РОСТОВСКАЯ МАРИНА НИКОЛАЕВНА
РЕЛИГИЯ И ЭКОЛОГИЯ
(мировоззренческий аспект)
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир ХХ века подошел к периоду зрелости.В та-
ком
возрасте забота о здоровье и будущем человечества актуа-
лизируются.Человечество,оглядываясь
на историю,обнаруживает,
что
жизнь его была крайне иррациональна,несмотря на постоян-
ное
стремление ввысь,на взлеты духовности.Идеи единства лю-
дей как
братьев,доставшиеся от ранних эпох примитивного со-
вместного
труда,идеи,имеющие исторические корни,став задачей
государств,вырождались
в уродливую форму.Города-государства,
империи,государства-веры
(идеологии),государства-партии из
структур,призванных
нести благо людям,на деле разделяли мир
на
изолированные сообщества "своих и чужих".Внутри удавалось
добиться
баланса интересов и даже реализовать выстраданную
многими
религиями идею относительного равенства и гуман-
ности,но
на внешней арене действовал принцип "своего интере-
са",точнее
эгоистическое "перетягивание одеяла".Уроки ис-
тории
цивилизаций никого не учили и общество подошло к тому
этапу,который
именуется экологическим кризисом.
Первым встал вопрос отходов.Но это была
вершина глубочай-
шего
явления,корни которого уходят в неолит с его доминирую-
щей
милитаристской установкой.Память донесла образ кочевника
Каина,убившего
брата-землепашца Авеля.За этим стоит культ
силы.Но
добро и зло относительны.Неолитическая динамика ло-
мала
традиции,приводила в контакт народы,заставляла искать
выходы
из кризисов и совершенствовала человеческое мышление.
Неолиту
люди обязаны прогрессом.
Добро и зло относительны.Но есть критерий,по
которому до-
бро
будет добром,зло-злом.Этим критерием является Жизнь.Ос-
новой
жизни человека служит биосфера.Именно она заставляет
искать
иные ориентиры.
Земля уже освоена.Биосфера превратилась в
антропосферу.Но
коэволюции
человека и природы не произошло.Этого можно было
бы
добиться совместными усилиями человечества при осознании
роли
экологии и выработке принципов глубинной экологии и
экокультуры.С
поведенческий компонентой сегодня связана эко-
номика,а
на самом глубинном уровне и с самых ранних эпох ра-
ботала
религия.Она не была слепой,опиралась на мировоззрение.
Мировоззрение
имеет мистический смысл,позволяет чувствовать
целостность
мира и знать границы своих действий.Поэтому ре-
лигия
представляет интерес для экологии.С развитием общества
духовной
мировоззренческой компонентой жизни оказалась не од-
на
религия,но также философия и наука.Они также причастны к
формированию
эко-теории.Возникают поля их взаимопересечений.
Таким образом,объектом исследовиния является
религиозное
мировоззрение
с позиций социальной экологии,а предметом-тен-
денции
его становления в пространственно-временном измере-
нии,закономерности,общие
и особенные черты,механизмы вытес-
нения
потерявших актуальность компонент,инновационный про-
цесс в
религиозном творчестве,явления,происходящие на стыке
разных
духовных сфер,культур и времен.
Проблема мира и человека в нем относится к
фундаменталь-
ным
вопросам бытия и является предметной областью философс-
кого и
религиозного постижения.Актуальность темы в том,что
человечество
так и не смогло выработать единого видения ми-
ра.Это
и не реально.Но возможно видеть,как наполняется "ка-
ркасный
остов" религиозных представлений важнейшими для су-
ществования
"земного","биосферного" человека вопросами миро-
здания,как
строится духовная ойкумена,выводящая на пласты
рассудочности
и мудрости одновременно.Религия предназнача-
ется
для коллективного сознания.Она отражает коллективные,
социальные
потребности.В этом плане знание ведущих мировоз-
ренческих
установок эпох означает определенное знание кол-
лективной
психологии,что само по себе важно в межэтнических
вопросах.У
каждого исторически сложившегося типа культур
есть
необычайно сильные и глубокие проработки по отдельным
аспектам
бытия.
