М.Н.Ростовская

    НАУКА И РЕЛИГИЯ - ОТ ЛОГИЧЕСКИЙ ЛОВУШЕК К

    НОВОМУ ИНТЕГРАТИВНОМУ ЗНАНИЮ - ЭКОСОФИИ.

   Экологическая проблема ставит серьезные вопросы аксиоло-

гии.Человек вынужден задуматься над целью своего существова-

ния и взаимоотношения с природой.Экологический подход к сис-

теме хозяйствования на Земле исходит из постулата о ценности 

Жизни и о пределах экономического роста.Фундаментом Жизни

является биосфера,а человек-ее составная часть и функция(1).

Человек,в отличие от животного,наделен Природой тремя веду-

щими компонентами Жизни-материальной,духовной,интеллектуаль-

ной.Все яснее становится,что эти компоненты должны находить-

ся в гармонии и что существует между ними неписанная равно-

значность.Нарушение этой гармонии лишает устойчивости не

только человеческое сообщество,но и нагрузки на биосферу.От-

сюда сама глубина экологической проблематики заставляет про-

вести ревизию человеческого познавательного аппарата,отвеча-

ющего за такой ключевой показатель,как "знание" и нам пред-

ставляется,что взаимообогащение религиозной и научной систем

может быть плодотворным и подвести к новому типу синкретиче-

ского знания-экософии.Именно целенаправленная,объективная

оценка типа знания,его глубины,назначения-ключ к решению

проблемы.Новые видения сразу не создаются.Иногда на это ухо-

дит жизнь поколений.Это большая работа.Поэтому обозначим

только контур проблемы и те положительные моменты,которые

могут способствовать формированию экософии.

 

     Способна ли наука вместить всю полноту знаний?

 

   Европейская наука слепа от рождения.Она вся выстроена на

расчленении,сравнении,сопоставлении.Логика в этом простран-

стве работает по типу "аналайзера"-компьютерного анализато-

ра.Сравнивая две сущности,она извлекает число,количественный

показатель,выбрасывая саму сущность за скобки.Ее интересует

вопрос "как",она не спрашивает "почему".Более того,вопрос

"почему" ее раздражает.Ее не интересует сущность,она прагма-

тична,а для прагматики необходимы лишь движущие силы и их

следствие,чтобы обернуть "на благо человека",т.е.на мате-

риальный прирост.Наука занята запредельным расчленением,и

в этом плане математика-область предельно прозрачная.Она

вся-творение человека,вся выведена духом полезности.Можно

было бы предположить,что она описывает реальность в идеаль-

ном мире,но появляется теория множеств и выясняется,что не-

противоречивость любой теории в принципе доказать не возмо-

жно.И возникает вопрос:либо мы имеем множество математик,

либо существуют фундаментальные принципы,где ясно определе-

но,что же есть "математика".

   Так и в любой области науки-множество моделей.Это поли-

морфный архипелаг.Где-то модели пересекаются,где-то нет.Все

модели по своей сути есть метафоры,описывающие мир,а иссле-

дователь уподабливается человеку,принимающему весть на неиз-

вестном языке:он видит какие-то знаки,их определенную час-

тоту повторяемости,какие-то сгущения.Но сам смысл скрыт.И

наука начинает ставить вопросы,выдвигать гипотезы,искать

объясняющие модели.Силы,творящие мир,гармонично вкладыва-

ются в законы природы,открытые современной наукой и плод

этого видения реализуется в Логосе.

   Наука строит себя на минимуме веры,хотя в базисном ос-

новании ее мы обнаруживаем аксиоматику.В классической на-

уке,работающей в мире конечных и сопоставимых величин,все

просто,но потом,в неклассической науке,законы становятся

все страннее и страннее и вот уже не возможно подобрать

ни моделей,ни гипотез,и даже нет того,что можно описывать.

Полстнеклассическая наука вообще вырывается из каузальных

объятий в особую область,"телеологию",зону внутренний за-

конов развивающихся открытых систем и вот тут-то она обна-

руживает,что не одна в данном пространстве,что здесь уже

давно работает религия и вторгается философия и законы,ко-

торые все пытаются постигнуть-законы Жизни,Природы,а не

вещей.Законы же Жизни не детерминированы,они вероятностны

и не сводимы к статистическим усреднениям,они оставляют

степень свободы для существования скрытых причин,не улавли-

ваемых ни приборами,ни воспринимающим информацию человеком.

   Однако наука пытается выдерживать,сколь это возможно,оп-

позицию "я-оно" к объекту познания.Принято считать,что изу-

чающая система сложнее того,что она изучает.Но ведь Природа

совсем не проще познающего субъекта.Поэтому-то в науке мно-

гое все еще остается за кадром.В ряде областей,особенно в

гуманитарной сфере,наука уже не может оставаться "объектив-

ной" и видно это на примере психологии:если собственно пси-

хология есть эмпирическая наука,то психотерапия предполага-

ет контакт с душой,"субъект-субъектное" отношение "я-ты".

Есть мнения,что медицину,психопрактики не стоит относить к

науке.Если так,то мы начинаем вносить путаницу в сам поня-

тийный аппарат.В принципе сейчас и наблюдается кризис поня-

тий,тенденции усложнения научного словаря с одной стороны и

попытки иных подходов к терминологическим языкам науки.Отсю-

да невероятно возрастает интерес к философии,но...философия

сама оказалась в кризисе.Но все же лицо доминирующая научная

отрешенность,"субъект-объектная",сциентическая позиция.

   У науки есть ряд специфических проблем,связанных с обще-

ственной организацией жизни социума:в науке не так много

подвижников,гараздо больше наемных научных работников,отсю-

да она институциональна,зависит он финансирования и редко

имеет своих харизматиков.Чтобы развиваться,она должна быть

востребована цивилизацией.Но часто общество от науки ждет

холодильников,а не их идеи.Другая проблема-проблема забега-

ния вперед.Цивилизация технически не может предоставить то,

что требует наука для проверки своих выводов.В частности,

чтобы увидеть атом-понадобилось 2000 лет со времен его отк-

рытия в Древней Греции.Элементарные частицы требуют синх-

рофазатронов.На какой иерархической глубине находится загад-

ка времени-пространства? Пока глубже уровня элементарных ча-

стиц мы заглянуть не в состоянии-не хватит всей энергии,вы-

рабатываемой в России и даже всех 10Твт.Поэтому наука вынуж-

дена постигать истины "спекулятивно","мыслью",как это делал

Заратуштра.Сегодня религия и наука предельно близки именно

в маргинальных зонах физической науки,где сводятся бесконеч-

ности разных порядков:бесконечно малое с бесконечно большим,

где неполнота информации,где господствуют не факты,но конс-

трукции.И область телеологии к ним относится.Телеологические

законы не дают прямого производственного эффекта,это область

фундаментальных законов.Но кризисы парадигм стимулируют по-

иск и из глубинной физики вытесняются механические парадигмы,

так как они не дают именно "понимания",а "пояснение" сегодня

мало кого устраивает.Все более и более "движение" и "сила"

понимаются как некоторые производные,а основа видится в по-

нятии "энергия".Это меняет концепцию пространства-времени.

Мечта романтиков от науки о "единой" формуле мира становит-

ся более реалистичны.Уже есть формула Вселенной,эволюции,жи-

зни.Ожидается всплеск научный теорий в связи с созданием ба-

нка знаний.Постнеклассические,гипертекстовые,информационные

технологии,интеллектуальные системы призваны "оразумить" че-

ловечество в понимании мира,в котором он живет. Но если в

области работы с информацией можно ожидать прогресса,в обла-

сти "образов",парадигм,стройных мировоззренческих картин

все много сложнее.Это то поле,где предстоит работать особе-

нно тщательно,где нет весов и эталонов,но где эффективность

для коэволюции человека и природы достигается самым рациона-

льным путем. 

  С "научным" видением мира не просто.В той же физике картин

мира сразу четыре:классическая механическая,классическая те-

рмодинамическая,термодинамическая неравновесная (теория отк-

рытых систем),эклектическая квантовая электродинамическая.

Есть еще исторический срез проблемы.Физика как самая "марги-

нальная" по отношению к телеологическим проблемам дисципли-

на,просто перешла на позицию конструктивизма.В своей рабо-

чей области она намечает ключевые понятия,их как правило не

много (материя-корпускула,поле-вакуум,пространство-время,

движение,субстанция),часть из них постулирует,берет на веру,

остальное конструируется как теоремы.И это в самом фундамен-

те науки.Обслуживающая такую физику математика также прини-

мает множественную неклассическую форму и в сущности выпол-

няет роль языковой системы.Все выводы сразу обретают вероят-

ностный характер.Это высказывания типа:"Если наши положения

верны,...то следует то-то,если нет...альтернативный вари-

ант".Такое состояние науки вполне естественно в ситуации

неполноты информации,а именно сейчас по многим своим направ-

лениям наука вышла на данное положение дел и учится работать

с этим классом задач.Она ищет опору в философии,какой-то

вектор,обосновывающий ее движение,путеводную нить,но находит

только кризис самой философии,казалось бы призванной рабо-

тать и с понятиями,и добиваться чистой и достоверной инфор-

мации,поступающей на вход научных систем.

  Наука-это дисциплина.То есть здесь свои правила-в первую

очередь жесткий самоконтроль над выводами.Склонность к клас-

сификации.Без классификации,без разнесения объектов в группы

науки в общем-то нет.Ну и "магия" цифровых соотношений там,

где это возможно.Наука проверяет.Поиск числовых соотношений

для нее основа.В этом своя правда-числа отражают семантику

мира.

 Спекуляции возникают при неполноте информации.Их много.

Практически на две трети наука спекулятивна.И возникает воп-

рос:если в фундаменте науки-парадигмы (суть разновидность ми-

фов),то как получается практический результат,от парадигмы

не зависимый? Вывод один:научное построение есть самонастра-

ивающийся на объект познания системный инструмент,лингво-

текст,считываемый человеком и применяемый на практике,а неи-

зменная научная истина-недостижимый идеал.

 

   Так ли "примитивны" религиозные системы с позиции зна-

   ний о мире и роли человека в нем?

 

   В религии совсем другие взаимоотношения.Греки под "рели-

гаре" понимали просто "связь", "закон", римляне в "ре-лигио"

видели "связь воедино",латиняне-"связь с Богом".Корень "ре"-

-знак солнечного культа,обряда. Китайское "цзяо" синкретично

и несет значение "религия","учение","природа","искуство",

"знание","стиль жизни","Жизнь".Значек "цзяо" означает все.

Родственные слова:"цзы"-"учение" и "цзе"-"праздник","такт",

"отряд времени","сезон года","душевная чистота".Христианс-

кое толкование термина "религия"-"благочестие,набожность,

святыня".

   Религия стремилась понимать истину как целое.Назначение

религии быть источником духовного единения.Основу религиоз-

ного мышления составляют откровение и вера.Здесь предельно

важны личностные отношения "я-ты",здесь сознание изучает со-

знание,эти отношения переживаемы,они формируют поведение че-

ловека по отношению либо к другому человеку,либо к Богу.Эти

законы строятся по закону музыкальной гармонии и этим зако-

ном настраиваются струны души.У религии много общего с иску-

ством и поэзией,это явления одного гнезда,но религиозное ми-

ровоззрение стремится объяснить мир.В "субъект-субъектном"

религиозном отношении человек реализуется во всей своей пол-

ноте,и,если наука ставит вопросы,религия дает ответы.Знаки

информации здесь воспринимаются как весть,которую необходимо

передать будущим потомкам.В разных культурах разное восприя-

тие информации,налицо множественность и религиозных конфес-

сий. Цель религии-формировать человека ("я") к вечности,до-

биваться благоговейного отношения к жизни,создавать духовное

и социальное пространство целостного человека.Восточные рели-

гии учат жить естественно,ибо человек-это часть окружающей

среды.Утверждается,что жизнь священна.Всякая и вся.В теисти-

ческих религиях центральным понятием является категория Бо-

га.Если собрать воедино все,что описывается словом "Бог",мы

получим прекраснейшую из категорий,выработанных человечест-

вом:"Бог есть душа Природы".Предназнечение религии славить

в человеке творческое подобие Богу,чтобы не происходило за-

мыкание человека на временном,проходящем,ибо,если случится

это замыкание,произойдет кризис культуры,духовности и циви-

лизации,а дисгармония способна разрушить любые системы.

   Та или иная религиозная доктрина имеет и сильные,и сла-

бые стороны.Так протестантизм,отдав Богу небо,предоставил

Землю князю мира сего.Человек в этой концепции стал орудием

Бога,природа-"не храм,а мастерская".Деловая этика, "homo

economikus" и наука "в испорченном мире"-таковы позиции

этой стратегии.Такое отношение способствовало быстрому рос-

ту уровня жизни,становлению технократического общества пот-

ребления и вполне естественно,что в этой цивилизации "Бог

умер".Классическая православная логика стоит прямо на про-

тивоположном фундаменте: в православии имеет место ответст-

венность за жизнь и человек здесь сосуд Божий.Официально

православие утверждает,что "врата открыты для науки"

(о.С.Булгаков),на деле все сложнее.В православии цель жизни-

святость.А войти в это можно через подвиг.Православие-это

вариант сельского исторического опыта России.Но сегодня дру-

гая реальность.Сегодня житель России не просто горожанин,

он житель урбанистических агломератов с их стрессами перена-

селения.Православие же этой ситуации не замечает.

   В традиционных учении нам видится многое из того,что име-

ет экологическое значение,потому что традиция закрепляла ко-

ллективное поведенческое начало.Православие не зовет в прош-

лое,оно ратует за возврат к Богу и Его познанию.В нашем рели-

гиозном наследии достаточно проработаны проблемы тела,души,

духа,т.е.,присутствует концепция целостного человека в психо-

соматическом единстве с позиции достижения "Божьей благода-

ти".Дух-это жажда Бога,чувство Бога.Именно чувства Бога до-

биваются святые подвижники церкви,посвящая этому жизнь.Тело,

душа,дух-это аспекты,на которые опирался З.Фрейд в своей ме-

дицинской практике (бессознательное,сознательное,надсознате-

льное).В ряде религиозных концепций это рассматривается как

физический,ментальный,духовный план.Фрейд лечил,он работал

с больной душой.

   В Ветхом и Новом Завете человек един,не разделен.Так же

не отделяется здоровье духовное от здоровья физического.В Пи-

саниях синтетический взгляд на человека,но к телу,однако,при-

меняется не субъективный,а вполне конкретный подход.Тело пе-

реживается как сидалище души,как нечто живое,наполненное жиз-

нью изнутри,и святость человека провозглашается не с точки

зрения гигиены,а как святость от грехов,для чего вводится не-

обходимый диалог общества с Богом в акте очищения души.

   Новые религиозные доктрины,реагируя на трагичнось ХХ ве-

ка,вводят в свои концепции аспекты,призванные элиминировать

негативные последствия развития цивилизации.Они видят сущ-

ность жизни во взаимопомощи и кооперировании,проявлении люб-

ви и называют это тайнами Святого Божьего Помысла.Это та

уникальная сила,которая связывает в единство разнообразное.

