ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ СТРАТЕГИИ.СОЦИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ

 В 50х возникла концепция самоподдерживающегосы роста У.Ростоу.Это историо-

софская попытка выделить всем странам присущие институты экономико-поли-

тического прогресса,поэтапно сменяющие друг друга.По У.Ростоу любая система

переходит от состояния стагнации к медленному прогрессу и в состоянии,когда

рост становитися нормальным явлением,экономический рост оспринимается как

исторически неизбежным.Отсюда следовало,что капитализм доказал свою эффек-

тивность,этим снимался вопрос о дальнейшем пути развития.Величина технико-

экономической стороны модернизации,социальные факторы оттеснялись на вто-

рой план.Эта концепция полностью игнорирует неэкономические факторы разви-

тия и социо-культурный контекст.К 60м сформировалось целое течение "социо-

логия развития",призванная обосновать новую модернизацию развивающихся стран.

Д.Элер считает,что найти адекватную теорию по проблемам модернизации в за-

падном понимании затруднительно,что есть развитые,а есть периферийные стра-

ны.Специфика отсталых стран в преобладании там "традиционализма".Отсюда делался

вывод,что периферия должна усвоить институты Запада и провести "вестернизацию".

Эти позиции носили общемировой характер вплоть до их краха в 70х. Теория не

изучает специфику социального строя стран,фактор игнорируется.

   Кризис теорий привел к пониманию того,что необходимо установить все влияю-

щие на развитие факторы:культурные,исторические,природные,социальные,ибо

развитие не столь экономический,сколь социальный феномен,который не сводится

просто к понятию "рост".Это интегральное явление,в нем постоянно происходят

изменения,что отражается на социальной структуре общества,для эффективной ре-

ализации принципов развития требуется контроль политического руоводства и

знание наиболее важных характеристик развития,связанных с проблемой ресурсов.

Большинство функциональных ценностей имеет непосредственное отношение к ре-

сурсам(Kim K,Towards a Socialogikal theory of development:a Structural Per-

spective.-"Rural Sociologu"1973,vol.38,N4,p466).К Стокгольмской конференции

1972г. появились биосферные критерии развития,теоретически их сформировал

Д.Медоуз как принцип "от экспансивного раста к глобальному динамическому

равновесию" и выделил свои "пределы роста".В 1974г.М.Месарович и Э.Пестель

пытались описать будущее международных экономических отношений  (МЭО).Они

рассматривали мир не как единое поле,а как скрию взаимодействующих регионов,

у которых имеется специфические проблемы преодоления неравномерности разви-

тия,демографические,экологические.Отсюда следовала концепция "органического

роста"(Megarovic M.,Pestel E.,Markinal at the Turning Point ,The Second Re-

port to the Club of roma,N.Y.^1974).Отсюда делался вывод о необходимости

перестройки МЭО и организация сдвигов в целом с целью обеспечения нового

мирового порядка на принцапах экоразвития-сочетания экономических и экологи-

ческих подходов развития.Эта концепция рассматривала мир как некую целост-

ную,однородную систему,хотя был поворот сознания на глобальные проблемы со-

временности.Эта стратегия нашла отражение у голландского экономиста Я.Тин-

бергена,который ввел термин "сбалансированного развития" ("Пересмотр миро-

вого порядка",М.1980,с.343).Он трактует это не только в экономическом кон-

тесте,где экономический рост должен быть экологически ориентирован.В 80х

усилился региональный аспект в первую очередь в связи с моделированием

и компьютеризацией.Появились японские модели гармоничного мира,где обозна-

чился центр локализации легкой промышленности в Азии и земледелия в латинской

Америке.Но это достижимо только при ориентации на некую глобальную цель раз-

вития,при которой преодолеется межстрановой разрыв.НЕо при этом народы "пери-

ферии"должны выдвинуть свои собственные ценности и не проходиь сквозь идео-

логическое сито Запада.Фактически в 80х был признан кризис основных экономи-

ческих теорий,что подтвердила конференция по устойчивому развитию в Рио-де-

Женейро в июне 1992г.Идут поиски концепций развития,которые могут полочь

преодолеть всю совокупность проблем(Tovards Another Development of Science

and technology-"Development Dialogie",1979,N1).

               ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

  Десарольизм-политика импортозамещающей индустриализации,основной инстру-

мент укрепления латиноамериканского капитала.Это идеология модернизации

слабой экогномики в рамках капиталистической модели.Ее цель-очиститься от

пережитков "традиционализма" без коренной перестройки социально-экономи-

ческих структур,подтянуть ЛА к индустриальным странам.Школа ЭКЛА проявила

недовольство доминированием индустриальных стран и выступала за более благо-

приятное положение ЛА в мировом разделении труда.Индустриализация должна обе-

спечить рост производительных сил,покончить с зависимостью от внешней торго-

вли,перенести "центр решений" в ЛА.Считая индустриализацию эффективным и чуть

ли не единственным средством избавления от зависимости,сторонники ЭКЛА призы-

вали покончить с аграрно-сырьевым придатком,улучшить систему распределения,

"интегрировать в современное общество отсталые сельские массы".ЭкЛА разрабо-

тала проект привлечения иностранного капитала.Нехватка собственного капитала

была одним из препятствий на пути проведения индустриализации,считала экс-

порт иностранного капитала необходимым в "разумных пределах",выработала ре-

комендации по привлечению такого капитала.На деле иностранные субсидии за-

тронули наиболее динамичные отрасли,что способствовало разорению мелких и

средних фирм и не привело к укреплению латиноамериканской буржуазии в целом.

РекомендацииЭКЛА усилили зависимость ЛА от импорта.Обнаружилась уязвимость

основных  предпосылок "вестернизации" и "теории стадий"(повторения основных

этапов индустриализации "Севера") в десарольизме,заимствованные от "стадий

экономического роста"У.Ростоу.Уязвленная ЭКЛА выдвинула новые лозунги "ин-

теграции",но обнаружилось,что интеграция под эгидой США не может быть эффек-

тивной,это обострило все противоречия.Ставка на быструю модернизацию в рам-

ках представительной демократии оказалась исторически необоснованной.

   В десарольизме рссматривается дуальная система-два типа стран"центр-пе-

риферия".С ними связаны "традиционные общества" и "современные общества".

Первым приписывается отсталость,вторым все плюсы прогресса.И это делается

без учета строя,по технико-экономическим показателям.Тот же подход осуще-

ствляется и к внутренним режимам,усматривается "традиционный" и "современный"

сектор.Это все варианты теории модернизации.Усматривалось,что капитализм несет

роль динамической функции,стимулируя развитие.

          НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ТРАКТОВКЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

      Семидесятые годы.

  Чилийский неолиберализм:в чилийской конституции 1973г.за ролью государства

закреплялся принцип субсидиарности и корпоративизм,социальное партнерство.

Устанавливался такой экономический порядок,где не государство регулировало

бы экономику,а сам порядок определял рамки деятельности государства,не допу-

ская инициативы последнего.Это дает фундамент общественных и политических

свобод,неограниченные права частной собственности и личной инициативы.Кор-

поративные объединения должны носить автономный характер.Государство может

вмешиваться в экономику путем реализации экономической политики.Государству

отводится роль менеджера на службе монополий,у него боьшие полномочия,он

получает новый орган -Совет национальной безопасности.Следует максимально

уменьшить госсектор,ибо силы госсектора могут послужить левым плацдармом

революционной борьбы,поэтому Европейская модель социал-демократии здесь

исключалась и бралась модель северо-американская.В обязанность государст-

ва вменялось обеспечение равных шансов,национальное единство,а цель-общее

благосостояние:национальная безопасность,национальное единство,что в ин-

тересах монополистической буржуазии.Развивались идеи авторитаризма с силь-

ной президентской властью.В качестве модели выбирался автократический ре-

жим,независимость избрания президента от конгресса.Конгресс уравновешива-

лся аполитичным сенатом,последний призван поддерживать линию правительства

против депутатов.Правоавторитарный,репрессивный,но гражданский режим при сох-

ранении политической власти военных максимально приемлем для м о н о п о л ь-

н о г о   капитализма.

   "Бразильская модель"-коренная перестройка социальной модели в стране,

преодоление отчуждения трудящихся,признание профсоюзов и превращение из в

сообщников госнадзора.Новыя система социальной защиты:централизованнвя,

поставленная на  гососнову,с обязательным учетом трудящихся.Бразильское

государство берет на себя те функции,к которым на привязаны ни индивиду-

альные,ни групповые действия для того,чтобы возникла ненужность забасто-

вок,так как предполагаются политические переговоры.Система социальной

защиты(медицинское,социальное обслуживание),плюс мероприятия по приобщению

трудящихся к собственности(планы социальной интеграции,программы по стиму-

лированию собственности у госслужащихпособия по безработице,национальные

организации по строительству жилья,по пополнению трудовых сбережений,рас-

ширение участия в прибыли,регулирование конфликтов.В средине 70х прояви-

лась борьба профсоюзов за социальное партнерство по поводу компенсации

зарплат в связи с ростом индекса стоимости жизни на 34%,требование воз-

местить эти убытки за последние 4 года.Возобновилось забастовочное дви-

жение.