В силу
ряда причин ре-
лигиозного,политического,идеологического
характера,предмет-
ности
научного действования,должного внимания трансляции
символьной
информации в истории не уделялось,социогенетиче-
ские
коды не прослеживались,не акцентировалось внимание на
планетарном
"расползании" культовой и знаковой символики.
Символьная
форма передачи информации в живом идет на биоло-
гическом
уровне,материализуется в явлениях сна,в мифических
персонажах,а
на стадии развитого рассудка в аллегориях,
метафорах
и т.п.Забвение истории символов в ретроспективе
порождает
кривотолки,достигающие интеллектуальных вершин,
создаются
книжные образцы искаженной
инфориации,происхо-
дит
фальсификация памяти,что не может оцениваться положите-
льно.На
уровне обыденного сознания поиск национальной и ре-
лигиозной
идентификации без глубокого понимания истории сим-
волов
ведет к социальной паталогии.Захватывая проблему рели-
гиозного
мировоззрения,мы выходим на один из важнейших вопро-
сов
антропогенеза о глубоком единстве человечества при его
многообразии.Важно,чтобы
этот факт,а не верхнее наслоение
особенного,привлекал
духовные силы людей.
История развития и трансформации
мировоззренческой компо-
ненты
показавает,что культургенез-процесс длительный.Привнос
иного
благоприятен,но ниша для "модернизированного" сообщес-
тва
подбирается естественным путем.Это обстоятельство убеж-
дает в
необходимости знания социо-культурного основания при
планировании
и реализации современных технологий.
С позиции социальной экологии изучаемая проблема
не рас-
сматривалась.Социальная
экология поднимает проблемы глобаль-
ного
порядка,проблемы среды жизни как единого планетарного
целого
во всем комплексе взаимодействия социального и приро-
дного,где
сознание человека выходит на первый план.Для соци-
альной
эколологии,науки постнеклассической с ее проектными
установками
важны следующие базовые понятия:"система","при-
рода-человек-общество","антропосфера","психосфера","антропо-
генный
круговорот","гармонизация","оптимализация","ценнос-
ти","экологизация".Религиозная
космогония-это прогнозно-
проектный
пласт сознания,через который в истирии осуществля-
лась
глобальная ориентация антропосферы,коэволюционно или
экофобно
биосфере.Науки о биосфере выходят на проблемы вза-
имодействия
Земли и Космоса.Это первым почувствовал А.Гум-
больт в
своем "Космосе" и предпринял бегство в предметность.
Социальная
экологии не имеет права уходить от проблем взаи-
модействия
систем "биосфера"-"антропосфера"-"космос"и акси-
ологических
вопросов системы ценностей человечества.
С чисто экологических позиций вопрос
религиозного мирово-
ззрения
обозначили И.Забелин и В.Круть[1],В.И.Вернадский.Этой
теме
посвещена единственная в России конференция "Экология
и
религия"(январь 1994 г.)*,статьи Патриарха Алексия,архие-
пископа
Тадеуша,профессоров Овсиенко, Керимова.
В конце 80-х годов в научной среде
высказывались пожела-
ния
просмотреть на предмет "экологичности" мировоззренческие
установки
восточных и древних цивилизаций с целью поиска
экофильного
образца для подражания,но по этому вопросу бо-
льше
спекуляций,чем серьезных работ.Более того,научное со-
знание
оказалось в плену исторической мифологемы и идет на
поводу
религиозного предубеждения к "допотопному",донеоли-
тическому
периоду человечества как чему-то мало значимому.