Во многих прогрессивных доктринах есть тезис о том,что При-

рода больше чем окружающая среда,что Ей принадлежит жизнь и

духовность,что в Ней Дух Господа и все же Бог еще выше.Все-

ленная отражает Его великолепие.В частности у бахаи налицо

попытка объяснить положение,сложившееся в науках и провозг-

ласить многомодельное понимание мира как наличие множества

книг Господа,рассыпанных в пространстве и речи,в мире и при-

роде.И эти книги надо уметь читать и видеть,что все в небе-

сах, все на Земле-прямое свидетельство откровения.Новые и

новейшие конструктивные религиозные течения не опережают,и

не отстают от науки с ее проблемами,а просто выдвигают даже

не альтернативные,а параллельные концепции и переплетение

науки с религией в этом плане очень сильное.Но тем,кто все

же не покидает лагерь науки,пожалуй интереснее духовный

опыт исторических религиозных форм,ибо наука любит искать

те позиции и точки зрения,которые либо подпитывают ее из-

нутри,либо способны перевернуть,то есть так или иначе идут

на прирост знаний и полноту информации.В таком "клирингова-

нии" наука черпает свою силу.Наука как форма мышления отли-

чается от религии.История развития религиозного мировозре-

ния демонстрирует этапы перехода коллективного бессознатель-

ного в индивидуальное "я" и сферу рассудка.Духовные системы

прошлого эволюционно обусловлены и сильно зависели от степе-

ни полноты информации в социальной системе.Миф появляется

при крайней релятивизации знания,в дело входила глубинная

психология.Сегодня эта ситуация наблюдается в физике высо-

ких энергий.Собственно в этой области,области неполной ин-

формации,господствует сразу несколько концепций,обслужива-

емых своими формами математик и временных логик.Такое быва-

ет,когда не известно,где кончаешся ты и твой "текст" и начи-

нается реальность.Этот внутренний "текст" овеществляется

знаками,очень сходными с теми,которыми действуют сновидения.

   Для понимания феномена человека может стать полезной те-

ория речевых актов,генеративной грамматики и семантики.Куль-

тура тесно связана с человеческой речью, с и поэтическим иг-

ровым восприятием действительности.Она жестко привязана к

биосфере,хотя находится в сфере социальных отношений. Рели-

гия же пытается вырваться в сферу космическую.В ней одновре-

менно присутствуют и сакральные народные пласты культуры,

адаптированные к биосфере,и прогнознопроектные,направленные

на выживание.Сегодня,когда мы "купаемся в информации",вопрос

чистоты информации актуальнейший,потому что жить мифами се-

годня-это нонсонс-перед социумом стоят задачи выживания.   

   Но вряд ли стоит отрицающий роль религии в формировании

культуры как явления всеохватывающего,планетарного,составля-

ющего сущность человеческой жизни.Культура вторая человече-

ская натура,творческий потенциал (дух) которой заключен в

разнообразных формах человеческой деятельности.Творческая

мысль материализуется и аккумулируется в культуре в виде ко-

ллективной памяти в системах ценностей и отношений,институ-

тов и образовательных систем,в письменных трактатах,трансли-

руя информацию будущим поколениям.Религия как мировозрение

родственна науке и философии-это духовный продукт.Более то-

го,эти три компоненты культуры обращены на осмысление телео-

логических (внутренних) законов мироздания,похоже ведущих в

понимании сущности жизни,а значит важных для решения эколо-

гических проблем. Мировоззрение же есть путь увязки малого с

большим,конечного с бесконечным,проходящего с вечным,а по

сути биосферы и человека с Космосом,Вселенной,духовным и ма-

териальным миром.Такому мирвоззрению тесно только в религиоз-

ной форме,и оно прорвало сковывающие границы,выкристаллизова-

лось философией,наукой-произошла секуляризация как процесс

естественного развития.Но теологическая и пантеистическая

установка во взгляде на мир обосновались и вне религии.

   Религиозное миросозерцание формировалось на базе глубин-

ной психологии,которую З.Фрейд называет термином "Оно"."Оно"

иррационально,но не безумно."Оно" есть человеческая форма

сознания,выработанная в процессе общения со средой обитания,

носитель мудрости,интегративная компонента этих отношений и

прародитель рассудка,"Эго". Сегодняшние религиозные доктри-

ны,философское и научное знания,выделившиеся в ходе секуля-

ризации из единого сознания указанных эпох,вырабатываются в

области "Оно-Эго" и аппелируют к разуму в одинаковой степе-

ни,но разными методами.Меняется их приоритетность,роль в би-

осфере.Каждая из этих культурных компонент занимает свою ни-

шу и играет незаменимую роль в жизни человечества,а в глуби-

не человеческого существа сходится в индивидуальный неосинк-

ретический синтез,именуемый синергетиками словом "морфогенез"

("озарение",интуиция).

   Можно предположить,что религиозное мировоззрение предназ-

начено генерировать"Супер-Эго",цензор иррационального.Видимо

здесь основное назначение религиозного творчества.Есть еще

компенсаторное,стабилизирующее действие религиозных систем.

Содержание латышских дайн-вечные,непроходящие человеческие

ценности.Дайны-спутники жизни мирного земледельца-общинника

времен язычества (вплоть до 13 века).

   Религия несет в себе аспект целесообразности,установку на

ясность,"смысл" и при всей ее специфике это часть разумного

начала.Если рассудок уподобить "мужскому",возносящемуся над

действительностью началу (эти своеобразная классификация

предметов,явлений по признакам и категориям),то религию сле-

дует обозначить "женской",интегративно-интуитивной,родопле-

менной составляющей,тянущей к консервативности,мудрости.Вся

история человечества-восхождение из иррационального,инстинк-

тивного в предсознание (интуицию) и область рассудочного,это

восхождение от анимистического к тотемному,предмонотеистиче-

скому,предфилософскому сознанию и выше.Это непрерывное нако-

пление и переработка информации,непрерывный ее синтез.Запись

через обряды,формы искуства(впрочем,религия в какой-то степе-

ни и есть род искусства),жертвоприношения и символы культуры

в дописьменный период,запись через храмы и буквы,через кни-

гопечатание и зрелые формы науки,образования и новые компью-

терные возможности телеологических истин,невидимых,но зри-

мых,производным которых есть сам человек,развивающийся с би-

осферой как ее функция.

   Мировоззрение-очень тонкий материал,формирующийся на базе

знаний,собранных в определенных пространственно-временных

условиях,настоящих и тех,что в памяти. Аттракторы (асимпто-

ты,постулирующие установки,архетипы) формируют сознание,соз-

нание порождает "образ"(чисто психологическую компоненту).

Образ генерирует поэтапную умственную деятельность (2).Здесь

поле логики,работающей как компьютер:эквивалентные исходные

данные дадут сходный результат.Появляется внутренняя речь.

Это сложное явление:всякая речь линейна,дискретна,а явления

мира многомерны,непрерывны с огромной степенью взаимопроник-

новения.Возникает необходимость "оператора-переходника" для

явления.Отсюда возникает категория и инструмент  "п о н я -

т и е" (от "нейм"-имя).Это технологическое нововведение дре-

внее,изобретение тотемного периода в области нематериальной,

духовной.В сущности каждое слово,каждый термин есть "поня-

тие".Стоит посмотреть в толковые словари,чтобы увидеть,что

"слово" предельно трудно передать словами же.В слове уже

психология мышления,история происхождения,след эпохи шлейф

сопутствующих понятий.Слово-это мир,читаемый по разному в за-

висимости от эпохи и парадигм,в которых пребывает чтец.Это

и при наличии контекста и текстового обрамления.Тору читали

евреи.Но раввины видели одно,а христиане-другое.На одном те-

ксте-не сводимые религии.Христиане приняли мессию,но католи-

чество и православие размежевались:возник цивилизационный

разлом,вызванный разными нормами культур.И это при том,что

обе Церкви выросли из патристики и претендуют на вселенс-

кость.Но сколь разнится картина мира у этих христианских це-

рквей!

   Образ,а также возникшее на его базе понятия формируются

средой,опытом,они передаются через воспитание.Вера,вообра-

жение,уверенность-явления этого же ряда.Их функция в мышле-

нии-быть ориентиром.В связке с "внутренним компьютером"-ло-

гикой реализуется потребность реакции на ситуацию.Образ не-

формализуем.Он интегративен.И только от него зависит адек-

ватность человека к ситуации.Природная окружающая среда эту

адекватность обеспечивала.Пространство окультуренное,вторич-

ное,человекотворное может из помощника стать врагом,превра-

тить людей в узников ими же созданной темницы при отсутст-

вии кибернетической цепочки соответствия культурного естест-

венному,так как за стенами сооружения возникает иллюзия че-

ловеческой свободы и неадекватность понимания своего места.

Таким образом разум,состоящий и из мышления,и из всей под-

основы,это мышление обеспечивающей,есть способ взаимодейст-

вия человека со средой.Образ здесь синтетическое отображе-

ние окружающего мироздания,сфокусированный космос,внутрен-

нее пространство.Не случайно человека волнуют проблемы поз-

нания.Он как бы вне себя и внутри себя одновременно. Вся

история философии-спор об этой дуальности.Образ дает слепок

мира,в котором человек живет и который проявляется на его

поведенческом уровне. Образ коррегирован окружающей средой,

адаптирован к пространству.Технические тенденции и новые от-

ношения в социумах способствовали индивидуализация образов.

Появились формы индивидуального творческого начала:наука,

философия,а в религии-ставка на личный опыт.Культуру все бо-

льше стали формировать личности с видением человеческой су-

дьбы.Индивидуализация-продукт истории.Но коллективный образ

не исчезает-культурная парадигма коллективна,собирательна.

И культура приобретает динамическое основание,потому что

природа избегает предельных форм и дарит взамен динамику

многофакторных систем.Для религиозного творчества это новое,

состояние-оно уже не может продуцировать системы целостного

взгляда на мир и начинаются процессы распада,дробления.Оно

уже не способно претендовать на роль организатора жизни лю-

дей и ведущего стратега,идеолога и становится лишь формой

социального общественного процесса.Однако динамика культуры

порождает новый генетический процесс,процесс формирования

информационной цивилизации,где технологии,знания и информа-

ционные системы выходят на ведущее управленческое место.Ре-

лигиозные системы,при всем их своеобразии,системы,аккумули-

рующие в себе знаниевый потенциал,отличный от научного,но

по сути адаптационный,связанный со стратегией выживания че-

ловечества.Эти знания необходимо не отвергать,а разворачи-

вать на благо социальных систем и за этим видится новая фор-

ма человеческой духовности с мудростью религии и фундамента-

льностью науки,ставящая во главу всего понятие Жизнь-экосо-

фия.Религия всегда оказывала глубинное влияние на поведенче-

скую компоненту людей.В эпохи своего расцвета она упорядочи-

вала социум.Две ее компоненты:проектная,направленная на Выс-

шее,вечное и "вязкая",тесно связанная с чувствованием того

базисного человеческого основания,на которое ориентирована,

формировали культуру,аппелируя прежде всего к здоровью чело-

веческого социума и в первую очередь к его психическому бла-

гополучию.Этим самым религия всегда была больше,чем просто

система догм,правил и норм морали,она несла на себе функцию

психотерапии и применяла этот инструмент адресно.

 

    Естественные законы и проблемы познаваемости мира.

 

Есть явления,к которым схемы и математика неприложимы.Исти-

ну логикой не познать.Ее познают жизнью.Есть предел ясности.

В области научно-технического прогресса наука раздвигает

свои границы и вторгается в те сферы,где раньше господство-

вали только религия и философия.

  Основные вопросы познания сводятся сегодня к проблемам

вектора истории,цели эволюции,физических принципов функцио-

нирования и самоорганизации сложных систем:человеческого мо-

зга,социальной среды,городов со сложной инфраструктурой.

Компьютерное моделирование многопараметрических нелинейных

уравнений становится стилем математики.За ним стоит идеоло-

гия нелинейного физического мира,окружающего человека,недос-

тупная классической математике.Общий круг задач выражается

нелинейным уравнением,несущим экономический,биологический,

глобальный взгляд на мир:

    Изменение=диффузия+объемный источник энергии,

Идея огня,горения,распространяемого на среду-идея древняя.

Она развивалась в религиозных представлениях почти до той

глубины,к которой мы подошли только сегодня.Идея объемного

источника энергии известна в индийских писаниях как "мир

огня".Человек всегда видел в огне силу и из этого конструи-

ровал мир.Модель мироздания получалась такой,что В.И.Верна-

дский,прекрасно видевший биосферные связи,вынужден был кон-

статировать,что индийская религиозная философия более всего

соответствует концепции живого вещества!

   Диффузия- поступление энергии и сток.Эффекты синергетики

видны даже на простых уравнениях.Сама математика метафорична.

Наука видит явление.Но как только она ставит вопрос "почему

такая картина",она из научной области сразу попадает в об-

ласть философских задач.И эти задачи решаются только посред-

ством идеи эволюции систем.

   Модельные задачи дают синергетику-идею о самоорганизации

мира.Со всех областей поступают сведения о законах развития

самоорганизующих кризисных явлениях.Это распространяется на

болезни,биоты,социальные потрясения.Среда диффузно рассеива-

ет неоднородность (организацию).Есть источник.Где-то горит

плазма,от нее исходят волны горения.Рождается сложный мир не-

линейных сред:микромир плазмы,физических образований,химиче-

ских соединений,атмосферы и океана,биологических сред,социа-

льных структур,экономики,экологии.Для социальных систем сре-

да определяет величины устойчивых структур-акторов(союзов,па-

ртий,фирм,хозяйственных субъектов) или разрушительные силы.

Принцип образования "союзов"-"максимум свободы",где свобода

есть выбор альтернатив."Союз" более свободен в среде,чем ато-

марные субъекты.Современные задачи по мощности постановки со-

поставимы со вторым началом термодинамики.Куда идет история?

Ответа нет,есть подходы.Математические модели фиксируют мно-

жественность будущего.Но все будущее вырастает из структур

прошлого в нелинейном мире.Здесь подключается сознание,цель-

управлять процессом.

   У систем слишком много параметров.Если описывать их все,

национальных ресурсов не хватит.Поэтому берется групповое

решение,определяют пространственно-временной коридор устой-

чивости системы,рассматривается асимптотика,тенденция.Это

позволяет сформировать "цели развития",аналог второго начала

термодинамики.Параболическое уравнение источника дает аттра-

кторы,по ним ищется будущее состояние и получается спектр

решений.Включается диссипативный процесс (рынок,теплопровод-

ность).Пространство возмущается,эволюционирует,структуриру-

ется.Нелинейная среда локализуется в структуры,их можно рас-

считать.

   Новые понятия диктуют способ управления с учетом правил

и запретов нелинейных задач.В диссипативных системах откры-

тая гармоника связана с привносом энергии извне.Нелинейность

влечет спектр связанных гармоник.За ними-перелив энергии.Они

формируют контур связей.Математическое описание социальных

систем не сложное,но необходимо поле правил-запретов.У среды

свои цели.Устойчивые формы можно предсказать.Все навязанное

будет рушиться.Не действуют акты,не обеспеченные структурой,

средой.Поэтому так важно понимать то социо-культурное прост-

ранство,к которому трансформации прикладываются.Системы пе-

реходят из состояния в состояние,но для этого должна разра-

батываться технология,чтобы все не разрушить.Религиозные ре-

форматоры и харизматики такого никогда не делали.Трудно опи-

сать путь в истории,но системы описываются просто.Описывает-

ся и эволюция.У сложных систем не бесконечное число целей.

Много путей,но реализуются только 2-3.Это почти идеи язычни-

ка Платона.Не причина приходит из прошлого,а будущее отбира-

ет из настоящего то,что выживет.Это теоремы,не идеология.Из

теорем следует выводить идеологию.Течение истории выносит на

структуры.