   ТНК укрепились в самых динамичных отраслях:автомобильной,электро-тех-

нической,создавая современную интегрированную экономику с высокой концен-

трацией производственных сощностей,технологий и квалифицированной рабо-

чей силой.Эти рабочие выдвигали новые требования скорее государству,чем

предпринимателям (увеличение уровны жизни,гарантии социальных условий),

участие в вопросах найма,продвижение по службе,укрепление рабочего пред-

ставительства на предприятии.

   Конец "бразильского чуда" 1974г. связан с расслоением буржуазии.В усло-

виях бума они были единой опорой режима,но как только заколебалась основа

извлечения сверхдоходов,произощло размежевание.Крупная монопольная буржуа-

зия,тесно связанная с иностранным капиталом системой участия в акционерном

капитале("ассоциированная буржуазия") выступила за либеральный режим,но оп-

ределяла его границы.При правительстве Медиси (1969-1974) они были за осла-

бление напряженности и поиске выхода с минимальными потерями.Когда исчезла

стабильность экономического развития,крупные монополии не захотели мириться

с могуществом госсектора и относительной автономией государственного аппа-

рата.Идейные вдохновители этой концепции Д.Нето,Э.Гудин,О.Бельоес под видом

защиты частной инициативы проводили линию экономического либерализма:против

государственного вмешательства в экономику.В 1976г, в частных компаниях соз-

рело движение "против государственного социализма"-за уменьшение вмешательс-

тва государства в дела крупных монополий и подчинение госаппарата контролю

крупной буржуазии.Проповедуя ограниченную либерализацию,они стремились не

допустить роста других,неэлитных групп.Последним отводилась роль пассивных

участников,действующих через посредников в лицеправительственной партии.

   Немонопольная часть буржуазии имела иные позиции,критически оценивала

правительство,авторитарный режим.Торговая и промышленная федерация в фев-

рале 1977г. изложили свои позиции:необходимость демократического правите-

льства и избирательной системы,участие народа в политической жизни страны

пересмотр экономической политики в соответствии с конъюнктурой международ-

ного и национального рынков.Их поддержала националистически настроенная

буржуазия.Местные предприятия испытывали последствия экономического спада,

меры военных были напрвлены на то,чтобы подправить экономичекую модель по

выравниванию торгового баланса,уничтожить импортные ограничения,увеличить

процент по займу,что привело к столкновению правительства и местных пред-

принимателей,так как национальная экономика оказалась незащищенной.Нежелание

мириться со второстепенным положением в политичеких структурах,с фактом отс-

транения от принятия политических решений,с ухудшение экономической конъюнк-

туры,когда значительное влияние и вес имела государственная бюрократия,адми-

нистративно-государственные предприятия(второй эшелон правительства).Послед-

ние не допускали предпринимателей к диалогу с исполнительной властью.Развитие

национальных частных предприятий отвечало целям правительства. Медиси и Гай-

зела,их стратегии выхода из кризиса.К 1979г. государство стимулировало

частные предприятия как экономические единицы.Был создан Совет промышленного

развития с участием представителей национального капитала.Идеологи бразильской

можели выступали за социально ответственный перед обществом бизнес.Изменилась

институциональная модель-возникли большие институты участия,коллективная

концепция социального партнерства.Идея социального партнерства прозвучала

в "Манифесте 8" лидеров местной буржуазии,где подчеркивалась важность реформ

в экономической и социальной области,справедливой политики в области з/п,ве-

дение переговоров без опеки государства.

   КОНЦЕПЦИИ неокапиталистической модернизации 70х-это стратегия экономи-

ческого развития,расширение социально-экономичеких функций государства,усло-

жнение его взаимосвязей с предпринимателями.Это конструктивное комбинирование

известных теорий.Чили выдвигает теорию социальной интеграции и развития вмес-

те с теорией конфликтов,бразильцы-"конец идеологий-только одна идеология-ра-

звитие".Появляются идеи социального партнерства,концепция социальной ответс-

твенности бизнеса.Возникла тенденция отделения собственности от управления.