А этот
период в семь раз длиннее неолита,основан на "зем-
ной"
системе ценностей,адаптивен к биосфере.Доступный пре-
имущественно
археологам,период камня и глины восстановлен
в
мертвом черепковом варианте.Этнографы являют другую край-
ность,не
видят за ритуалами глобального процесса освоения
человеком
планеты и приобретения им свободы от слепых при-
родных
сил.Мифы и сказки оказались в ведении культурологов,
языковые
структуры волнуют лишь узких
специалистов и
из
поля зрения выпал ведущий пласт
человеческой культу-
ры.В
целом видения единого мощного генетического процесса
не
получилось.Более того,специалистам-этнографам даже нев-
домек,что
их объекты исследований,живущие в ХIХ-ХХ веке,
стратиграфически
приписаны к мезолиту,коррелируются с опре-
деленным
пластом мифов и символов,приговорены иметь совер-
шенно
конкретный психотип и структуру словаря.Все это име-
нуется
словом "формация",она определяет отношение человека
к
природе.Но сегодня происходит смещение пространственно-
временных
дискурсов,это порождает совсем новые явления,
требующие
переосмысления.А это невозможно без стройного
представления
о процессах,происходящих в культурах.
Работа относится к числу тех,которые
выходят на мировозз-
ренческие
проблемы,ибо без целостного представления о духов-
ном
процессе мы не можем принять решений по стратегии в ре-
формации
общественных отношений в направлении экофильности
и
устойчивости человеческой популяции.Изначально нами пос-
тулируется
тезис о равновеликости и равнозначности духов-
ной,интеллектуальной
и материальной компонент планетарного
человеческого
организма-социума.
Задача исследования состоит в том,чтобы
выявить основные
черты и
закономерности процессов духовного становления обще-
ства,сопоставить
с достижениями в предметном мире,выделить
ключевые
позиции и попытаться реконструировать путь эколо-
гического
кризиса.Уделяется внимание ноуменальному,рассудо-
чному и
разумному в человеческом сознании.Мышление,способ-
ность к
рефлексии понимается как высшая психологическая фу-
нкция,свойственная
только человеку.В эволюции биологических
видов
психологическая компонента присуща только тем сущест-
вам,которые
живут в МЕНЯЮЩЕЙСЯ среде.Именно среда,природная
ли,культурная
есть источник духовности и мировоззренческих
образцов.Целью
исследования и есть выделение этих умопостро-
ений.Поскольку
задача сводится к проблеме взаимоотношения
человечества
с биосферой,репером мировоззренческих конструкт
взяты
телеологические картины разных пространственно-вре-
менных
систем.На вооружение принята гипотеза о том,что про-
цессы,протекающие
в социальных системах,отличаются от про-
цессов
в биосфере и литосфере только наличием психической,
нелинейной
составляющей.Если это так,то применим системный
анализ
и следует ожидать эффектов,близких к наблюдаемым в
природных
системах,а именно:
1.Наличие пересечения двух или нескольких
времен однов-
ременно.Это означает применимость
принципов синергети-
ки к социальным процессам.Ожидалось
увидеть и эволюци-
онные процессы,и процессы организационные.Формации
как явление,завязанное на длинное
время,должны быть
базовые.Более короткие гармоники дадут
цикличность.
2.В естественных науках замечено,что в
зонах повышенной
подвижности возникает более сложный
класс явлений,эво-
люционно находящийся этажем выше.В этом аспекте предпо-
лагалось выделить очаги генерации
новаторских религиоз-
ных идей как на пространственной,так и
на временной
шкале.
3.Выдвигалась гипотеза о компенсаторной
роли психики в
адаптации к изменяющейся компоненте среды.Это значит,
что
географические,климатические,социальные неодноро-
дности конформно отобразятся на
религиозных построе-
ниях.Мозаика среды априорно влечет
мировоззренческое
разнообразие.
4.Человеческий разум сам по себе есть
сложная многоу-
ровневая интегративная
система,дифференцированная да-
же нейро-физиологически.Синкретичный в
человеческой
особи,он может выделять свои подсистемы
в культуре в
зависимости от того,какие слои
затрагиваются и для
какой цели:для сферы
музыки,искуства,поэзии появляет-
ся один язык,для
науки,юриспруденции-другой и т.д.
В этом плане интересно определить жанр,в
котором ра-
ботает религиозное сознание,а значит и
естественное
место религии в культуре.
Целью исследования было желание подтвердить
универсаль-
ность
заимствованного из естественных наук системного ана-
лиза и
его применимость в социальных системах.
В работе предпринята попытка
неосинкретизма.Методологии
междисциплинарных
исследований не существует.Однако необхо-
димость
сочетания глубоких специальных знаний с широтой ох-
вата
темы вынуждала применить прием,отработанный в управлен-
ческих
науках,а именно искуственно планировать проблемное
поле
темы,выходить на конкретных специальстов и диалоговом
режиме
осуществлять селекцию по ключевым позициям.Этот при-
ем
оправдан для решения интегративных задач с заведомой не-
полнотой
информации в рамках предметных наук или парадигм.
В этом
подходе сводится несводимое:узкопредметные,фрагмен-
тарные
знания.Использованы и внебиблиотечные материалы:лис-
товки,приватные
издания,беседы с живыми представителями как
религиозных,так
и научных течений и школ,музейные архивы,
архивы
частных собраний и общественных организаций,материа-
лы
семинаров,кружков,круглых столов.Несмотря на то,что ра-
бота
выполнена в исследовательском ключе,по духу она скорее
экспертная.Эта
позиция возникла как желание оппонировать
полунаучным
спекуляциям со стороны образованной части обще-
ства,освоившей
религиозные проблемы поверхностно,но обнару-
жившей
в них новые ориентиры,а также политико-религиозным
ретроградам
и маргиналам,играющим на деструкции общества.
Среди ключевых методов работы,кроме
системного,междис-
циплинарного,следует
отнести лингво-герменевтический.Линг-
вистический
метод синтетический в основе,эволюционный в ди-
намике наиболее адекватный исследуемому феномену
коллек-
тивного
мышления.Четвертый базовый прием основан на приме-
нении
психанализа и когнитологии.Работа с понятиями прове-
дена в
основном через лингвистический подход:в основу берет-
ся
корень слова и рассматривается гнездо значений,в том чис-
ле в их
пространственно-временной динамике и множестве.
Особую роль для реализации работы оказали
специалисты в
области
истории Передней Азии и иудаики А.Ковельман и
М.Гринберг,этнографы
М.Членов,М.Куповецкий,Э.С.Львова,археолог
-ориенталист
В.Шнирельман и археолог, специалист по охотской
культуре
А.Шубин,лингвист А.Милитарев,а также мате-
риалы
конференций по наследию политссыльного группы цареу-
бийц
Бронислава Пилсудского,ведущего исследователя айнской
культуры.Среди
опубликованных на русском языке трудов наи-
более
значимы для нас работы этнографов
Д.Фрезера,Леви
Бриля,археолога-слависта Б.Рыбакова,ориента-
листа
В.Бартольда,члена младолатышского движения Кришьяна
Барона,собравшего
уникальную коллекцию дайн,работы Св.Авгу-
стина,Ивана
Ильина и Семена Франка,Иосифа Флавия,Максима
Исповедника,католического
пастера Луиджи Джуссани,биофизика
А.Хазена.В
последней работе интерес пред-
ставляет
только та часть,которая дает научный обзор европе-
йских христианских общин, а не диссидентские медитации
самого
Шафаревича.Список ключевых трудов приведен в конце
работы.Недостатка
в информации нет,работа,в принципе,не за-
висит
от набора книга,предоставляющих первичные данные по
теме.Ощущается
лишь недостаток сциентистской интерпретации
материала
с позиции глобалистики хотя бы с целью защиты от
околонаучных
спекулянтов и историософов.Историософия-явление
не
безопасное.Она тесно увязана с понятием "провиденциона-
лизм"("предназначение").Это
как бы "онаученная" псевдонау-
ка.Она
есть почва стратегической цели,ради которой выстраи-
вается
цепочка действий,организаций,обществ.Историософично
и "советское"
понимание неизбежности "коммунизма" с вытекаю-
щей из
этого доктриной государства.Поэтому важно различить
понятие
"эволюция" как естественное порождение стрелы време-
ни и
"история" как понятие,связанное с процессом развития
цивилизационной
динамики.Если у эволюции есть цель-равнове-
сие,то
по вопросу цели в истории можно спорить.Синергетика,
по
крайней мере, отрицает однозначность будущего.
В работе реализуется принцип многофакторного
описания фе-
номена
с позиций хорологии-детерминации явления географиче-
ской
средой,классический формационный анализ,прием поиска
"ослабленных"
зон активации на стыке явлений,динамический,
генетический
принципы,психологические и лингвистические
приемы
и методы "понимающей" социологии.
Вычленение ядра знаний из потока научной
информации-яв-
ление
не новое.Так формируются все образовательные програм-
мы.Но в
области динамического религиоведения этого не сде-
лано.Работа
есть попытка такого рода.
Проблема осмысления гармонии микро-и
макро-космоса,на
переломе
которых стоит человек,известна уже шаманам.Однако
стоящий
за этим телеологический ракурс,ракурс эмирджентных
законов
сложных систем в религиозном опыте раскрыт впервые.
Сложилась традиция именовать время
появления христианст-
ва
осевым.Не отвергая этот факт,стоит отметить существова-
ние еще
двух осей подобного рода-одной на сломе энеолити-
ческих
установок и замене на неолитические,другой в нашу
эпоху,связанной
с необходимостью новых парадигм и экокуль-
туры.Несмотря
на то,что между осями интервалы в 2 тысячи
лет,нет
основания усматривать здесь цикличность,ибо нижеле-
жащих
пласты культурных горизонтов гомогенны.Автор критичен
к
абсолютизации фатальности циклов в истории и связывает их
не с
внешними,космическими,и поэтому от человека не завися-
щими
явлениями,а исключительно внетренней динамикой множе-
ства
взаимодействующих систем с разными ведущими гармонока-
ми
(временами,ответственными за устойчивость системы).Такой
взгляд
на процессы вселяет ноосферный оптимизм.В то же вре-
мя
наблюдается ускорение процессов культургенеза,что соот-
ветствует
эволюционисткой парадигме и связано с опережающим
развитием
инноваций в технике.
Новыми являются три методологические
схемы.Первая из них
связана
с формационным анализом и приведена в начале первой
главы.Синхронно
антропогенезу выделяется стадии развития
религиозного
мировоззрения,которые связаны с ключевыми духо-
вными
открытиями,не менее революционными,чем достижения те-
хнические,датирующие
археологию,а именно:
1.Палеолит-шаманская космогония-культуросозидающее
понятие
"душа".
2.Мезолит-миф.
3.Энеолит-магия цифр,календаря,эксперименты
с веществами,
огнем,энергиями.Глубочайшая система
абстрактных понятий
миропостижения в неписьменной форме.
4.Неолит,мир письменной культуры и бурного
роста языковых
систем.Утрата синкретизма.Доминирующие
религии базирую-
тся на принципах "освобождения"
и "спасения" от дисгар-
монии мира.
5.Смена парадигм,культурных
ценностей,связанных с экологи-
ческим вызовом природе.Переход к информационному
общес-
тву.
С позиции классификации мировоззренческих
оснований,зало-
женных
в культуре, предлагается упрощенная матрица:строки-
мировозренческий
тип(религия,философия,наука),столбцы-пози-
ция(теизм,пантеизм,агностицизм).В
рамках указанных 9 основа-
ний
возможны два варианта понимания:мистическое(ощущение ча-
стей
через целокупность системы)и рациональное(доказательст-
во
целокупности через логические действия с частями).Нечто
подобное
в науке:методы индукции и дедукции.С позиции "счи-
тывания"
информации-еще 3 установки:буквально,"по духу",по
закону
текста.На временной асимптоте мировоззрение может
строиться
на архаических предпосылках,традиционных,модернис-
тких и
постмодернистких.Предложенная схема позволяет выде-
лить
9х2х3х4=231
тип
ключевых мировозренческих парадигм.В работе проанализи-
рованы
наиболее яркие религиозные мыслительные построения и
дан
легкий намек на наличие столь же пестрой картины пара-
дигм в
мире науки.