   Плоскость реального мира-проблемная область.От нее идет

информационный обмен.С развитием кибернетики выяснилось,что

информация-характеристика систем,включая живые и духовные.

В последних она циркулирует в виде знаний.Есть "датчик","ре-

цептор или сенсор","память",востребующие структуры.

  Была открыта связь информации с энтропией как мерой сво-

боды,хаоса и вероятностью событий.Науки задумальсь,что есть

статистический образ мышления и какова природа его закономе-

рностей.Многое подчеркивало первичный характер вероятности в

основах теории Дарвина,генетике Менделя,квантовой теории и

втором начале термодинамики.Статистический образ мышления

оказался магистральным путем науки.Статистические законы-за-

коны свободы и устойчивого состояния.Вот корень их тотально-

сти.Идеи нелинейности,иррегулярности,случайности произвели

революцию в самой науке.Осмыслили этот феномен Больцман,Бор,

Энштейн.Бертран Рассел пережил шок по поводу большого коли-

чества математик,возникших с появлением теории множеств.Гиль-

берт писал,что положение невыносимо:математика,эталон досто-

верности,противоречива в фундаменте.Казалось рухнули все опо-

ры науки.Но эта ломка породила антиномии Рассела и остальные

принципы познаваемости:

  1. Принцип неполноты Геделя

   - если система формально не противоречит, она не верна.

  2. Комплексный принцип неопределенности В.Гейзенберга

    -учитывая одно, всегда упускаем другое

  3. Принцип дополнительности Н.Бора

    -в принципе дополнительности независимое соприкасается

     с зависимым

   Системный подход и постулат об эволюции формы синтеза ин-

формации подвел к ответу на сложнейший вопрос "почему жизнь".

Без термина "информация" живое не объяснить:за этим акт при-

нятия решения,важный элемент адаптации в неравновесной изме-

няющейся среде.Это запоминается,но не количественно,а качес-

твенно,как состояние.Жизнь требует постоянного устойчивого

потока энтропии.Поток-признак открытых систем.Не это ли чу-

вственно уловлено в даосизме? До семидесяти аналогий синер-

гетике найдем мы в китайских религиозных учениях.Ученые,вто-

ргающиеся в область телеологии,неожиданно для себя делают

удивительные открытия:многие символы религиозных верований

имеют глубочайшую основу.И они читаемы! Философия не устра-

ивает натуралистов,труды религиозных мыслителей заворажива-

ют...

   Поток энтропии описывает принцип А.Ляпунова.Он обеспечи-

вает симбиотические процессы при видообразовании.Цели данно-

го процесса нет.Производство же самой энтропии подчинено при-

нципу И.Пригожина и имеет цель в виде квазиравновесия(3).

Отсюда

  1. Жизнь возникает и эволюционирует самопроизвольно в

     ходе синтеза информации под воздействием среды 

  2. Фундаментальным законом является второе начало термо-

     динамики и направленные против роста энтропии силы

     структуризации мира.

  3. Трансцедентальное скорее всего есть наше сверхсознание

     с его элементами идеального,надсоциального.

  4. Трансцедентальное,вероятно,продукт интегративного син-

     теза информации всех уровней глубинной психологии и

     структур мышления.

  Кажется,все проблемы познания снимаются.НО...применимо ли

ко Вселенной понятие "система"? Мы построили научную картину

мира на основании,которое условно!!!

   Всевышним,творцом всего монотеисты считают трансцеденталь-

ную сущность,Бога.В трактовке религиозных мыслителей ХХ века

за этой категорией стоит не только космическая сила и неисче-

рпаемый смысл всего,что причастно к Жизни.Это то,чему все в

конечном смысле обязаны своим существованием,то,к чему все

стремятся и то,в чем все обретает свое завершение в целост-

ности,протяженности.Если эту аксиому положить в основание на-

учных построений,сильно ли изменится наша конструкция мира?

 

       Проблемы неосинкретизма как проблемы века ХХ

 

   Налицо две взаимодополняющие проекции человеческого зна-

ния."Субъект-объектная" проекция максимально выражена в нау-

ке.Здесь все как в черном ящике-есть вход,есть выход и закон

или схема между ними.Другая проекция,"субъект-субъектная",

отражающая в идеале полноту жизни.Полнота Жизни есть катего-

ния Здоровья.Синтез этих проекций невозможен,но обе вместе,

системно,они дают то,что мы пытались выразить в заголовке-

экософию,дисциплину,объединяющуе природные и социальные яв-

ления на почве жизни.

   Научные методы-основа экологии.Она междисциплинарна.Это

не только наука о взаимодействии объекта с окружающей сре-

дой,но и наука поведенческая,тесно связанная со всеми наука-

ми о человеке и его мире.В биосфере ее интересуют взаимосвя-

зи на очень тонких молекулярных и атомарно-энергетических

уровнях,учитываются проблемы социальные,управленческие.Эко-

логи предпочитают системно-эволюционную парадигму.Поднимая

вопрос о мире как части природы,о роли человека,экология вы-

ходит на мировоззренческие аспекты.Разделение мировоззрения

на "научное","философское","религиозное" условно.Мировоззре-

ние есть видение мира через атеистическую,пантеистическую и

теологическую призмы.Религиозное,философское,научное виде-

ние-равнозначные сферы духовного творчества,занятые поиском

истин.В практической сфере наука лидирует,но ей необходим

цензор понятий,поэтому критичность,самоподстройка науки,ее

поисковый режим дополняется богажем философских изысканий.

Сила науки в КОНСТРУКТИВНОМ РАЦИОНАЛИЗМЕ.По идее она вне па-

ртий,вне государств.Философия же и национальна,и индивидуа-

льна,и эмоциональна.Она может быть пессимистической и опти-

мистической.С наукой такого не случится.Она вся в области

рассудка.Сфера "иррационального" не явна,только на уровне

парадигм."Иррациональное",чувственное познание максимально

пронизывает религиозное сознание,являющее веру.Феномен веры

повсеместен,но в науке и философии допускается игра с верой

по принципу "если..,то...".

  "Иррациональное"-внутренняя память,база интуиции и источ-

ник мудрости."Иррациональное" необъяснимо,глубоко природно

и "биосферно".На этом уровне срабатывает коллективный инсти-

нкт жизни.Как бы ни были причудливы религии,архетипы их не-

сут информацию о глубоком детстве человечества и демонстри-

руют накапленный опыт.Остов этот обрастает нормальными про-

дуктами человеческого мышления,созвучными современности и

отвечающими запросам человеческой популяции.Приоритет разу-

ма для религии уже очевиден.Но в религии единственная сила,

способная обуздать слепой чистый рассудок,который не менее

опасен,чем чистое безумие.Религия работает с чувственной ко-

мпонентой.Поэтому роль религии в биосфере в определенные пе-

риоды сводилась к роли путеводителя,роли опоры.Сегодня прио-

ритеты изменились,но человечество все еще находится в поис-

ковом режиме.

  Мозг человека практически не эволюционирует и "сократы"-

уже вершина.Эволюционирует техника и технологии.Они тянут за

собой человечество,порождают проблемы и ведут к усложнению

жизни.Поэтому ставка на компьютеры как усилители знаниевой

системы правомерны.Но духовная компонента культуры в любой

форме:теологической,пантеистической и агностической должна

уважаться и приниматься обществом. Палитра религиозных миро-

воззрений обнажает общую ось их вращения.Понятия,схваченные

религиозным сознанием и преподнесенные в сценарной,бьющей по

чувствам и поведению людей форме требуют осмысления с пози-

ций "понимающей" науки.Без науки религия тонет в суеверии,

наука без религии не достигает ничего,кроме тупого материа-

лизма.Мировоззрению же дано созидать глобальную цивилизацию,

построенную на творческих силах индивида,общины,семьи,малой

группы,общества и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              ЛИТЕРАТУРА:

1.Вернадский В.И.Научная мысль как планетарное явление.-М:Нау-

           ка.-1991.-271с.

2.Гальперин П.Я.,Запорожец А.В.Поэтапное формирование как ме-

           тод психологического исследования//Актуальные 

            проблемы возрастной психологии.-М:Издательство

            Московского Государственного Университета.-1978.

            -с.93-110.

3.Хазен А.М.Происхождение и эволюция жизни и разума с точки

            зрения синтеза информации(//Биофизика,т.37,вып.

            1.-1992).-Москва:"Кэнди",подписная серия пере-

            изданных статей из журналов РАН и оригинальных

            публикаций.-1993.-N1.-28с.

 

 

 

 

-----------------------------------------------------------------

           РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ                     

           ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  

                Кафедра социальной экологии

  

                                       На правах рукописи

 

    

             РОСТОВСКАЯ МАРИНА НИКОЛАЕВНА

 

                                                

                 Реферат на тему:

 

                НАУЧНЫЙ ОБРАЗ МЫСЛИ И

                ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ

                

             

 

                                    

                                   

                                   

 

 

                   Москва-1995

 

 

 

 

----------------------------------------------------------------------

 

 

                ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ...............................................

 

НАУЧНЫЙ ОБРАЗ МЫСЛИ И ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ..............

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................

 

ЛИТЕРАТУРА.............................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-----------------------------------------------------------

 

 

                  ВВЕДЕНИЕ   

 

   Экологическая проблема ставит серьезные вопросы аксиоло-

гии.Человек вынужден задуматься над целью своего существова-

ния и взаимоотношения с природой.Экологический подход к сис-

теме хозяйствования на Земле исходит из постулата о ценности 

Жизни и о пределах экономического роста.Фундаментом Жизни

является биосфера,а человек-ее составная часть и функция(1).

Человек,в отличие от животного,наделен Природой тремя веду-

щими компонентами Жизни-материальной,духовной,интеллектуаль-

ной.Все яснее становится,что эти компоненты должны находить-

ся в гармонии и что существует между ними неписанная равно-

значность.Нарушение этой гармонии лишает устойчивости не

только человеческое сообщество,но и нагрузки на биосферу.От-

сюда сама глубина экологической проблематики заставляет про-

вести ревизию человеческого познавательного аппарата,отвеча-

ющего за такой ключевой показатель,как "знание" и нам пред-

ставляется,что взаимопроникновение естественно-научных сис-

тем познания и гуманитарного знания может быть плодотворным

и знаменовать новый этап становления постнеклассической нау-

ки.Именно целенаправленная,объективная оценка типа знания,

его глубины,назначения-ключ к решению проблемы.Новые видения

сразу не создаются.Иногда на это уходит значительное время.

Поэтому обозначим только контур проблемы и те положительные

моменты,которые могут способствовать формированию гуманитар-

ной науки.

 

 

                НАУЧНЫЙ ОБРАЗ МЫСЛИ И ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ.

 

    Все чаще приходится слышать, что "социология-не наука".

"Наука ли политология?" - спрашивают другие."Что есть пони-

мающая социология?" - вопрошают третьи.Из чего исходят сом-

нения и предпосылки подобных разговоров,которые появляются

сразу же, как только речь заходит о гуманитарном знании?

Не просто гуманитарном знании, форм его слишком много, а о

том знании,которое стремится использовать научный образ мыс-

ли. Научный образ мысли имеет привлекательную сторону, зак-

люченную в оптимизации мышления и его средств работы с объе-

ктивной действительностью и в картине эмпирического обобще-

ния. Другие формы мышления - религиозная, мифологическая,

философская, как правило не рассматриваются.Предполагается,

что познающий субъект не зависит от объекта исследования или

по крайней мере делает усилия для этой независимости.Проис-

ходит внутреннее самоотречение и сознание пытается постичь

реальность, оно строит и преобразует объект теми или иными

мыслительными и экспериментальными средствами. Наш познающий

субъект подвергает рефлексии наблюдаемое и демонстрирует

формы мышления: догматическое, рациональное,системное, кон-

цептуальное, прожекторное, технократическое и т.п. При таком

рассмотрении гуманитарное знание может быть научным.

    Однако существует другая точка зрения, настаивающая пре-

жде всего на традиционном понимании науки как формы мышления,

сложившейся в области естествознания. При этом ведущими ста-

новятся идеи проверяемости и возможности математической фор-

мализации материала предмета исследования. Сторонники этой

концепции исходят из того, что в науке есть нормы, которые и

определяют науку как науку, математика - ее язык, а реально-

сть описывается через идеальные объекты.

    Сторонники такого видения науки уже не считают наукой

психологию,не говоря о сферах знания,исследующих духовный

мир человека. Но именно духовный мир есть основа обществен-

ной жизни, есть особое пространство реализации человека как

человека и указанным выше исследователям не удастся подоб-

рать математическую формулу для описания системы ценностей

человека, смыслов и переживаний в этом мире. Возникает воп-

рос: " Если гуманитарное знание не укладывается в традицион-

ную научную модель,что делать? Не считать их таковыми или

признать, что классическая научная модель не достаточна для

описания новой реальности". Автор склоняется ко второму ас-

пекту и у него много тому причин.

 

    ПРИЧИНА ПЕРВАЯ. Кризис религии, кризис философии, кризис

науки. Как следствие - появление гуманитарных проблем и необ-

ходимость их изучения. Не случайно социология появляется 200

лет назад во Франции, не случайно время рождения психологии

в ХIХ веке - общество из традиционного становится динамичес-

ким и вместо проблемы человека в среде возникает проблема че-

ловека в ситуации. Это надо понимать и этим надо уметь управ-

лять.

 

   ПРИЧИНА ВТОРАЯ. Вслед за физикой гуманитарное знание пе-

реходит в область релятивистских построений. Поясним это по-

дробнее. В области духовной жизни оказалось удобным использо-

вать целый ряд чисто физических понятий, таких, как "время",

"пространство", в поле которых и изучаются человеческие пере-

живания. В мифах мы обнаруживаем, что там время тороидальное,

в "Ветхом завете"  оно выпрямляется, событие от события отде-

ляются, появляется календарь, появляется вектор движения. Мы

можем рассуждать  о ритме и пульсации жизни - действительно,

видим, что в сельской жизни он неторопливый, в городе - уско-

ренный. В век информатизации время как бы перескочило само

себя, эпоха перешла временной барьер и это явление ведет к

шоку. Что значит двигаться быстрее скорости времени? Скорость

уже не есть сочетание времени и пространства, это уже более

сложная их комбинация. Уже не время определяет скорость, а

пространство - время есть результат скорости , ее разделения

на составные части. Мы видим, что первоначально ритмы эволю-

ции были геологическими ритмами, потом техника повела за со-

бой человека, это вызвало к жизни категории скорости и уско-

рения, хотя физическое пространство не состоит из времени.

Мы хорошо понимаем, что в более ранние эпохи невозможно было

помыслить разделение отрезка расстояния на время.Сегодня си-

туация такова, что технические средства программируют под

себя человека, массовая связь ведет за собой общество, а

пространство превращается в место сочетания различных ритмов

и программ. Мы имеем также социально-этнические программы,

множество систем в системе: технических, политических, соци-

альных, культурных.

 

    ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ. Классическая наука есть, говоря правос-

лавным языком, конструкция "тварная", т.е. созданная челове-

ком, живущим в физическом мире и предназначена она для изу-

чения мира вещей. Она занята запредельным расчленением и в

этом плане математика - область предельно прозрачная, вся вы-

ведена из духа ее полезности. Можно даже предположить, что ей

удалось описать реальность в идеальном мире, но с появлением

теории множеств вдруг оказалось, что невозможно доказать не-

противоречивость теории: либо существует множество математик,

либо существуют фундаментальные принципы, где ясно оговорено,

что же есть математика на деле. Множественность знаний, множес-

твенность моделей, множественность исследовательских систем -

это реальность в науке сегодняшнего дня во всех ее областях.

В классической науке законы просты, но как только мы перехо-

дим рамки этой классики, законы становятся все страннее и

страннее, и вот уже невозможно подобрать ни моделей, ни гипо-

тез и даже исчезает то, что можно описывать. И причина в том,

что  законы природы есть законы Жизни, а не вещей, а законы

Жизни не детерминированы, вероятностны и не сводимы к стати-

стическим усреднениям,они оставляют степень свободы для су-

ществования скрытых причин. В гуманитарной области еще слож-

нее - только человек наделен волей или способен поступать

иррационально.

 

    ПРИЧИНА ЧЕТВЕРТАЯ. Исследователь всегда уподабливается

человеку,принимающему телеграмму на неизвестном языке: ка-

кие-то знаки, какая-то частота повторяемости, есть какие-то

сгущения, но смысл скрыт. И наука начинает ставить вопросы,

выдвигать гипотезы, искать объясняющие модели.Сам исследова-

тель не свободен от собственной психологии мышления, над ним

тяготеет образ видения проблемы, господствующая парадигма,

идеология, доктрина. При всем своем стремлении к объективно-

сти он безжалостен к фактам, не укладывающимся в эти рамки.

Другой исследователь поступит иначе и будет удерживать в уме

несколько видений проблемы. Он избавит нас от субъективизма,

на одарит многозначностью. Третий экспериментатор возьмет на

вооружение эвристический подход и тоже будет прав.

    Классическая наука подобные приемы не признает. В ее рам-

ках отношение к объекту "высокомерное". Наша эпоха столкну-

лась с системами,многие из которых более сложные, чем сам

познающий аппарат. Поэтому усложняются организационные фор-

мы научного исследования. Формируется отношение к предмету

исследования как к косвенному наблюдению,непосредственно в

восприятии не данному и воспринятому адекватно его отраже-

нию в нашем сознании дискретными системами мыслей.

 

    ПРИЧИНА ПЯТАЯ. Наука превозносит значение факта и не то-

лько описывает его, но и сам эксперимент по изучению плани-

рует. А в этом уже идея целеполагания. Но очень часто  экс-

перимент оказывается пассивным и не все факты  доступны. По-

этому современная наука, особенно гуманитарная, феноменоло-

гична и сама выступает как форма миропонимания. Большинство

ее "теорий" лишь метафора этого понимания.Очень спорными за-

частую оказываются базовые предпосылки, аксиоматика построе-

ния. Это явление наблюдается как в гуманитарном,так и в ес-

тественно-научном знании. К примеру ряд оппозиционеров счи-

тает,что теория А.Энштейна ложна, потому что основание "плы-

вет". Но модель-то создана и даже плоды приносит.

    Ловушки подстерегают исследователя и в связи с существо-

ванием двух типов мысли: либо мы предполагаем при изучении

многофакторных систем линейную и однозначную определенность

явлений ( к примеру исторический метод К.Маркса), или берем

силовое поле, намечая наиболее вероятностные реализации век-

тора развития ( цивилизационный подход к истории у А.Тойбни).

В первом случае мы имеем возможность предсказывать будущее

идеальной моделью,во втором явление определит случай и нам

не дан дар предвидения. Надо отметить, что наука вообще-то с

будущим не работает, ее цель - выдать интерпретацию и основ-

ную тенденцию на основе прогноза.

    Системы, включающие человека, относятся к сверхсложным.

Их восприятие идет через мироощущение в религии, и миропо-

нимание в науке. Слово " понимать" исходит от смысловой

структуры " брать", а позднее от слова " нейм","наме", "има-

ти" и идет от общего тотема. Нас интересует момент, связан-

ный с первобытным, невычлененным мышлением, означающим

" взять", " овладеть", сводимым далее к понятию "вид", "об-

раз", " представление". Первобытное мышление схватывало объ-

ект целиком, нарекало его именем и работало с ним как с не-

расчлененным, целостным.

    В историческую эпоху, когда вектор времени выпрямился от

прошлого к настоящему, слово " понимать", "брать", стало оз-

начать " брать умом". От объекта появилась идея, от субъукта

- озадачивание, задача. Понимание стало видом интеллектуаль-

ной операции подведения под понятие. Эта операция есть " ка-

тегория". Но при такой манипуляции уже что-то отбрасывается,

теряется.К примеру, сравнивая две сущности, мы получаем " чи-

сло", в котором сами сущности утеряны. Мышление в понятиях

не позволяет получить объект как нечто целостное сразу. Отде-

льности надо еще уметь соединить. Но все же расщепление опра-

вдано,оно позволяет проникнуть вглубь объекта, ибо структура

и смысл объекта даны не простым восприятием, их нужно искать.

Далее идет сборка частей в целое согласно конструкции сборки,

избранной исследователем. Это один тип научной конструкции.

    Другой тип исходит из образа целого, образа системы,сос-

тоящей из частей. Чтобы познать систему, надо выходить на нее

не через понятия, а через выявление ее структуры, развития

структурного анализа. Только так можно проследить законы свя-

занного элемента, понять их и выстроить систему отношений в

рамках целого. Сколь разное звучание, к примеру, понятия

" культура" будет в пределах этих двух типов научной конст-

рукции. В первом случае мы получим около 500 определений то-

лько термина, выведенных из той или иной предметной ( !!! -

вот еще феномен того же рода) науки. Во втором случае куль-

тура будет понимаема как система "нравов", "обычаев", "ори-

ентаций","установок", "ожиданий", "знаний" в обществе.

 

    ПРИЧИНА ШЕСТАЯ. Современные науки давно отошли от клас-

сического их образа в пограничные, междисциплинарные облас-

ти, в зоны стыков. В области гуманитарного знания та же ис-

тория. Это своеобразный постмодернизм, перехват и перенос

" цитат" , методов, традиций из одного пространства исследо-

вания в другое, сложное взаимопроникновение друг в друга и

это все никак не сводимо к традиционной классификации науки.

В методологии некоторых " гибридов" мы имеем и нигилизм, и

разгул творческой фантазии. Удивительно, но при этом очень

часто получаются качественные знания, если основание  не

" плывет". Если кирпичики в основание положены правильно. А

вот увидеть это правило - огромное искуство. Поэтому конст-

рукция научных представлений сегодня предельно индивидуали-

зирована в рамках личности или творческого коллектива. Нау-

ка ХХ века сродни джазовой композиции. Каждая ее составля-

ющая - всего лишь программа, а не доктрина. Сегодняшние фор-

мы науки интегративны, они не являются теориями в традицион-

ном понимании, напоминают мозаичное полотно склеенных науч-

ных программ и мыслительный организованностей, основания ко-

торых могут противоречить друг другу, но их объединяет фор-

мальная непротиворечивость как символ классической компози-

ции в науке,анализ предметной области как некой целостности.

Это напоминает прием Хокусаи " 100 видов Фудзи" - одна и та

же гора в разное время года, погоды,дня.

    Проблематика стыковых наук одна из самых интересных и ей

стоило бы уделить больше внимания. Здесь мы видим и переброс-

ку инструментария из одной области в другую, и " гуманизацию"

естественно-научных дисциплин, например в географии. В нас-

тоящий момент налицо актуализация вопроса познания мира как

целого и роли науки в этом процессе. Правильную фразу сказал

В.И.Вернадский (1) о том, что в сущности-то существует всего

одна наука,наука о биосфере и роли человека в ней.Наука как

форма мышления правомочна вторгаться в гуманитарную сферу,

она несводима ни к религии, ни к философии, у нее свои мето-

ды изучения. Все больше признания находит методология, в ко-

торой за исходное принимается целое, а элементы имеют статус,

похожий на статус точки в геометрическом пространстве: точка

сама по себе ничто и только в контексте становится чем-то оп-

ределенным. Мир как целое расслаивается на относительно са-

мостоятельные элементы и иерархические уровни со своей внут-

ренней организацией, задающей целое. Если необходимо всего

лишь описание объекта, достаточно монодисциплин. Но почти

всегда мы ставим цель что-то преобразовать и возникает зада-

ча управления системами. Актуализируется проблема изучения

механизмов заблуждений, фиксирование парадигматических и не-

парадигматических элементов. Значимым становится само виде-

ние мира, построенное на данных взаимодействия  наук как би-

осистемное, а не техническое. И окружающая среда в этом ра-

курсе должна фигурировать не только как объект природы,но и

как сфера человеческой  деятельности. Это влечет появление

наук о человеческой деятельности, здесь отдельные классы за-

дач и проблем. И каждая из этих задач комплексная, междисци-

плинарная, ориентированная на определенную цель. Возникает

проблема методологии и методических средств для описания не-

линейных статистических систем. Уже сейчас не достаточно де-

терминированных и вероятностных методов для изучения процес-

сов саморегуляции, ибо нужно учитывать и состояние каждого

элемента и системы в целом. Ограничение средств обнаружива-

ется хотя бы на невозможности выразить полифакторный харак-

тер психосферы - психического явления системы. Отсюда можно

только прогнозировать возрастание эвристических методов.

    При определении того или иного термина можно подходить

с разных сторон.Наука - это дисциплина.Это означает, что она

внутренне организована на нормах и правилах, " дисциплиниро-

вана". Мы специально заострили внимание на свойстве науки

понимать. "Понимание" и "пояснение"-разные позиции. Класси-

ческая наука не строилась на феноменологии, она описывала

преимущественно статику и вопрос " почему?" не относился к

разряду ее компетенции. Ее интересовали силы, связи и все ,

что подпадало под вопрос " как?". Сегодня проблематика пони-

мания становится чуть ли не ведущей, поэтому нам сподручно

определить термин " наука" через форму мышления, основанную

на миропонимании.Приведем пример "понимающей"  науки из об-

ласти синергетики:

  В социальных системах основные вопросы познания сводятся

сегодня к проблемам вектора истории,цели эволюции,физичес-

ких принципов функционирования и самоорганизации сложных

систем:человеческого мозга,социальной среды,городов со слож-

ной инфраструктурой.Компьютерное моделирование многопарамет-

рических нелинейных уравнений становится стилем математики.

За ним стоит идеология нелинейного физического мира,окружаю-

щего человека,недоступная классической математике.Общий круг

задач выражается нелинейным уравнением,несущим экономический,

биологический, глобальный взгляд на мир:

    Изменение=диффузия+объемный источник энергии,

Идея огня,горения,распространяемого на среду-идея древняя.

Она развивалась в религиозных представлениях почти до той

глубины,к которой мы подошли только сегодня.Идея объемного

источника энергии известна в индийских писаниях как "мир

огня".Человек всегда видел в огне силу и из этого конструи-

ровал мир.Модель мироздания получалась такой,что В.И.Верна-

дский,прекрасно видевший биосферные связи,вынужден был кон-

статировать,что индийская религиозная философия более всего

соответствует концепции живого вещества!

   Диффузия- поступление энергии и сток.Эффекты синергетики

видны даже на простых уравнениях.Сама математика метафорична.

Наука видит явление.Но как только она ставит вопрос "почему

такая картина",она из научной области сразу попадает в об-

ласть философских задач.И эти задачи решаются только посред-

ством идеи эволюции систем.Сегодняшняя наука в принципе не

может развиваться,не отвечая на философские вопросы.Поэтому

 

НАУКА ЕСТЬ ФОРМА МИРОПОНИМАНИЯ,ОСНОВАННАЯ НА ОПТИМИЗАЦИИ

МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ВЫРАБОТКИ ОБЪЯСНЯЮЩЕЙ

РЕАЛЬНОСТЬ МОДЕЛИ.

 

   Только моделирование,текстовое ли,в виде теоретической

композиции,математическое ли,либо в виде схемы,проверяемое

на практике и приносящее позитивные результаты с заданной

долей вероятности может именоваться наукой.

    В такой трактовке гуманитарные знания, безусловно, мо-

гут быть знаниями научными.

 

 

 

                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   До сих пор под термином "гуманитарное знание" мы пони-

мали всякое знание о человеке.Теперь мы рассматрим класси-

фикацию наук,исходя из типа законов,лежащих в их основе.

Три науки составят первый ряд:физическая,химическая,биосфе-

рно-геологическая,социальная.В их основе естественные зако-

ны,неподвластные человеку.Другой ряд-науки поведенческие с

законами,созданными человеком,человеком же и расставлены

внутренние приоритеты.Это науки юридические,экономические

управленческие.Они жестко детерминированные,описываемы ма-

тематическим языком или языком моделей (юристпруденция).

Третий-собственно гуманитарные:психология,педагогика,когни-

тология,психанализ  и т.п.-здесь естественное переплетается

с техниками,искуством воздействия,т.к.в человеке условное

сталкивается с безусловным,возникает противоречие и этим на-

до управлять.В этой системе психотерапия не выпадает и ста-

новится наукой.Описать гуманитарные науки языком математики

чаще всего не удается,поэтому используются языковые системы

и классификаторы.Есть обслуживающие дисциплины:математика,

логика,герменевтика.Есть прикладные науки.Есть науки,наука-

ми не являющиеся,так как сами по себе они "не объективны"

(философичны),интегративны,несут рефлексию 2-3 уровня:исто-

рия наук,методология и т.п. В основу этой классификации взя-

та наработка В.И.Вернадского (1):восходящая от "легких" к

более тяжеловесным "атомам"("атом"егип.-"единичный,неразде-

льный") иерархическия схема. От частиц к следующим кирпичи-

кам-атомам,молекулам,организмам,их скопищам,живому веществу,

высшей психологической функции (мышлению).Как в тексте:буквы

слова,фразы,тексты,книги...Каждый шаг-свои не сводимые зако-

ны. Параллель в эволюции окружающего нас мира.Поэтому схема-

это отпечаток естоственно-научного взгляда на науку.Но мир

к тому же и целостен,есть замыкание предельно малого на пре-

дельно большое через генерацию потоков времени,энергии,веще-

ственной компоненты,субстанции.В схеме замыкание происходит

через "сервиснае" дисциплины,типа математики,лингвистики,ин-

форматики,в природе же иерархические системы и телеология

связаны причинно-следственным (пространственно-временным)

функционированием.

    Научные методы-основа экологии.Она междисциплинарна.Это

не только наука о взаимодействии объекта с окружающей сре-

дой,но и наука поведенческая,тесно связанная со всеми наука-

ми о человеке и его мире.В биосфере ее интересуют взаимосвя-

зи на очень тонких молекулярных и атомарно-энергетических

уровнях,учитываются проблемы социальные,управленческие.В

этой схеме она везде,она как принцип,как подход,как стра-

тегия,снимающая с науки ее вседозволенность.В этой схеме

экология как внутренняя норма для единой науки о биосфере.

Таковы особенности экологии как интегративной постнекласси-

ческой науки,претендующей на то,чтобы направлять все сферы

человеческой деятельности.

 

              ЛИТЕРАТУРА

 

1.Вернадский В.И.Научная мысль как планетарное явление.-М:

  Наука.-1991.-271с.

2. Эпистемология и постнеклассическая наука:Сб.ст./Отв.ред.

   Аршинов В.И.,Институт Философии.- М.:ИФРАН.-1992.-158с.

 

 

Сайт создан в системе uCoz