Кто-то любит бардов. Кто-то сам играет на гитаре. Мы же все безумно любили рок-музыку и проэтому создали дискотеку. Мы любили людей, тех, что творили эту музыку. Мы их боготворили, представляли этакими неземными существами, проникающими сквозь все границы и преграды.

А как же могло быть иначе, если каждый твой шаг сопровождался их творениями. Если тебе грустно, включаешь Доорс и попадаешь в мир глубочайшего надлома. Если ты в пути, мерно работает прибор и под килем километры и километры и день и ночь на морской вахте над гладью воды, над бесконечным Тихим Океаном во весь голос невидимый солист доносит тебе  историю Томми, «Багемскую рапсодию» и что-то в этом духе, ты просто не в состоянии представить его уже земным человеком. И прорывает безмолвие безумно красивый, требующий бескрайнего простора надрывно-исповедальный «Пилигрим»[1]  Дэвида Байрона и мощнейшый ярчайший вокал «Пропоганды» неуловимой группы Спаркс, о которой вообще ничего не возможно узнать. Что-то сказочное, ирреальное возникает перед тобой в этиъх туманных бесконечных блуждающих просторах воды и воздуха.

1977год. Закончился экспедиционный сезон, я проявила некую активность и изобретательность по поводу камней, добытых с невероятных глубин Курило-камчатского желоба, в Магадане провела палеомагнитные исследования, затем наложила все на карту магнитного поля и вот передо процессы поднятых и опущенных блоков земной коры и трансцендентные разломы. Места, конечно, таинственные: океан ныряет под континент… 

В общем получилась добротная работа, а затем статья, кстати, опубликованная во ВСЕГЕИ[2]. И вот с этой  статьей меня направляют на 4-ю конференцию ученых ит спрециалистов ДВНЦ АН СССР в г. Владивосток. Наши на дискотеке очень этому обрадовались. Особенно ведущий, Мельников Валентин[3]: «Поедешь, обязательно найди Володю Чудновского, он – научный сотрудник ДВНЦ[4]».

С Володей я встретилась в первый же день пребывания. Это был статный длинноволосый чернокудрый красавец в светлом свитере моего возраста с очень живыми темными глазами. Но не столько его вид производимл впечетление, сколько его комната и он сам. Он не переставал удивлять. Комната была пустой. Совсем пустой. Ничего. Кроме поперечных  стендов, на которых расположилась выставка современных авангардных и видимо не вполне поощряемых властями художников г. Владивостока. Выставка в комнате общежития была действующей. Сюда приходили люди с улицы, они обсуждали картины, вели диспуты и споры. Хозяин находил время беседовать с каждым. И это продолжалось до тех пор, пока не стемнело. А потом меня и еще пару человек ждала удивительная ночь, которую я запомнила на всю жизнь. Всю ночь мы беседовали о рок-музыке, о дискотечной жизни столицы Дальневосточного края, о планах и перспективах. Володя, которого здесь звали «чудо», достал слайды и познакомил с еще одним опальным  художником Багуном из Ленинграда, который вынужден был бросить все  и пойти работать на железную дорогу. А раньше «перебежчиков» из инженеров очень не любили.

Картины Багуна не просто впечатляют. Они шокируют. На слайдах возникали ощипанные тушки бройлерных куриц, нарисованные реальнее реального словно в безвоздушном пространстве с их невероятно здоровыми, непропорциональными ногами. Что-то гротескное прорывалось сквозь такие натюрморты смерти…

Время приближалось к утру и мне было интересно знать, где же хозяин расположит гостей спать и где вообще-то в этой комнате спит он сам. Сектет раскрылся просто – хозяин очень любил спорт и поэтому вся его мебель состояла из спортивного мата, служащего одновременно и спортзалом, и кроватью. Одним словом, спали мы от силы три часа, а утром я отправилась на конференцию, на которой взяла вершину – первое место по океанолого-геофизичекой секции…

А после научной работы опять работа дискотечная. Володя знакомит меня с самой дискотекой ДВНЦ и Борисом Золотовым, председателем совета молодых ученых и одним из основателей дискотеки. Нас ожидает изумительный слайд-фильм по Рику Уэйкману «Легенда о короле Артуре и рыцарях круглого стола», а потом еще ночь работы – времени в обрез. Володина страсть - блюз. Была задумка сделать слайд-фильм. И этот его проект экранизировать пришлось уже мне: Вролодя написал сценарий, Валентин Мельников и девочки его начитали, смикшировали, в общем все получилось – ОК. Ну а в сценарии весь Чудновский, такой как он есть.

 

 

                                                    В.Чудновский, 1977г., Владивосток

 

 

                   О, Мистер Блюз[5]!!!

 

 

Я предлагаю Вам путешествие в область

Совершенно неизвестную современному человеку -

В себя…

 

Но те, кто собирается совершить это путешествие

Должны помнить об одном законе:

Идти в себя нельзя по проторенной дороге

Каждый должен идти своим собственным путем,

Отвечающим его собственной природе.

 

А чтобы убедиться в этом,

Давайте послушаем одну старинную легенду.

 

 

 

                 (музыкальная  заставка)

 

 

 

Это была серебряная ночь…

Он, как и все, все шел, шел через равнину…

 

И вдруг они увидели,

Там,

       где ступала его нога,

                 оставалась голубая[6] дорога…

И тогда все свернули на эту дорогу,

                           и побежали по его следам…

 

 

Они хотели догнать его…

Но странный путник,

                   он оставался далеким,

                                                  как мираж.

 

И бежали все по этой дороге,

                                  ибо она была голубой

И было это единым смыслом

                  и не было цели в этом сумасшедшем беге.

 

 

Так неслись они,

                бросив свои повозки,

                                 жен, детей, стариков

Глаза уже не видели

                  этого призрачного скитальца

Перед ними была одна голубая дорога

 

 

Бежать,

         бежать,

                   бежать,

                             бежать

Забыть про все

И вот один упал,

                           изнемогая.

И это остановило их,

И стало тогда видно:

                бег

                     был

                           по кругу!

 

 

Медленно они возвращались к своим повозкам,

А утром

       равнину осветило золотое солнце…

И они пошли своей дорогой

Куда-то в рассветающую даль…

 

 

Как бы ни была прекрасна голубая дорога,

                                              по которой уже кто-то идет

Это будет чужая голубая дорога

И если ты все –же вступил на нее,

Ты будешь кружить и кружить

Как заблудившийся в лесу,

Пока не упадешь от усталости.

 

А как же иначе могут идти люди,

Которые вступили на путь один за одним

И потому видят только затылки друг друга.[7]

 

А как найти свою голубую дорогу,

Если глаза так и устроены,

Что видят то, что вне тебя,

Чужие судьбы, чужие дороги…

 

 

   (музыкальная вставка)

 

 

 

Закрой глаза,

Тогда ты останешся наедине с собой,

Пусть даже сначала ты не очень этому обрадуешься,

Потому что мгновенно будешь затоплен

Миллионами мыслей,

Отражающих миллионы желаний.

Но первый шаг будет сделан,

Шаг на пути к счастью…

 

 

Нужно преодолеть маленькое испытание,

Испытание хаоса разума.

Возможно, что даже здесь

Мы ощутим себя шутами,

Кривляющимися в цирке повседневной жизни

Возможно мы и на себе ощутим шутовские колпаки

                                                                  званий, должностей, мнений

Но мы сбросим эти колпаки,

                                          и тогда,

                                                  освобожденные

Мы сможеи пойти дальше,

                             в глубь своего собственного «я»

 

 

 

И мы коснемся его поверхности

И оно встрепенется,

                     и ответит мелодией блюза

Блюз тронет и одновременно усилит нас

И  тогда уже, мудрым,

                   нам ничего уже не сможет

                               Помешать единению наших сердец…

 

 

Сильные,

      мы преодолеем любые преграды

На пути к нашему единению,

Потому-что мы будем видеть в людях,

                                                     друг в друге,

Свое бесконечное прекрасное

Бесконечную и великую сущность

И никто не помешает воскликнуть

«Пусть все существа будут счастливы!»

 

 

             (музыкальная заставка)

 

 

Если мы согласны путешествовать дальше,

Давайте закроем на минуту глаза.

Я сделаюсь тем,

                   кем я себя вижу…

Все,

   что мысль мне внушает,

                                      я могу сделать…

Все,

   что мысль проявляет во мне,

                                      я могу получить…

Это должно стать непоколебимой верой в себя,

Потому-что вселенная живет во мне.

 

 

 

 

Стены растворяются

 

Пол проваливается вниз

 

Потолок растворяется в вышине

 

 

 

 

( музыкальная какафония, хаос)

 

 

 

 

-Посмотри, какой жених!

-Помоему капитан

-Нет, всего лишь первый помощник.

 Но квартира уже есть.

 И неплохая.

 Людка его уже заарканила…

-Лучше вон этот…

 Как его?

 Тот, с тросточкой.

 В Портпредстве большой начальник,

 Очень выгодный дядя!

-Слышишь,

 А как сейчас врачи котируются?

 Да, ты только сразу не поворачивайся,

                                           на нас один парень смотрит,

 Очень даже ничего…

-Нашла на кого обращать внимание.

 Это же слесарь из четвертого треста.

-Надо же, а  сразу не скажешь…

 А вон того я знаю.

-Конечно,

 Кто его не знает!

 Это же клоун из цирка.

-Вообще интересно как-то

 С одной стороны артист, богема,

 А с другой – фи –клоун.

 

 

 

 

Вот так все время –

Мы - это капитаны, летчики, замы,

Завы, директора, адвокаты

И отношения свои мы строим на этой основе

Он начальник – и мы его уважаем.

Он – простой бухгалтеришка и все

                                                     нет персоны.

 

 

Но это ведь все кривляние,

Кривляние шутов.

И кривляемся мы друг перед другом,

Потому что видим друг на друге

Только шутовские колпаки:

Колпак жениха и колпак директора,

Колпак слесаря и колпак

Старшего научного сотрудника.   

А ведь за всем этим живые люди,

За всем этим мы –

Прекрасные, замечательные существа.

 

 

Так сбросим сейчас свои шутовские колпаки

И пусть наше человеческое существо

Вздохнет свободно.

Дайте ему это сделать

И ваше тело тоже захочет свободы

И тогда танцуйте, танцуйте

Вы уже приглашены…

 

 

 

(звучит шансон «Се ла ви»)

 

 

 

 

Вот вы и стали свободными.

Что теперь ожидает нас?

 

 

Мы продолжаем наше путешествие

Вглубь себя.

 

 

 

 

 

(блюз  в исполнении Джеймса Брауна)

 

 

 

 

 

Ночь опустилась над югом Нового Света.

По черному небосклону рассыпались алмазные звезды.

Очень непривычные созвездия образуют они для людей,

Цвет кожи которых сливается с окружающей их ночью.

Много их здесь.

Невообразимая усталость приковала тела к земле.

И кажется, что только глаза все также продолжают блестеть.

Огромные эти глаза устремились к звездам.

Они играют своим раскошным сиянием,

Ничего этой ночью не замечая.

 

Похоже люди молятся.

Но странный речетатив этой молитвы.

Печально разносится он в пространстве.

И только собаки своим подвыванием

Вторят ему…

 

 

 

(звучит блюз)

 

 

 

Вот и раздался блюз, плач души…

Но почему же он так близок нам?

Почему эти идущие от самого сердца звуки

Так наполняют нас,

Жителей совсем других континентов?

 

 

 

Туман медленно поднимался…

Все четче вырисовывалась спокойная гладь воды

Она, как огромное зеркало, отражает весь мир.

Из клочьев тумана в беспредельной дали

Появились синие горы.

 

Туман рассеивается и взору предстают

Плавные контуры этих гор.

Какая мудрость струится от этих синих очертаний…

Звуки гармонии пронизывают все пространство.

 

Туман растворился

И небо раскинуло свои границы.

Три облака медленно плывут в  вышине…

 

 

 

 

Но что это?

Почему твое лицо исказилось

И глаза наполнились слезами?

Может ты понял, что все слишком поздно,

Ты понял вдруг, что время ушло?

Неужели жизнь потрачена в погоне за призраком?

Неужели ты сам,

Поглощенный суетой мелких вожделений,

Пропустил мимо себя то,

Что сейчас неумолимо предстало перед тобой?

 

 

Туман растаял как мираж.

Ну что-ж  -

Ты теперь блюз…

Ты хотел гореть в погоне за пустотой

и вот ты –

блюз.

 

 

Экстаз усталости – это блюз,

Плач одиночества – это блюз,

Тоска по детству – это блюз.

Когда ты следишь за полетом птицы

И все твое существо пронизывает желание

лететь вместе с ней

То в этот момент ты хочешь свободы

Ты

Ты стремишся к свободе

Это –

Блюз.

О Мистер Блюз!

Ты сама жизнь!

Рано или поздно ты приходишь к нам,

 Чтобы возродить нас,

Чтобы показать все таким,

каким оно есть на самом деле.

 

 

 

 

Так откройте же двери души своей.

Пустите Мистера Блюз.

Слушайте!

Он стучится к вам

Пусть в вас

Он заиграет вашими

И только вашими гранями.

 

У каждого свой блюз.

Так дайте же ему

                    заполнить себя

Вашими чувствами,

                    вашим телом.

 

Танцуйте,

          танцуйте блюз.

Он пришел к нам,

Наш друг

 -Мистер Блюз.

 

 

Падайте на пол!

Взвивайтесь к потолку!

Каждый из вас теперь

Мистер Блюз!

 

Он пришел к нам,

Наш друг-

Блюз!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Замечательная песня (Юрай Хип):

 

Пилигрим в рассветной мгле

Уходит в утреннем тумане

В свое добродетельное странствие.

Его послало небо, его благославил Бог.

 

Пилигрим, смеющийся над миром,

Сеющий радость мгновением руки,

Стирающий все печали,

Творящий любовь и историю.

 

Те из нас, кто не изведал войны,

Не должны разжигать ее.

Многие разжигали, но еще большее их число погибло.

Ты думаешь, что ты сможешь справиться?

 

Ведь любовь поджидает меня у черного входа –

Это прекрасно осознавать.

Жизнь похожа на яблоко с любовью в сердцевине,

И об этом я тебе поведаю.

 

Я был человеком в полном расцвете сил.

Любовь была рядом, но у меня не было времени.

Я был любим и обожаем

И думал, что моя слава разнесется по всему миру.

 

Битва выиграна, приветственные крики

Были звуками, которрые я слышал многие годы.

Но женщина, которую я по настоящему любил,

Теряла меня во всем этом кровопролитии.

 

Я знал только. что должен победить

И построить мир, где я был бы царем.

Но вожди приходят и уходят –

Именно эту истину мне и довелось познать.

 

Любовь или война – выбрать я не мог.

И вынужден был оставить и то, и другое.

 

 

 

[2] см.Красный М.Л.,Ростовская М.Н.Геолого-геофизический атлас Курило-Камчатской островной системы,раздел "Магнитометрия", ВСЕГЕИ.-Ленинград.-1987.-с.14,с картографическим приложением

[3] Он уже в 80х. стал директором предприятия типа Сахалимнрыбпрома                                                                     

[4] Мы все были м.н.с. с окладом в 140 руб.  и всегда отшучивались по поводу этой должности, переводя аббривиатуру как «мне не светит» - не светит в дальнейшем росте, не светит попасть в Сингапур – всегда найдутся другие желающие и масса аргументов, выставленных  против тебя.

[5] Поэма описывает путь к любой экстатической музыке, созвучной человеческой душе. Для одних это блюз, для других - рок и т.п. 

[6] Слово «блюз» переводится как «голубой», «грустный», «печальный».

[7] Под эту фразу на дискотеке я даю кадр тюремной прогулки, за что меня предупредили, что «профигурирую в отчете». 

Сайт создан в системе uCoz