С позиции телеологии,разграничения естественных
("твор-
ных")
не зависящих от человека и искуственных,конструируе-
мых,а
значит изменяемых ("тварных") семантических правил
систем
выстраивается классификация наук:естественные(физи-
ческие,химические,биологические,биосферные,ряд
социальных
и т.п.),поведенческие,обращенные
на рассудок (управленчес-
кие,юридические,экономические),гуманитарные,включающие
все
компоненты
психологии и применяющие техники воздействия,
науки
сервисные:логика,математика,гнездо прикладных наук.
Схожая
схема предлагалась и В.И.Вернадским.В этой классифи-
кации
экология выглядит скорее как всепронизывающая и влас-
тная
парадигма,а не самостоятельная наука.
Констатируется,что разделение мира на
"восток-запад" име-
ет под
собой только географическую основу,которая создала
"товарный"
регион от Греции до Индии.Поляризация мира видна
в
духовных ориентирах "европейца" и "китайца".Отражение
процесса-буквенно-слоговая
письменность и секуляризация в
первой
зоне и глубинная экофильность,синкретизм научной,фи-
лософской
и религиозных форм иероглифического Китая.Индийс-
кая
"атха"-второй вариант восточного,пассивного познания.
Сделано предположение,что корень
неустойчивости не в то-
варно-денежном
обращении,что преодолимо,а в изменении уста-
новок
энеолита на неолитические и избрание силы как формы
разрешения
проблем.Подчеркивается,что новоевропейская матри-
ца
культуры,родоначальница экономики и новой науки,основан-
ная на
конструктивном рационализме вполне способна вобрать
экологические
установки и привести к экологической реформа-
ции
общества.Эти установки органически впитывают в себя
"родовую
мудрость" энеолита и индивидуализированное мышле-
ние
неолита.
Подчеркивается,что многие религиозные
концепции неолита
стрессовые,незаслуженно
формируют негативный образ мира,будь
то
"земля во грехе" или гниющий Пуруша.Их путь-бегство в ир-
реальное.Не
отрицая потенциальной возможности религиозного
творческого
подхода к проблемам экологии,приходится отмечать
их
эмоциональность,поэтическое,почти художественное пережи-
вание
трагедийности мира.Религией,похоже,утрачена способ-
ность к
корректной выработке проектной установки по отноше-
нию к
будущему,одной из форм которой есть ноосфера.
Эволюция религиозного мировоззрения
увязывается с формиро-
ванием
структур сознания "оно-эго-суперэго" и раскрытием
этого
процесса в планетарном масштабе.Индикатором перехода
психосферы
человечества с глубинной психологии на более вы-
сокий
уровень становится персидское понятие "бог",открытие
"смерти",вычленение
предфилософии и философии,появление ли-
чностей
в качестве основателей религий.
Исследование опровергло высказывания тех
специалистов в
области
культуры и философии,которые считают,что мировоззрен-
ческие
религиозно-философские течения позднего эллинизма,ми-
стицизм,неоплатонизм
вытеснены христианством.Процесс вытес-
нения
не прост и угасания в сектах ислама,каббалистике,пан-
теизме,исихазме,имяславии
не обнаружено.
Работа выполнена в системно-эволюционном
подходе к религии,
экологии,истории
культуры.
.
Автор пытался сохранить объективный взгляд
на религию,не
умаляя
и не преувеличивая ее роль в жизни.Религия как компо-
нент
мировоззрения незаменимая,но не единственная составля-
ющая
духовного видения мира.Ее сила в интуиции и чувственно-
сти.Ее
слабость в принадлежности скорее миру искусств.Но ни
философия,ни
наука не работают в иррациональной области и
зачастую
теряют мудрость,ценностные основания в угоду сле-
пому
расчету.Слияние этих трех форм невозможно,но возможно
их
взаимоучастие в жизни социума.
[1] *Забелин И.,Круть В.История
взаимодействия природы и обще-
ства.-М:Наука,1988г.-414c.
*Экология
и религия (под ред.Трофимчука Н.А.,Шилова А.С.),
ч.1-2.-М:"Луч",1994
г.- 412с.