Социальная ответственность предполагала иной бизнес.Политика частично освобо-

ждается от государственного контроля и регулирования в социальной области.

Среди мелких и средих предпринимателей не проявилось стремление к получению

только прибыли,а идея честного и справедливого бизнеса.

   Идеология Чилийской хунты-корпоративизм:"Человек как создание Бога имеет

приоритет перед государством.Государство должно играть "субсидиарную",вспо-

могательную роль.Основная функция государства-обеспечивать общие блага,т.е.

функция наивысшего порядка,когда как все члены общества борются за достиже-

ние личного благга и одновременно каждый за благосостояние всех.Эта "круго-

вая порука" отличается от "всеобщего благоденствия" развитых стран,где все

сводится к индивидуальному благу,стремлению его достичь за счет других,и

социалистическому,где все наоборот.Поэтому необходимо укрепление производ-

ства,пропоганда иерархических ценностей франкистской Испании.Государство

должно выполнять те функции,которые не под силу прочим человеческим ин-

ститутам,муниципалитетам,профсоюзным коллективам.Они тесно связаны с поста-

новкой вопроса о социальной власти,которая в отличие от политической вла-

сти должна осуществляться этими промежуточными общностями и преследовать

сугубо профессиональные цели.Особая роль в функциях социальной власти отводится

корпоративным объединениям "гремиос".Их задача-содействовать правительс-

твенным акциям,предоставлять техники,чтобы слово людей знания превалиро-

вало бы над лозунгами,чтоб ыбыло подлинное равноправие социального участия

в управлении предприятиями и получения прибыли.Позитивный юридический порядок.

Национальное единство в условиях либеральной демократии не возможно.Демокра-

тия имеет ограничения и только там применима6где человек труда эффективно

участвует в управлении государством через свою корпорацию.Неолиберализм

чилийской школы и авторитаризм Пиночета имеют тесную связь.Концепция со-

циального партнерства.

Посконина Л.С.-Критика леворадикальных концепций.-Наука,1988г.-176с.

    ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ 60-70х-кризис.На этом фоне появилась элитар-

но-технократическая концепция как ограничение идеологии плюрализма.

  Леворадикальные немарксистские концепции обыгрывали принцип "традици-

онность"-"современность".Теория зависила от того,как трактуют вопрос раз-

вития и закономерностей развития стран региона,о характере,пределах и возмо-

жностях латиноамериканского капитализма,альтернативных выходах из структурного

кризиса.Оценка генезиса,природы и системы функционирования капитализма в

Латинской Америке,его историческая перспектива служит базисом для анализа

ключевых вопросов истории и будущего континента.Здесь же альтернативы развития.

Анализируются проблемы слабой развитости,отсталости и зависимости,роли им-

периализма,перспективы борьбы за экономическую самостоятельность,попытки вы-

хода из глубокого структурного кризиса,система международного разделения труда.

Леворадикальную школу политэкономии составили П.Бэран,Л.Суизи.Структурно-функцио-

нальная шкла:Парсон-Мертон(США),Основа левого радикализма-критика дуальной

системы десарольизма,замена ее монической:Слаборазвитые страны-второй полюс

единого системного процесса.Унаследовали глобальный подход к исследованию

мировой экономики от десарольизма,дают иные ответы на причины отсталости.

Предлагают свой выход из глобального структурного кризиса.Развитость и от-

сталость связывают мир в единое целое,эти полюса возникли в процессе стано-

вления капитализма,складывался мировой рынок,международное разделение тру-

да.Это не последующие стадии,это параллельный процесс.отсюда следует необхо-

димость найти свой путь развития и не повторять стадии индустриальных стран.

Капиталистический путь несет не динамику,а отсталость и застой,установивши-

еся связи-условие отсталости.

   Была разработана теория внутреннего колониализма:на внутренний социально-

экономический строй перенесли отношения государств в модели "центр-периферия",

господства и подчинения.На капитализм возложили отвественность за отсталость.

Кардозо:"Индустриализация,капиталистическое накопление не могли бы существовать,

если бы не существовало полуфеодальной эксплуатации деревни.А.Кихано говорит

об эксплуатации сельских регионов городами,называя их внутренними метрополиями.

Отсюда делается вывод о новом типе дуализма.Этот тип дуализма складывается в

периферийных субсистемах,вызывая внутреннюю дифференциацию единого общества.

