римлян научное и религиозное

мировоззрения не отделились от философии,шли бок о бок.Но по-

том термин "религия" стали толковать в христианском духе как

"благочестие,набожность,святыня".Тенденции,которые сегодня

наметились,могут привести к неосинкретизму.Это,безусловно,

факт конструктивный.Ученые,вторгшиеся в область телеологии,

неожиданно для себя делают удивительное открытие:многие сим-

волы религиозных верований имеют глубочайшую основу.Синерге-

тиков очаровывает восточная мудрость,они находят более 70

параллелей.Греческий Хронос,пожирающий своих детей,взят на

вооружение сегодняшними физиками как образец динамики глу-

бинных процессов.Любая междисциплинарная "тусовка" редко за-

канчивается без обвинения в "возврате к язычеству" или моно-

теизму.Это при том,что обсуждаются насущные проблемы миропо-

знания чисто научными методами и математическим аппаратом.

Поэтому роль религии в биосфере в определенные периоды сво-

дилась к роли путеводителя,роли опоры.Сегодня приоритеты ме-

няются,но человечество все еще находится в поисковом режиме.

Поскольку его мозг эволюционирует медленно и "сократы"-вер-

шина эволюции,а техника тянет за собой человечество,ставка

на компьютеры правомерна.Но духовная компонента культуры в

любой форме:теологической,пантеистической и агностической

должна уважаться и приниматься обществом.Если гибко посмот-

реть на категорию "Бог",то можно заметить и светскую тракто-

вку термина.Католический проповедник Луиджи Джуссани пишет,

что "Бог" есть трансцедентальное понятие ХХ века,сове-

ршенный идеал,неисчерпаемый смысл всего,что причастно к Жиз-

ни.Это то,чему все в конечном смысле обязаны своим существо-

ванием,то,к чему все стремятся и то,в чем все обретает свое

завершение.Это то,что придает жизни ее завершенность,целост-

ность,протяженность в пространстве и времени.

   Рельгиозные учения постнеолита несут печать стресса.Они-

ответ на неблагополучие мира,учения экстремальных ситуаций.

Они множественны,не сводимы друг к другу,претендуют на исти-

ны последней инстанции.Модернистские направления пытаются

ситуацию выправить.Однако говорить о том,что им удается соз-

дать основу жизнеутверждающей культуры,преждевременно.Экоку-

льтура-условие выживания.Конструировать ее,по видимому,надо

совместными усилиями и эллинам,и иудеям,и папуасам Новой

Гвинеи.Экокультура становится насущной потребностью челове-

чества,где добро и зло измеряется по отношению к Жизни.

 

  3.3  Естественные законы и проблемы познаваемости мира

 

   Неизменная научная истина-недостижимый идеал.В ней истин-

ное и вечное перемешано со схемами нашего разума.В науке

свои еретики и сектанты,а ее парадигмы-слепок общих мировоз-

ренческих систем.Коперник взывал к духу светил.Был сектант

Ньютон,разорвавший коперниковский  порочный круг.Мировозре-

ние не есть синонимум истины,а только подход к ней на основе

знаний,добытых разными путями.Но наука проверяет.Поиск чис-

ловых соотношений для нее основа.В этом своя правда-числа

отражают семантику мира.Но есть явления, к которым схемы ма-

тематики неприложимы.Истину логикой не познать.Ее познают

жизнью.Есть предел ясности.Наука тесно связана со всеми сто-

ронами духовной жизни,так как и идеи разлиты во всей духов-

ной среде и она их как локатор вылавливает.Не уступает и ре-

лигия.Она забирается на такие высоты и спускается в такие

глубины человеческой души,куда наука сунуться боится.Но в

области научно-технического прогресса наука раздвигает свои

границы и вторгается в те сферы,где раньше господствовали

только религия и философия.Сегодня человек уже осознает,что

мыслить надо не только в рамках личности,но и планетарно.Вот

почему наука переходит в свою постнеклассическую фазу,подни-

мая вопросы научной организации жизни в соответствии со смы-

слом существования рода человеческого.В.И.Вернадский считает,

что грядет новая эпоха,эпоха психозоя,ибо разум-высшая пси-

хическая функция человека.Действительно,выделяются разные

слои во времени и пространстве по телеологическим парамет-

рам.Само время бывает космическим (в пространстве высокой

энергетики),планетарным (в чистом косном веществе),геологи-

ческим убыстряющимся (вся геосфера разворачивается благодаря

биокосному взаимодействию,которое формирует лик Земли),биоло-

гическим(пространстве неэвклидовой геометрии и эволюции ви-

дов),социальным(нелинейным).Скорости энергообмена,информации,

виды вещества,размерность,тип геометрии и симметрии в этих

формациях различны.И научная мысль находится в гуще этого

знания,с которым неразрывно связана.

    Религиозное творчество ХХ века уходит в более реалисти-

ческие рамки,чем ранее,испытывая идейный перелом.Мировая ра-

циональность возрастает вслед за ростом организованности че-

ловеческих социальных систем.С рациональностью связана на-

дежда на сближение "тварного" и "творного" как реакцию на

экологический вызов Природы.Религиозное единство на практи-

ке-утопия.Силой его не создать.Наука занята "естественными

телами" и явлениями.Философия задач мира не решает.Она их

ищет.Три духовные составляющие культуры,завязанные на телео-

логические параметры космической реальности,самонедостаточ-

ны,но они обогащают друг друга на пути взаимодействия.

  Основные вопросы познания сводятся сегодня к проблемам

вектора истории,цели эволюции,физических принципов функцио-

нирования и самоорганизации сложных систем:человеческого

мозга,социальной среды,городов со сложной инфраструктурой.

Компьютерное моделирование многопараметрических нелинейных

уравнений становится стилем математики.За ним стоит идеоло-

гия нелинейного физического мира,окружающего человека,недос-

тупная классической математике.Общий круг задач выражается

уравнением (в плоскости),несущим экономический,биологичес-

кий,глобальный взгляд на мир:

 

"Изменение=нелинейная диффузия+объемный источник энергии",

 

где фигурируют и координаты пространства,и время,и энергия.

  Идея огня,горения,распространяемого на среду-идея древняя,

идея объемного источника известна как "мир огня".Человек

всегда владел огнем как силой,из него конструировал мир.

Диффузия-открытая система с поступлением энергии и стоком.

Эффекты синергетики видны на простых линейных уравнениях.

Сама математика метафорична.Наука видит явление.Задается

вопросом,почему такая картина,что за этим стоит.Это филосо-

фская задача.Решена идеей эволюции систем.

   Модельные задачи дают синергетику-идею о самоорганиза-

ции мира.Со всех областей поступают сведения о законах раз-

вития самоорганизующих кризисных явлениях.Это распространя-

ется на болезни,биоты,социальные потрясения.Среда диффузно

рассеивает неоднородность (организацию).Есть источник.Где-

то горит плазма,от нее исходят волны горения.Рождается слож-

ный мир нелинейных сред:микромир плазмы,физических образова-

ний,химических соединений,атмосферы и океана,биологических

сред,социальных структур,экономики,экологии.Для социальных

систем среда определяет величины устойчивых структур или

разрушительные силы.Это задачи нашего времени.Постановки

их по мощности сопоставимы со вторым началом термодинамики.

Куда идет история? Ответа нет,но есть подходы.Математические

модели фиксируют неопределенное будущее.Множественность бу-

дущего.Но все будущее вырастает из структур прошлого.Мир не-

линейный,в будущем ветвление.В этот момент надо подключать

сознание,чтобы процессом управлять.

   У систем слишком много параметров.Если описывать их все,

национальных ресурсов не хватит.Поэтому берут инвариант

группового решения,определяют пространственно-временной ко-

ридор устойчивости системы,рассматривается асимптотика,тен-

денция.Это позволяет сформировать "цели развития",аналог

второго начала термодинамики.Параболическое уравнение исто-

чника дает аттракторы,по ним ищется будущее состояние и по-

лучается спектр решений.Включается диссипативный процесс

(рынок,теплопроводность).Пространство возмущается,эволюцио-

нирует,структурируется.Нелинейная среда не растекается,а ло-

кализуется в структуры,их можно рассчитать.Но здесь же воз-

никает эффект времени:в центре источника процессы идут как

в прошлом,на периферии-структуры будущего.

   Новые понятия диктуют способ управления с учетом правил

и запретов нелинейных задач.Известны возникающие структуры-

асимптотика упрощает ситуацию.Любое поведение разложимо в

гармоники ряда Фурье.Но в открытых диссипативных нелинейных

системах открытая гармоника связана с привносом энергии изв-

не.Нелинейность влечет спектр связанных гармоник.За ними

-перелив энергии.Они формируют контур связей.Диссипация ве-

дет к тому,что все затухает.Это хаос,спущенный на микроуро-

вень.Его метущиеся конструкты определяют среду.Это аттракто-

ры,диктующие,что сохранить.Всего 3-4 гармоники.Математичес-

кое описание социальных систем несложное,но необходимо поле

правил-запретов.Здесь не действует принцип "Я прикажу,чтобы

лето не кончалось".Не поможет указная система.Здесь поле ес-

тественных нелинейных социальных законов.Они сметут приказ-

чиков.Не удержать то,что неадекватно тенденциям в плазме.У

среды свои цели.Устойчивые формы можно предсказать и возбуж-

дать то,что свойственно среде.Все навязанное развалится.Не

действуют законодательные акты,не обеспеченные соответству-

ющей сервисной структурой,средой.Поэтому так важно понимать

то социо-культурное пространство,к которому трансформации

прикладываются.Системы переходят из состояния в состояние,

но для этого должна разрабатываться технология,потому что

сразу все изменять означает все разрушить.Религиозные рефор-

маторы и харизматики такого никогда не делали.Трудно опи-

сать путь в истории,но развитые системы описываются просто.

Описывается и эволюция.У сложных систем не бесконечное чис-

ло целей.Много путей,но реализуются только 2-3.Это почти

идеи Платона.В нелинейных свойствах-спектр структур,которые

есть нереализованная цель их развития.Аттрактор тянет в бу-

дущее.Не причина приходит из прошлого,а будущее отбирает из

настоящего то,что выживет.Это теоремы,не идеология.Из теорем

следует выводить идеологию.Течение истории выносят на аттра-

ктор,на структуры.

  Системно-эволюционная концепция сегодня доминирует.Ее кон-

центрированное выражение дают экологические законы Б.Коммо-

нера,опубликованные в книге "Замыкающийся круг"(1974):

1. Все во всем         

  -закон внутреннего динамического равновесия

2. Все должно куда-то деваться 

  -закон развития системы в окружающей среде

3. Природа "знает" лучше       

  - закон предельной осторожности

4. Ничто не дается даром       

  -закон целостности        *

   Сейчас идет определение основных телеологических элементов

и сопряженных с ними понятий.Бывшие "материалисты" перешли к

рассмотрению систем как "материи","идеалисты" также сошлись

на системах и от былого противоборства вокруг "бытия и соз-

нания" следа не осталось.В системах-постоянные переходы эне-

ргии,вещества,информации,своя "семантика","клеточки" мироз-

дания и законы сохранения и развития.С материально-энергети-

ческими компонентами работают физики и выходят на очень

"странные" явления.Они видят Вселенную и флюктуации вакуума,

нелинейные процессы в горячей плазме с двумя временами-дли-

тельным и коротким.Это вызывает гармоники,асимметрию,прос-

тейшие фигуры Платона,вихри.Появляются структуры и самопод-

держивающиеся токи.Язык электронного взаимодействия детерми-

нирует все и задан как управляющий движением.Взаимодействие

информационно,это семантическая сущность материи.Системы

имеют цель-равновесие,но не помнят своей истории.

   Плоскость реального мира-проблемная область.С ней связан

информационный обмен.С развитием кибернетики выяснилось,что

информация-характеристика систем,включая живые и духовные.

В последних она циркулирует в виде знаний.Есть "датчик",

"рецептор или сенсор","память",востребующие структуры.

  Была открыта связь информации с энтропией как мерой сво-

-----------------------------------------------------------

* Экологический словарь.-М:"Конкорд Лтд,а/а Черногорнефть"

  .-1993г.-с.27.

боды,хаоса и вероятностью событий.Информацию стали опреде-

лять как меру объема таблиц знания,которое могло бы полнос-

тью описать поведение системы.Современные науки задумальсь,

что есть статистический образ мышления и какова природа его

закономерностей.Многое подчеркивало первичный характер веро-

ятности в основах теории Дарвина,генетике Менделя,квантовой

теории и втором начале термодинамики.Статистический образ

мышления оказался магистральным путем науки.Идеи нелинейнос-

ти,иррегулярности,случайности произвели революцию в самой

науке.Осмыслили этот феномен Больцман,Бор,Энштейн.Бертран

Рассел пережил шок по поводу большого количества математик,

возникших с появлением теории множеств.Гильберт писал,что

положение невыносимо-математика,эталон достоверности,проти-

воречива в фундаменте.Казалось рухнули все опоры науки.Но

эта ломка породила антиномии Рассела и

 

  1. Принцип неполноты Геделя

   - если система формально не противоречит, она не верна.

  2. Комплексный принцип неопределенности В.Гейзенберга

   -учитывая одно, всегда упускаем другое

  3. Принцип дополнительности Н.Бора

 

   В статистических законах имманентна случайность."Случай-

ность"-это что? Побочное? Событие может произойти,может не

произойти.Бинарность.Третьего не дано.Вся вероятность суть

независимость,свобода от внешних сил.Когда бывает независи-

мость?Тогда,когда силы,связанные с понятием энергия,уравно-

вешены.Статистические законы-законы свободы и устойчивого

состояния.Вот корень их тотальности.Природа уравновешивает

все.А в принципе дополнительности независимое соприкасается

с зависимым.

   А.М.Хазен считает,что эволюционируют сами формы синтеза

информации и в этом суть жизни.Здесь запоминается сама энт-

ропия.В физическом мире оптимум достигается по минимуму эне-

ргии.Он дополняется правилом минимума производства энтропии

И.Пригожина.Превращение энергии в информацию-особенность от-

крытых систем.Синтез информации в физических системах ведет

к возникновению нового объекта с новыми переменными.Вершиной

синтеза вещного физического мира будут кристаллы-полимеры.С

них начинается другой иерархический уровень.

   Живое вещество вроде "инопланетно".Уже В.И.Вернадский за-

метил его принципиальную несводимость к косному.И.М.Чернокян

(Пущино,РАН,доклад 6 октября 1994 года по проблемам гуманиза-

ци науки в ин-те Философии РАН) утверждает,что энергийно-ин-

формационное взаимодействие в живых и косных системах сильно

отлично.Если количественное соотношение между элементами мира

выразить формулой

                       К=F(М) ,

где К-математический оператор соотношения элементов мира,то

в косном веществе М не зависит от F.В живом,к примеру в ре-

цепторе,происходит самооценка состояния и передача его в

символьной форме.Не потому ли символ,знак так близок созна-

нию? Здесь функция зависима от параметров.   

   Живое отличается усиленной энергетикой.Процессы в биос-

фере активные,оборотные.Без термина "информация" его не объ-

яснить:за этим акт принятия решения.Как ни странно,свойства

в особенности полимеров углерода.Углерод уникален по прочно-

сти ковалентных связей с N, P, O, H и образует атом живого.

Через водород он связывается в полимер с себе подобными без

побочного продукта,образуя апериодический кристалл,сущест-

вующий только в неравновесной изменяющейся среде.Это запо-

минается,но не количественно,а качественно,как состояние.

Чтобы "схватить" качество,надо запомнить "случайность".Та-

кое возможно благодаря предварительному синтезу информации.

Этот синтез в геноме,далее-трансляция,размножение.Воспроиз-

водство выгоднее,чем постояно синтезировать.Это сложно,идет

ступенчатая нормировка,запоминание.Синтез и метаболизм тес-

но связаны.Избыточная энергия обмена скидывается в окружаю-

щую среду,постоянно изменяя ее.Возникает нужда в новом син-

теза и новой нормировке.Подвод энергии уменьшает энтропию,

жизнь ее увеличивает.Равновесие здесь эфимерно.Живое пуль-

сирует,оно циклично.Жизнь требует постоянного устойчивого

потока энтропии.Поток-признак открытых систем.Не это ли чу-

вственно уловлено в даосизме? Это принцип А.Ляпунова.Он обе-

спечивает симбиотические процессы при видообразовании.Цели 

процесса нет.Производство же самой энтропии подчинено прин-

ципу И.Пригожина и имеет цель в виде квазиравновесия.Здесь

не производится энергия,здесь она перераспределяется.

   У жизни два времени релаксации.Короткое связано с размно-

жением,процессы с участием ДНК идут секунды.И длинное-фраг-

мент ДНК,несущий информацию,был жив в мумии фараона.Фрагмен-

ты ДНК-останков оживают в биоценозах подводных вулканов под

действием серных бактерий и являют нам живые,"вспомненные"

кровеносные системы в телах поганофор (Riffia pachyptila),

уникальных "реинкарнированных" примитивных.Вот почему нет

одинаковых биосистем на подводных вулканах.В местах сбросов

нефти тоже обнаружены невиданные ранее формы существ,эволю-

ционирующих без отбора при симбиотической связи с бактерия-

ми.Есть "черви-самоубийцы"."Вспоминается" фрагмент гена,об-

щий с членистоногими (они в общей эволюционной ячейке).Червь

обволакивается хитином,деструктурируется,что есть признак

яица,развивается в неполноценное насекомое без внутреннос-

тей и все,на что он способен,это отложить яица и погибнуть.

   Среда и организм  постоянно меняют друг друга.По мере

эволюции идет суммирование информации в фазовых переходах,

растет иерархичность.Система "помнит" состояния. Но "про-

честь"-это осуществить синтез буквально."Прочесть" ген-это

повторить ключевые этапы филогенеза,что и происходит в ут-

робе матери.Жизнь есть максимальное производство энтропии

при минимуме самой энтропии,созданной перенормировкой под

воздействием окружающей среды.Эволюция жизни и разума тес-

но связана с синтезом информации о случайном выборе.Во всех

проявлениях жизнь поражает своей оптимальностью при случай-

ных априорных взаимосвязях.Она существует только потому,что

для определенного класса химических соединений энергообмен

идет быстрее,чем в неживой природе и может привести энтро-

пию в газоконденсат.Отсюда

 

  1. Жизнь возникает и эволюционирует самостийно

  2. Ее основа-синтез информации при взаимодействии жизни

     со средой.

  3. Фундаментальным законом является второе начало термо-

     динамики и направленные против роста энтропии силы

     структуризации мира.

  4. Трансцедентальное скорее всего есть наше сверхсознание

     с его элементами идеального,надсоциального.

  5. Трансцедентальное,вероятно,продукт интегративного син-

     теза информации всех уровней глубинной психологии и

     структур мышления.

 

   На этом можно было бы поставить точку,если бы не "НО" на

уровне Вселенной,связанное со вторым началом термодинамики:

насколько применимо ко Вселенной понятие "система".Этот воп-

рос выходит на проблему ее метрической конечности и бесконе-

чности и может иметь только аксиоматический характер и зави-

сит от той "спекуляции"(умопостроение при неполноте инфор-

мации),на которую мы опираемся,находясь в мире конечных ве-

личин.

                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Человечество на распутье.Перед ним задача выбора.Экологи-

ческие проблемы усилили антисциентисткие и антиэкономические

настроения обществе.В то же время существующие религиозные

системы в этой ситуации не выдержали динамику времени.Рели-

гия сформировалась в мире жестких исторических трагедий в

переломные эпохи и несет в себе как глубокие размышления о

человеке и мире,так и отпечатки стрессов.Религиозное сознание

продуцирует знаки и символы,которые могут стать культурой.В

этих системах много тонких,конструктивных мыслей и наблюде-

ний.Но религиозное сознание,чувственное,образное,поэтическое,

не выработало мировозрения с экологическим императивом,пото-

му что восходит к экофобному неолиту.Исключение-Китай.Право-

славие,ислам как религии скорее "сельские",однако,достаточно

экофильны.Новые религии по сути своей реформаторские,они

включают в себя современные научные веяния,переизлагая их

религиозным языком,они ведомы наукой и поводырями быть не

могут.Современное общество сильно дифференцировано из-за ха-

рактера трудовой деятельности и религии от этого переживают

кризис.Они и их идеологические социальные эквиваленты пыта-

ются осуществить невозможное окончательное равновесие на не-

котором достигнутом уровне,хотя в локальном спектре это мо-

жет оказаться полезным.

   Проведенная исследовательская работа по антропогенезу и

истории "примитивных" религий дает картину процесса.За пла-

стом "допотопного" стоит период гармонии с природой.Архети-

пы тех отношений лежат не глубоко,их можно вызвать на повер-

хность и применять в стратегиях эклогической устойчивости.

Нам придется признать многие "ценности" неолита и следующей

за ним нашей эпохи противоречащими принципам биосферы,ущерб-

ными и ведущими к конфронтации,разъединению.Путь развития

обществ,стремящихся доминировать над людьми и природой,тупи-

ковый.Социальные системы надлежит строить по законам жизни,а

не в угоду партиям и сиюминутным интересам.

   В истории экологии сложилось не совсем верное представле-

ние о гармонии взаимоотношений "человек-общество-природа" в

Греции,Египте,на Востоке.Ни одна цивилизация,кроме Китая,

гармонии не имела.Гармония возникала там,где было понятие

"дом","очаг","род"-в энеолите.Именно факт неотчуждаемости

культурного наследия энеолита (скорее из-за иероглифики) вы-

явил китайский феномен.

   Не менее интересны моменты взаимодействия культур.На Руси

сложилась благоприятная ситуация для сохранения экоархетипов.

Перун,принятый от кочевников бог неолита,не пустил глубоких

корней,Русь так и осталась на границе времен.Православие на-

следовало любовь к миру,хотя и принесло с собой следы визан-

тийской трагедии.

   Оправдал себя перенос некоторых приемов естественных наук

на исследования планетарных закономерностей в области куль-

тургенеза.Практически все значимые религиозные концепции

сформировались либо на стыке культур,либо в моменты перело-

мов.Подтвердила свою состоятельность эволюционная концепция

и формационный анализ.Выделились маркеры-символы эпох,такие

как "медведь","небесные олени","берегини и девы-птицы","уж-

змей","солнечные знаки",символы небо-земля,ночь-день и др.

Они глубоко интернациональны,читаемы и свидетельствуют о

единстве рода человеческого.

   История развития религиозного мировозрения демонстрирует

переход коллективного бессознательного в индивидуальное "я"

и сферу рассудка.Видимо не случайно представление  аборигов

Австралии о "времени снов".Сон (dream) по природе своей глу-

боко мифологичен.Миф появляется при крайней релятивизации

знания,когда в дело входит глубинная психология.Такое бывает,

когда не известно,где кончаешся ты и твой "текст" и начина-

ется реальность.Этот внутренний "текст" овеществляется зна-

ками,очень сходными с теми,которыми действуют сновидения.

   Для понимания феномена человека может оказаться полезной

теория речевых актов,генеративной грамматики и семантики (Дж.

Остина и Н.Хомского и др.).Возможно найдутся интересные па-

раллели.Культура их "ничего" не возникает.Культура тесно

связана с человеческой речью и поэтическим игровым восприя-

тием действительности.Она жестко привязана к биосфере,в то

же время находится в сфере социальных отношений и пытается

вырваться в сферу космическую.В связи с этим можно выделить:

  1.Сакральные народные пласты культуры,адаптированные к

    биосфере.

  2.Прогнозно-проектные пласты религиозного сознания,направ-

    ленные на выживание.   

В этом плане и экология как наука имеет схожие черты.Она по-

падает на грань естественных и гуманитарных дисциплин,осно-

ванных на рационально-прагматическом фундаменте и коэволюции

человека с природой.

 

Сайт создан в системе uCoz