То же происходит с классами.Их теория развития рассматривается не как тех-

никоэкономический роста,ускоренногоразвития одних только производительных

сил,а как изменение совокупности общественных отношений,экономических и соци-

альных функций,имеющих целью построение нового общества.Для них не применимы

стадии роста из характера использования техники,богатства или уровня потреб-

ления,игнорируются социально-экономические факторы,затушевываются производс-

твенные отношения и выдвинаетмя на передний план психологический аспект.

Леворадикальный анализ социальных сил производился с учетом социальных па-

раметров.Сам экономический рост не несет тенденций к улучшению р а с п р е-

д е л е н и я,это зависит от давления социальных групп,модели политического

участия.Абстрактные методы анализа процесса развития ведут к отрыву экономи-

ческого анализа от социального и развитие рассматривается либо через призму

экономического роста,без учета проблем отношений,либо все объясняетсяпсихо-

логическими особенностями руководящих элит.

   Альтернативный вариант теории роста Ростоу дает Т.Дос Сантос:зависимость

не преодолима без качественного изменения хозяйственных структур.У Фуртадо

теория развития должна основываться на накоплении капитала,оно имеет главную

функциональную роль.И еще есть роль технологий.Развитие есть не только форма

использования капитала,но и улучшение жизни масс,т.е.улучшение в сфере произ-

водства должно распространяться и на сферу распределения,так как развитие

совершенствует развитие человека,чтобы раскрыть свои творческие силы.Отсюда

необходимо изменить власть,определить функции государства.

   Они обращают внимание к социально-экономическим аспектам развития.Страте-

гическая цель-построение общества на принципах демократии,экономики и власти,

на участии масс в экономике и культуре,новая система ценностей.Мобилизаия

ресурсов путем системного и планового использования человеческих,природных,

экономических,демократических,технических и др.резервов есть подлинное раз-

витие в отличие от простого роста.Подлинное развитие-развитие только независи-

мое.Неспособность капитализма решить ни одну из проблем ЛА.Т Дос Сантос

делает вывод о том,что дальнейшее развитие капитализма в ЛА не соответсву-

ет стратегии развития.Действия ТНК консервируют отсталость,но они поощряют

выгодное им развитие кое каких отраслей.У Кардозо теория "зависимо-ассоции-

рованного развития" в переплетении интересов трех секторов:Местного,госу-

дарственного и ТНК.Дальнейшее развитие капиталистических отношений определяет

будущее индустриализации и расширение внутреннего рынка в Бразилии,Аргентине,

Мексике.Проникновение финансового капитала ускоряет производство,стимулирует

развитие производительных сил.Существование этой модели основывается на междуна-

родном разделении труда,нового уровня богатства.Новая зависимость отражается

структурным динамизмом,чем тенденцией к стагнации,и развитие не исключено.

Это развитие на фоне бедности.Зависимое.монопольно капиталистичекое,но раз-

вивающееся.Проникновение ТНК несет не только стагнацию.Процесс капиталисти-

ческого накопления хотя и деформирован зависимостью,ассоциации частного и

государственногго капитализма с иностранными монополиями дает возможности

экономического развития.С развитыми странами ЛА сближает уровень урбаниза-

ции в Бразилии и Аргентине:следует теория ультраимпериализма.

   Структурализм-метод,основанный леворадикалами.Базируется на изучении структур,

видят источник здесь,в структурах.Теория "з а в и с и м о г о  развития".

Способ производства.Экономический экспорт."з а м е щ е н и е  и м п о р т а".

"интернационализация внутреннего рынка".ТНК.Процесс формирования структур,

процесс трансформации.Отсталое общество не может развиваться до тех пор,

пока существуют условия господства и зависимости,оплот состояния слаборазви-

тости.

  В 80х сформироваласи концепция "иного развития".Кризис "глобальный лати-

ноамериканский характер".Кризис целого поколения идей.Учет не только причин

и динамики,но и выбор альтернатив.Не только ликвидация задолженности,но и

расширение экономической жизни."Глобальный и полный пересмотр общества".

Приток нефтедоллров не способен обеспечить модернизацию.Перестройка между-

народный отношений на демократической основе.Международное сотрудничество в

целях развития.Природа кризиса в структуре связей с мировым капитализмом.

Переплетение сказывается на внешних и внутрених структурах.П.Вускович

считает,что это и породило внешний долг.Деятельность ТНК усилила процесс

поляризации,породила новыя явления в социальной структуре.Доступ к новым

достижениям науки,технологиям сопровождается серьезным столкновением с ТНК.

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz